Образовательная система Казахстана стоит на пороге изменений. Внедрение искусственного интеллекта требует не просто цифровизации, а фундаментальной перестройки подходов к преподаванию, отмечает Altyn-orda.kz
От монолога к диалогу
Классическая роль учителя как носителя абсолютного знания больше не отвечает реалиям времени. Ученики всё чаще получают доступ к информации напрямую, минуя посредников. Это трансформирует цели и формат школьного урока. Теперь от педагога требуется не контроль, а наставничество, не дисциплина — а партнёрство.
Однако путь к школе будущего упирается в ключевую проблему: недостаточную готовность педагогов и слабую цифровую культуру у учащихся. По данным ICILS-2023, почти половина казахстанских восьмиклассников не справляются с базовыми заданиями по цифровой грамотности. Лишь 39% учителей чувствуют уверенность при выявлении онлайн-мошенничества.
Глобальные тренды — и местные реалии
ЮНЕСКО, OECD и инициатива TeachAI задают параметры перехода к образовательной системе нового типа: интеграция ИИ в учебные процессы, развитие критического мышления и цифровой гигиены. Казахстан частично следует этим ориентирам.
С 2025–2026 учебного года начнётся пилотное внедрение нового образовательного стандарта, включающего элементы ИИ во все предметы — от математики до физкультуры. Подготовлено более 160 тысяч педагогов. Введён учебный ИИ-ассистент AI Kitap.
Однако, по мнению экспертов, технологии без реформ системы управления — мёртвая инвестиция. Казахстану предстоит отказаться от авторитарной модели преподавания, чтобы создать атмосферу доверия, необходимую для развития самостоятельности учащихся.
Критическое мышление — как основа
Развитие ИИ невозможно без массовой медийной и информационной грамотности. В Казахстане базовые навыки цифрового взаимодействия сформированы, но системное критическое мышление остаётся слабым звеном. Согласно исследованию MediaNet, 70% подростков уверены, что могут отличить правду от фейка, но только 29% используют инструменты проверки фактов.
В школах ИИ уже используется — в проектах по литературе, истории, визуализации. Но без понимания алгоритмов работы ИИ, его ограничений и рисков (предвзятость, галлюцинации, дезинформация), это превращается в формальную игру.
Разрыв ожиданий: технологии vs атмосфера
Родители всё чаще оценивают школы не только по академическим показателям, но и по качеству взаимодействия между учениками и учителями. Частные школы обещают инновации, но не всегда обеспечивают результат. Государственные — часто сильны академически, но страдают от жёстких практик.
Эксперты подчёркивают: ключевой вызов — формирование безопасной, открытой среды, где дети могут задавать вопросы, ошибаться, искать свои смыслы. Именно это станет фундаментом для использования ИИ как инструмента развития, а не подмены мышления.
Риски цифрового неравенства
Несмотря на государственные инициативы, в реальности усиливается цифровой разрыв между школами, регионами и слоями населения. Доступ к ИИ и качественным цифровым ресурсам различается, как и уровень подготовки педагогов.
Если эти различия не будут устранены, Казахстан может столкнуться с новой формой неравенства — когнитивным. В одном классе дети будут обучаться с помощью ИИ и интерактивных платформ, в другом — работать по устаревшим методичкам.
Казахстан демонстрирует политическую волю к реформам и цифровизации образования. Но технологический скачок не должен подменять ценностную трансформацию. Без доверия, открытости и критического подхода к информации нейросети не станут инструментом прогресса. В противном случае — искусственный интеллект рискует остаться красивой презентацией.