Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков рассказал, что такая тенденция напрямую связана с изменением размера таможенных сборов. Напомним, что в 2010-2011 годах в Казахстане действовали льготные пошлины на ввозимые авто. 1 июля 2011 года размер пошлин увеличился сразу в несколько раз.
По мнению эксперта, тенденция к снижению импорта будет сохраняться даже после вступления Казахстана в ВТО, когда снизятся таможенные пошлины. «Я боюсь, ничего не изменится. Россия вступила в ВТО и ничего не изменилось. Тот же утилизационный сбор придумают, или еще что. В рамках Таможенного союза законодательство должно быть гармонизировано. Не может быть, чтобы в одной стране таможенные пошлины были 30 процентов, а в другой — три процента», — отметил Эдоков.
Он пояснил, что снижение пошлин компенсируется новыми видами сборов и ввозить в Казахстан автомобили выгоднее не станет. «В первую очередь это следование политике России по ограничению ввоза автомобилей, потому как она защищает свой автопром. В Казахстане своего автопрома, на мой взгляд, как не было, так и нет. Его львиную долю составляют устаревшие российские модели. Нам защищать нечего», — заявил эксперт.
Эдоков добавил, что ближайшие несколько лет казахстанцы будут вынуждены пересаживаться на российские автомобили. Стоит отметить, что уже сейчас 41 процент всех продаж новых авто в Казахстане составляют модели Lada. Эксперт считает, что альтернативой российскому автопрому могут стать корейские машины, которые собираются в Казахстане. «Но цены на них отнюдь не бюджетные», — заключил Эдоков.