Санжар Кеттебеков – нечастый гость в Казахстане. Легче всего застать его на московских интернет-площадках в качестве спикера по вопросам эффективной работы с интернет-аудиторией и другим «глобальносетевым» темам. Однако при активном поиске основателя компании, работающей в сфере новых решений и прикладной поведенческой аналитики, надо лететь прямиком в Соединенные Штаты, в лос-анджелесский офис нашего соотечественника. Там вас встретят в духе незабытого казахского гостеприимства – с улыбкой и чашечкой чая.
В этот раз мы застали господина Кеттебекова в Алматы. Спикер площадки выставки ASTEX, что проходит в рамках Астанинского экономического форума, рассказал нам о целях своего визита, поделился секретами построения успешного стартапа и объяснил, почему в развитии рекламного интернет-рынка мы отстаем от демократичной державы на 5 лет.
Миссия: обеспечить наши стартапы западной экспертизой
Я заинтересован в акселерации и продвижении казахстанских стартапов. У меня очень много связей, включая такие компании, как Yahoo, BBC, CNN, а также «Силиконовая долина», и одна из мыслей, которую мы сейчас развиваем, – создание группы западных экспертов, реально заинтересованных в обеспечении экспертизы для казахстанских стартапов. Я долгое время работал в Tribune, поэтому мы все друг друга знаем. Если говорить конкретно, то к этому хорошему начинанию я привлек Роберта Беллака – генерального директора компании Newegg, а также основателей второго по величине интернет-магазина после Амазона – Retail. Кроме того, я пригласил представителей MySpace, пару человек из Yahoo, Microsoft, Overture. Они также согласились обеспечивать экспертизу. Как вы понимаете, все эти люди так или иначе связаны с электронной коммерцией.
Открытие IT-школы в Алматы
Если говорить о казахстанских стартап-проектах, то я видел немного. Поэтому у нас с Фондом развития ИКТ после ASTEX выделено время для проведения IT-школы. Да, это событие мы оставили напоследок. Будем производить отбор проектов с 24 по 26 мая в МУИТ. По качеству стартапов… казахстанские пока оставляют желать лучшего. Но это пока. Идеи неплохие, просто невыращенные. Ожидать, что они будут каким-то образом подходить к глобальной индустрии, не стоит, потому как нет экспертизы. Для того мной и привлекаются западные эксперты.
Мы хотим посмотреть, грубо говоря, переделать бизнес-направление, план, продуктизацию, которую пытается сделать стартап. Это делается, для того чтобы вывести эти существующие идеи на более качественный уровень, чтобы эти технологии были конкурентоспособными. Хотя бы на рынке постсоветского пространства. Это задача-минимум. По срокам – в зависимости от каждого индивидуального проекта: для некоторых это 3 месяца, для других – полтора года.
Из того, что я видел: направление большинства казахстанских стартап-проектов – электронная коммерция. Но изначальная их проблема – расчет на казахстанский рынок. А казахстанский рынок – он маленький. Чтобы этому стартапу выжить, нельзя рассчитывать на локальный рынок.
О цене денег и менталитете
У Казахстана и России практически одна и та же проблема: отсутствие зрелого рынка, отсутствие монетизации на этом рынке. Если предложен сервис, существует большой риск, что там будет недостаточно капитала, чтобы выжить. Это комплексная проблема, и она также состоит в наличии капитала, который инвестируется в конкретный стартап.
Кроме того, я вижу грабеж инвесторами этих стартапов. Нереально дорогие деньги. Есть такое понятие – цена денег, когда какую-то долю компания забирает за данные инвестиции. Так вот, в России в два-три раза больше номинала, чем в США. Это происходит из-за отсутствия предложения на рынке денег. Не так много конкуренции, живых венчурных денег мало.
Еще одна проблема – это умные деньги. Вложения есть, но инвестор не берет на себя активную роль, чтобы довести этот стартап правильно. В принципе, он должен помогать в плане бизнес-развития, связями и контактами, проникновением на какие-то рынки. Но этого не делается. Психология инвесторов – как быстрее что-нибудь сорвать.
У российских инвесторов нет опыта ведения долгосрочных инвестиций. Да, им есть у кого поучиться, и они стараются это делать. Но неважно, сколько раз ты говоришь, надо уже начинать делать. Проблема в менталитете, а его изменить трудно. Уходит какое-то время, чтобы денежный рынок вырос по уровню сознания.
На сегодня наблюдается повышенный интерес к российскому рынку со стороны западных венчурных компаний. Но нельзя полагаться только на чужие инвестиции, на западный опыт, нужно самостоятельно развиваться. Это должно вырасти внутри страны, и уже местные понятия должны превалировать в построении бизнеса.
Если мама не верит в вашу идею, то ничего не выйдет
Неумение быстро и доступно донести свою идею до инвесторов – с этой проблемой я столкнулся в России. Аспиранты Новосибирского академгородка представили проект, который технологически сложен инвесторам, не специализирующимся на данном высокотехнологичном уровне. А задача стоит большая – упростить идею настолько, чтобы можно было объяснить все за 30 секунд. Поэтому я создаю такую структуру, чтобы докопаться и понять идею. Это нетипичный подход для инвестора. Как правило, большинство из них не смотрит на уровень идеи. А по мне – правильный подход в предпочтении качественных идей. Ведь хорошая идея стоит намного больше. Поэтому вся задача заключается в распознавании ее уровня.
Внешние инвестиции – это долгосрочные инвестиции. Об этом, и не только буду говорить на ASTEX. Второе направление – обзор последних технологий, которые имеют отношение к рынку рекламы и электронной коммерции. Эффективной коммерции. Сейчас на западном рынке упор на эффективность.
Создание соцсети ради удовольствия – утопия
Аудитория Интернета везде одинаковая, по большей мере. На Западе люди больше проводят в социальных сетях, но делают они одно и то же. Различается качество аудитории: западная завалена информацией, рекламой, зато российская – сама по себе восприимчива. А в Казахстане, может, даже более восприимчива, чем в России. Рынок не насыщен. Тем более в Казахстане превалируют российские сервисы.
Изобретение собственного велосипеда – как социальная сеть вроде «Вконтакте» или «Одноклассники». Не думаю, что это имеет право на жизнь. Нужно что-то, что было бы завязано на какой-то национальной особенности.
Любая социальная сеть не возникает на голом месте. Чтобы ей выжить, она должна монетизироваться. Создание соцсети ради удовольствия – это утопия. Но в случае с казахстанской соцсетью это не обязательно польза в денежном эквиваленте. Я знаю, есть проект, где связывают анализ ДНК с родовыми признаками и с помощью разного рода проверок в итоге можно даже прогнозировать какое-то конкретное заболевание. Выходит, это должно быть что-то большее, чем просто социальная сеть. Она должна нести какую-то миссию и удовлетворять конкретные потребности, иначе о ее существовании в Казахстане можно не говорить.
О сугубо личном
Есть такое понятие – given back, что значит «отдавать назад». То, что мое появление на казахстанском рынке – это бизнес, естественно, но сама искорка идет от того, что, прожив в Казахстане до 21 года, я хочу что-то отдать. И это уже сугубо личное.
Источник: liter.kz