АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Искусство в офисном пространстве: интеллектуальная инвестиция и корпоративный стиль[:]

[:ru]

Согласно различным опросам, искусство в интерьере офиса помогает снизить стресс, повышает креативность и поощряет обмен мнениями

О том, зачем нужны арт-объекты в корпоративном интерьере, сколько работ должно быть в офисе, чтобы ощущалось «присутствие искусства» и, наконец, почему и для кого мировые компании формируют корпоративную коллекцию, рассказала Тогжан Сакбаева — директор галереи современного искусства Esentai Gallery, основатель проекта Art Future, арт-консультант, куратор, бакалавр социальных наук, магистр делового администрирования, дипломированный специалист Sotheby’s Art Institute.

Зачем офису искусство? Насколько это актуально сегодня?

— Во-первых, идея размещения искусства в деловых и общественных интерьерах давно принята западным бизнес-сообществом. Уже не удивляет, что картины, скульптуры и инсталляции расположены в аэропортах, гостиницах, ресторанах, торговых центрах, и даже в больницах. В холле крупных зарубежных офисов можно увидеть работы Дэмиена Херста и Аниша Капура и в Казахстане, кажется, тоже подхватывают этот тренд. По крайней мере, заказчики все чаще откликаются на оригинальные art-решения, созданные либо специально для их офисных пространств, либо начинают формировать свою коллекцию работами известных мастеров. Исследования влияния искусства на корпоративную эффективность показывают, что оно действительно способно улучшать климат в коллективе, снижать уровень стресса и повышать комфорт офисной среды.

Я сама долгое время работала в корпоративной среде. Мы проводим на работе такое количество времени, что наши потребности относительно качества жизни в офисе создают все новые и новые задачи перед работодателем, а значит и перед специалистами в области создания делового пространства. Мы уже не делим свою жизнь на работу и дом, мы хотим получать позитивные эмоции и вдохновение, как проводя время с близкими людьми, так и занимаясь важным бизнес-проектом. Другими словами, любое искусство в пространстве говорит о вкусе и высоком уровне культуры компании, заботы руководства о сотрудниках, подчеркивает индивидуальность, идентичность, корпоративные ценности компании.

Какое влияние оказывают арт-коллекции крупных компаний на корпоративный стиль?

— Инвестировать в искусство престижно. К тому же, крупные компании, например, Microsoft, видят в этом составляющую корпоративной социальной ответственности: создавая коллекции, где сочетаются и современное искусство, и старые мастера. Карпаччо, Фрагонар, Климт, Хокни, Лихтенштейн, Рихтер, Кунс, Бэкон, Фрейд, Баския, Кахидзе и многие другие.

 

Лидирует в этом направлении со своей коллекцией, конечно же, Deutsche Bank.  Коллекция начала формироваться более 35 лет тому назад и сегодня в ней представлены такие имена, как Пит Мондриан, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер и другие. Работа Герхарда Рихтера, одного из самых дорогих художников современности, в лобби главного офиса в Нью-Йорке — показатель высочайшего статуса коллекции, как и отменные работы Фрэнсиса Бэкона.

А коллекция банка UBS считается самой высококачественной и удачно составленной в мире. Кураторы выбрали ряд важных работ, которые рассказывают о ключевых событиях каждого десятилетия – от 60-х и до нового времени. Речь идет о политических, экономических и культурных изменениях. Например, 60-е – это экономический рост, бэби-бум, The Beatles и так далее, 70-е – энергетический кризис, идеологические движения, выросшие из протеста против войны во Вьетнаме, развитие искусства перформанса…

Какие примеры вы могли бы озвучить на казахстанском рынке? Кто сегодня ваши клиенты?

— Местные компании все больше начинают осознавать роль искусства в обществе в целом, важность поддержки и развития культуры. Но пока включение предметов искусства больше выполняет декоративную функцию. Работы профессиональных художников в свою арт-коллекцию приобретают те компании, руководство которых уже осознает силу искусства, коллекционирует предметы искусства, стремится поделиться своими частными коллекциями в открытых пространствах. Лидером сегодня является, конечно же, компания Capital Partners, которая для всех посетителей открыто демонстрирует такие работы, как бронзовая скульптура современного колумбийского художника Фернандо Ботеро, работы одного из моих самых почитаемых мастеров — испанского скульптора Жауме Пленсы. Помимо работ Пленсы и Ника-Фиддиана Грина в Esentai Park можно найти работы Ричарда Орлински, Кристиана Мааса, Рокси Пейна, Жермена Ришье и нашего соотечественника Нурлана Туреханова.

«Спокойная вода», Ник Фиддиан-Грин

Наша основная задача – поддержка и развитие художников и скульпторов из Казахстана и Центральной Азии. Здесь важно подчеркнуть недавний опыт, когда мы занимались подбором и созданием уникальных работ для нового, инновационного офисного пространства Level 8, который расположен на 8 этаже Esentai Tower. Руководство вовлекло сотрудников, которые активно принимали участие в выборе работ, материала, в создании образов, диалога с пространством и дизайном с учетом корпоративных ценностей. Я считаю, это очень важный момент! Так как успех любого пространства – это люди, живые, настоящие, страстно переживающие за свое дело, которые проводят здесь большую часть времени дня, недели и года.

Пожалуй, для меня главное достояние Level 8 – картины казахстанских художников, которые, используя традиционные материалы и образы, создали работы современного искусства в диалоге с высокотехнологичной средой пространства коворкинга. Работы в интерьере коворкинга, с которыми ежедневно сталкивается каждый резидент рабочего пространства, больше нигде не найти. Это эксклюзивные войлочные произведения искусства, в которые мастерски интегрированы локальные традиции региона.

Каждая из работ была индивидуально подобрана для комнат, в которых они располагаются. Например, Happy Mountains – это картина из войлока и шелка одного из самых именитых художников Казахстана, Алибая Бапанова. Яркое панно органично вписалось в интерьер Medeu Boardroom, самого большого конференц-зала, рассчитанного на 16 человек. Панно «Elevation» размером с целую стену размещено в коворкинг зоне открытого пространства. У него своя отдельная история размещения, так как работа большого размера, созданная вручную цельными пластами, не сразу помещалась в дверные проемы, и руководство даже было готово разобрать оконные проемы и занести работу с альпинистами через крышу высотки! Все ради искусства! (смеется). На этом панно художник в авангардном стиле изображает горные вершины в минималистичном исполнении, создавая динамику движения.

«Сидящая женщина с фруктом», Фернандо Ботеро

«Сидящая женщина с фруктом», Фернандо Ботеро

 Kolsay и Kaindy, картины, которые украшают одноименные конференц-залы, также были сделаны из войлока и шелка. Автор использовал яркие краски и нетрадиционные художественные инструменты, которые сумели передать неземную красоту жемчужин казахстанской природы. При этом картины имеют своеобразную форму: неровные края подчеркивают формы изображенных объектов.

Как правильно использовать искусство в офисном пространстве?

— Если предметы представляют собой уникальные образцы живописи, скульптуры и являются частью коллекции руководства компании, можно организовать их экспозицию в кабинетах топ-менеджмента, VIP-переговорных и представительских офисах. Зона ресепшен часто пренебрегается, хотя на самом деле именно эта зона первая встречает «зрителя» в лице гостя, клиента, сотрудника и может иметь сильное визуальное послание, именно оно откладывается на бессознательном уровне сильнее всего. Работая над проектом Level 8, руководство и сотрудники приняли решение разместить работу «Постномадическая реальность» именно в зоне ресепшен, картину молодой казахстанской художницы Гульнур Мукажановой, которая работает на стыке восточных традиций и европейского дизайна. Этот арт-объект является олицетворением солнечного диска в эпицентре жизни резидентов рабочего пространства. Работа заряжает своей энергией на весь день, оранжевый – цвет интеллекта, а мягкая текстура войлока стала символом бережной заботы компании о всех сотрудниках и гостях. Также при создании работ учитывались корпоративные цвета бренда компании, освещение, текстиль в интерьере, мебель, цвет стен и так далее.

Панно Kaindy, Алибай Бапанов

Панно Kaindy, Алибай Бапанов

Были ли случаи, когда это всего одно полотно или скульптура?

— Вполне можно представить, что один сильный с художественной точки зрения и необычный объект может стать центром и единственным элементом экспозиции. Искусство обладает удивительной способностью собирать и формировать пространство. Иногда один арт объект способен полностью держать на себе интерьер. Например, в пространстве Level 8 панно Elevation стало центром и единственным элементом экспозиции всей открытой зоны коворкинга.

 

https://forbes.kz/life/style/iskusstvo_v_ofisnom_prostranstve_intellektualnaya_investitsiya_i_korporativnyiy_stil/

[:]