Казахстан является транзитным государством не только в географическом смысле, но и мостом между исламской и европейской цивилизациями. Это дает нашей стране ряд конкурентных преимуществ, которые необходимо эффективно использовать. В том числе и в финансовой сфере.
В нынешнем году исламские финансисты признали президента Казахстана Нурсултана Назарбаева глобальным лидером в этой сфере. К 2020 году Казахстан должен стать не только финансовым центром Евразийского союза, но и региональным хабом исламского банкинга в странах СНГ и Восточной Европы, а также и в десятку ведущих финансовых центров Азии.
АРИФ не на час
Если сравнивать с классическим западным банкингом, то исламское финансирование (ИФ) в Казахстане находится еще на начальном этапе. Однако по свому потенциалу, условиям финансирования ИФ обладает рядом бесспорных преимуществ. Тем более, в эпоху инновационной индустриализации страны, когда инвестируется реальный сектор экономики, а значит, нужны недорогие и «длинные» деньги.
По словам Кайрата Келимбетова, Нацбанк РК стремится к созданию таких условий, чтобы исламское финансирование рассматривалось в казахстанском обществе как бизнес-практика, а не религиозная деятельность.
Как сообщил председатель Ассоциации развития исламского финансирования (АРИФ) Ерлан Байдаулет, в Казахстане в 2015 году планируют усовершенствовать законодательство в сфере исламского финансирования.
По его мнению, в настоящий момент РК законодательство по части ИФ носит чисто декларативный характер. Так, в Гражданский кодекс вошел новый термин «исламское финансирование». Поэтому глава АРИФ считает, что необходим новый полноценный закон по исламскому финансированию. «Планируем его получить где-то к середине следующего года, и тогда это будет серьезный толчок для развития всей индустрии», — заверил он на брифинге в СЦК.
Новый закон должен создать, прежде всего, институциональную базу ИФ, без которого невозможно привлечение серьезных инвестиций. В тоже время отечественные исламские финансисты ждут от парламента детально проработанного правового документа, в котором будет ясно и однозначно прописан весь операционный инструментарий и налоговый режим.
Теория и практика
Что же касается ближайших планов ИФ, то у Исламского банка развития (ИБР) в Казахстане намечено 9 проектов. По информации главы АРИФ четыре из них связаны с инвестициями в сельское хозяйство, три — дорожные проекты, один — в области энергетики. Еще один проект стоит особняком — совместно с СПК «Астана» ИБР планирует профинансировать проект школьного питания в Астане. Как подчеркнул Е.Байдаулет, финансирование в этом случае будет очень «мягким».
Напомним, исламский банкир — это, прежде всего, партнер, который делит с клиентом все, в том числе и убытки. Он строго придерживается этических принципов, не финансирует производство табака, алкоголя, азартные игры и т.д. Зато поддерживает праведные (халяльные) проекты. Причем, клиентом исламского банка может быть любой человек, независимо от веры — 50 % его клиентов не являются мусульманами. В случае неудачи проекта, исламский кредит списывается, а добросовестный клиент освобождается от финансовых обязательств перед банком.
Очевидно, что исламский банкинг консервативен по определению и не может быть высокодоходным. Зато и банковские риски в ИФ значительно ниже.
В Казахстане в течение следующего года планируется создать ипотечную компанию Халяль, где будут выдаваться беспроцентные халяль-кредиты. Однако не стоит думать, что это совершено бесплатные деньги. Если в в двух словах, то это льготное кредлитование. Господин Байдаулет привел в пример проект сельского водоснабжения Карагандинской области, который является беспроцентным, но Исламский банк развития (ИБР) компенсирует свои издержки — они в данном случае составляют 0,01%.
По данным сайта www.m-economy.ru, в настоящее время исламская ипотека имеет несколько разновидностей в зависимости от той модели, которая лежит в ее основе.
1)Мурабах — от клиента требуется первоначальный взнос. Далее Банк выкупает дом (квартиру) и перепродает клиенту. Оставшуюся часть стоимости квартиры клиент выплачивает в рассрочку. В цену, по которой банк перепродает дом клиенту, закладывается прибыль банка и инфляционные издержки.
Главное преимущество модели мурабаха — с момента внесения первоначального взноса и заключения договора право собственности на жилье переходит к клиенту.
2) Иджара — клиент находит жилье, после чего банк покупает его и сдает в аренду клиенту. Таким образом, клиент с этого момента выступает в роли арендатора, а продавец — в роли арендодателя. Арендодатель, как правило, пересматривает размер арендной платы с учетом изменения рыночных цен. Одно из главных преимуществ модели иджара — клиенту не надо располагать значительной суммой для заключения договора.
3) Мушарака — это договор товарищества, в котором полученная прибыль делится между сторонами в заранее оговоренных долях. А убытки распределяются пропорционально вкладу в капитал. Убывающая же мушарака представляет собой форму товарищества, в котором одна из сторон заранее оговаривает свое намерение выйти из проекта до конца его существования самого товарищества. Таким образом, клиент в соответствии с соглашением между ним и банком постепенно или сразу выкупает долю банка в товариществе. Результатом подобной транзакции становится выкуп клиентом доли банка в проекте. Последняя модель использовалась в работе потребительского общества «Мэнзил» в РФ, предлагавшего услугу по приобретению жилья для мусульман в соответствии с шариатом.
Бек Аргынов