До конца 15 века это растение, вероятно, не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно, и раньше, северо- американские индейцы уже употребляли табак. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства.
Слово «табак», возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом «tobaco» у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и несмотря на запреты Инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Посол Франции при португальском дворе Жан Нико в 1560-м году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. Вскоре после этого мода на нюхательный табак распространилась по всей Франции. В честь Нико растение впоследствии получило латинское название Nicotiana, а выделенный из него в начале 19 века алкалоид — соответственно, «никотин».
Со второй половины 16 века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, почти панацея. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний.
В 1580 г. английский аристократ, заядлый курильщик, моряк и поэт, сэр Вальтер Рейли создал табачную плантацию в Ирландии, а позднее — еще несколько, на колониальных американских территориях. Одну из них он назвал «Вирджиния», что впоследствии дало имя самому распространенному сорту табака.
В начале 17 века на территории современной Америки, в основном в английских колониях, возникли и другие табачные плантации. В 1611 году такую плантацию создал в Вирджинии англичанин Джон Рольф.
Семена табака он ввозил из Тринидада и Венесуэлы, а технологию позаимствовал у Вальтера Рейли (и усовершенствовал ее). Уже через 8 лет начался экспорт табака из Вирджинии в Англию, а сам Джон Рольф навсегда поселился в Новом Свете и даже женился на дочери индейского вождя, давшего ему совет попытать счастья в табаководстве.
Среди аристократов были и другие страстные поклонники табака. Сам король Пруссии Фредерик I (нач. 18 века) устраивал при германском дворе курительные торжества, а его сын, Фредерик-Вильям I, даже основал т.н. «Табак-коллегию», на заседаниях которой сочетались такие разные, казалось бы, вещи, как рассуждения о государственных делах, светская беседа и непринужденное застолье, сопровождающееся неумеренным курением трубок. Из российских царственных любителей табака в первую очередь вспоминается, конечно, Петр I — и, пожалуй, больше никто.
Но у табака всегда были и, мягко говоря, оппоненты — и не только в лице Инквизиции. Король Англии Джеймс I еще в начале 17 века неоднократно выступал против курения, считая эту привычку вредной для здоровья, играющей на руку испанской торговле и, что особенно справедливо, вводящей людей в умиротворенное состояние и тем самым ослабляющей военную мощь страны. Он ввел пошлину на ввоз табака в Англию, а во Франции примерно в то же время то же самое предпринял кардинал Ришелье.
Это, конечно, не остановило распространение табака, а лишь способствовало процветанию контрабандного ввоза. А вот на Востоке, особенно там, где из-за жаркого климата курение часто становилось причиной пожаров, за него полагались гораздо более суровые кары. В Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, позорным церемониям и даже приговаривали к смертной казни. В Японии за курение можно было угодить в тюрьму, а у нас в России — подвергнуться пыткам и увечьям. Правда, все запреты и увещевания как не помогли искоренить табакокурение тогда, так не помогают и сегодня, когда каждому человеку с раннего детства известно, что «курение опасно для вашего здоровья».
Во время открытия Америки табак уже был там во всеобщем употреблении. Индейцы Южной и Центральной Америки курили длинные сигары скрученные из листьев растения коиба. (это сохранилось и сейчас у жителей Южной Америки). На языке кубинских индейцев слово «коибо» означало процесс курения. Испанцы и португальцы заимствовали сигары и распространили их в Европе в первой половине XVII в. В Мексике и Северной Америке ацтеки и индейцы были курильщиками трубок, и так как англичане начали свое заселение Нового Света с Северной Америки, то заимствовали первоначально курение табака в трубках, наладив у себя производство курительных трубок из особого кустарникового вереска.
История точно установила дату и обстоятельства, при которых население Европы познало сладость курения табака. В 1597 г. Роман Панов своем повествовании о втором путешествии Колумба в Америку сообщает вполне определенные подробности о распространенности обычая курить табак между жителями этой страны. Еще в первое путешествие Колумба в 1492 г. жители Антильских островов предстали перед ним в дыму табака; табак они завертывали в маисовый лист и придавали последнему форму, напоминающую сигару. Последующие путешественники выяснили, что курение табака с помощью трубки широко распространено по всей Америке, и лишь в некоторых частях восточного побережья Южной Америки заменяется жеванием табака.
Сначала европейцы обратили внимание главным образом на лекарственные свойства табачных листьев, затем на их способность заглушать голод и поддерживать бодрость.
Гражданин города Милана Жироламо Бенцони, живший в Мексике между 1541 и 1555 гг., сообщил, что в этой стране курительный табак называют табакко, откуда и пошло европейское название табак. В 1556 г. участник французской экспедиции в Южную Америку миссионер Андрей Теве (Thevet) привез в Париж семена табака, который он называл петён (le Petun).
Теве дал описание процесса курения на берегах р. Мараньена, где сухие листья табака завертывают в пальмовые листья, образуя за счет последних подобие длинной трубки. В 1560 г. французский посланник в Лиссабоне Жан Н и к о (Nicot) привез семена этого растения во Францию, где и положил начало культуре табака. Ботаник Д а л е ш а н (Dalechamp) впервые описал табак в своей книге «История растении» (Historia plantarum, 1586) и назвал его в честь Нико Nicotiana’.
Французы начали разводить табак как лекарственное и декоративное растение. Лишь в 1585 г. высадившаяся в Испании и Португалии партия солдат продемонстрировала европейцам диковинное зрелище людей, пускающих дым изо рта и носа. В Германии выражение Гёте «образованный человек не курит» быстро было опровергнуто повседневной жизнью.
Английский король Джемс в 1604 г. сочинил свою «контроппозицию табаку», в которой охарактеризовал курение, как «обычай, отвратительный для глаза, ненавистный для носа, вредный для груди, опасный для легких; в черном дыме — ближайшее сходство со стигийским дымом преисподней». Бранный трактат Джемса объясняется тем, что в Англию первоначально попала махорка, а не табак.
Петр I сделался страстным курильщиком во время пребывания в Англии; до него в России за курение табака били кнутами и ссылали в Сибирь. Широко распространилось также нюхание табачного порошка, столь красочно изображенное в пьесах А. Островского; появились специальные, порой драгоценные, табакерки. Употреблялись также длинные и узкие курительные трубки; многие стали коллекционировать их. В мусульманских странах появились причудливые приборы — наргиле, кальяны и пр., в которых дым пропускается через сосуд с водой и далее по змеевидно изогнутому дымоотводу в легкие курильщика. Триумфальное шествие табака привело его в XVI в. в Индию, Индонезию, Японию, на острова Океании. Для многих стран производство табака стало главным источником государственного бюджета (например, в Турции).
Источник: kalyan-express.kz