АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Из серии — наши братья. Башкиры.[:]

[:ru]

sovr_mol_bashkiryЭтнографы не раз отмечали, что башкиры — замечательно чистый народ по отношению к женщинам.«Положение башкирской женщины в семье, пожалуй, лучше положения русской. Семейная жизнь башкир протекает тихо и мирно, без особых ссор и тем более драк со стороны мужа. Причину этого можно видеть в отсутствии пьянства среди башкир» (Никольский, 1899: 141). «эффективным отвлекающим средством и противоядием от алкоголя у башкир на протяжении веков оставался кумыс, который кроме того имел общеоздоровительное значение» (там же: 69).Муж старался гуманно относиться к жене, детей почти никогда не наказывали, но существовал непререкаемый авторитет отца, воля которого была законом для всех. Башкирская женщина пользовалась большой свободой. Измена мужу была редким явлением, и практически всегда заканчивалась разводом, так как в обществе высоко ценилось целомудрие женщины, и была высока половая нравственность народа. В массе своей браки башкир были моногамными, и именно в таких семьях отношения между полами строились на равноправии и на равных обязательствах.Башкирка — это девушка-джигит, амазонка степей, которая скакала на лошади и стреляла из лука не хуже любого мужчины. Она самостоятельна в суждениях и поступках, в некоторой степени эмансипированна. Башкирка была другом и помощницей в суровой жизни башкира, ни перед кем не закрывала лица, нередко сама являлась инициатором развода, более половины башкирок дореволюционного времени знали грамоту. Пожилая женщина пользовалась всеобщим уважением, во многих случаях ее голос был решающим.
У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт пожалел», — гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.
Башкиры традиционно не брали в жены женщин из своего рода (между родственниками в первых четырёх поколениях). В брак между собой могли вступать только родственники в пятом (тыуа ят) и шестом (ете ят) поколении.

Девушек выдавали замуж в возрасте от 14-15 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3-5 лет.

До начала ХХ века являлся нормой обычного права у башкир являлся левират (от лат. levir — деверь) — форма брака, в соответствии с которой вдова могла выйти замуж за брата умершего мужа. В соответствии с системой родства башкир на вдове мог также жениться старший племянник, двоюродный брат или другой родственник покойного мужа. К вступившему в брак с вдовой переходили дети покойного, его имущество, социальный статус, права и обязанности. Левиратные браки способствовали удержанию в семье работников.
Среди башкир был распространен обычай, называемый левиратом – женитьба на вдове умершего брата или дяди. Башкиры не оставляли вдову и её детей на произвол судьбы и жалкое существование. По башкирским обычаям, при любом ударе судьбы каждый ребенок находил приемных родителей, и это были близкие ему по крови люди.

Если умирала мать, то отец имел право, по обычаю, взять в жены сестру или племянницу умершей жены (сорорат). В башкирском обществе никогда не было сирот и вдов.

Насима Хомай

Алтынорда

[:]