АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО НАД СВЯЩЕННЫМ БЛЮДОМ?!

Туркестан №40
В №36 газеты (6 сентября, 2012 года) была опубликована небольшая заметка взыскательного читателя «?лтты? асымызды ?жуа?а айналдырып…» («Издеваясь над национальным блюдом…»). Автор заметки подверг критике корреспондентов телеканалов, которые превратили священное блюдо казахов «ет», в посмещище, называя его то «бесбарма?ом», то «бешбарма?ом». Мы надеялись, что руководители телеканалов осознают свою ошибку, и сделают выводы после критики. Однако то ли из-за халатности, то ли безразличия корреспонденты телеканалов продолжают называть главное блюдо казахов – ет (мясо), то «бесбарма?ом», то «бешбарма?ом».

Не говоря о других, неужели казахскоязычные корреспонденты не осознают, что называя «бесбарма?ом», они насмехаются над главным блюдом предков? Когда же казахи национальное блюдо называли «бешбарма?ом»? Такого название в быту казахов никогда не было.
Осень – пора новшеств на телеканалах. Сейчас телеканалы приступили к рекламированию своих проектов. Большинство продуктов, подготовленных отечественными телеканалами к новому сезону, по традиции носят развлекательный характер. Например, на «7-канале» «?уырда?» — скетч-шоу, а на «КТК» «Бешбарма?-шоу». Наверное, не совсем правильно винить их за то, что они назвали свои развлекательные программы наименованием национальных блюд. Несомненно, мы не имеем право вмешиваться во внутреннюю политику любого телеканала. Однако эти телеканалы вещают на миллионы телезрителей. А если учесть, что «голубой ящик» участвует в формировании общественного сознания, не отравляем ли мы сознание людей, преподнося им неверную информацию? Каждая страна, каждый телеканал, каждый человек должен уважать свою нацию, свой язык. Достойно ли уважения называть наше главное национальное блюдо «бешбарма?ом»? Наблюдая все это со стороны, диву даешься, неужели, куцые на язык сотрудники телеканалов не догадались назвать программу, хотя бы, «Сыба?а-шоу». В конце концов, даже в быту мы не говорим, «Что, в казане варится бешбармак?». Любой казах спрашивает «Мясо варите?» или довольно произносит «О-о, мясо бурлит в казане…». Пусть кто-нибудь попробует исковеркать название национального блюда узбеков – плова. Узбеки готовы тотчас же оторвать такому человеку голову. А нашему пассивному, безразличному обществу все равно.
Мы посмотрели первый показ «Бешбарма?-шоу». Оказывается, люди, изъявившие желание участвовать в программе, состязаются в готовке мяса.  То есть, участники раскрывают свои секреты в готовке мяса и теста к нему. А для оценки их умения и мастерства, специально приглашаются повара ресторанов, представители шоу-бизнеса и общественные деятели. Среди жюри мы увидели гордо восседавшего директора Государственного академического драматического театра имени Мухтара Ауезова господина Есм?хана Обаева. Многие телезрители не поверили своим ушам, когда он, попробовав, преподнесенное ему мясо, произнес: «Эх, ничто не сравнится с «бешбармаком» казахов». Кому-кому, но называть наше национальное блюдо «бешбарма?ом», не красить такого известного деятеля, как Есм?хан а?а. Сказать честно, мы ждали от Есм?хан а?а другого. Мы надеялись, что «он образованный, интеллигентный человек, который видел многое. Были уверены, что приструнит тех, кто усмехается над нашим главным национальным блюдом». К сожалению, Есм?хан — а?а, при многомиллионной аудитории, разрушил наши надежды, назвав неоднократно наше национальное блюдо «бешбарма?ом». Если один из известных и влиятельных интеллигентов говорить так, то чего ждать от простых смертных?!
Есм?хан Обаев лучше нас знает, что Ф. Голощекин, прибывший руководить Казахстаном в годы геноцида, отчитывался перед Центральным Комитетом: «Казахи много готовят мясо и руками едят его. Поэтому называют его «бесбарма?ом». Имперская политика, заинтересованная в уничтожении миллионов казахов, желала уподобить нас дикарям. Российские колониалисты, насмехаясь над национальным блюдом казахов, навечно оставили название «бешбарма?». Несмотря на то, что каждый казах чистоплотен, и пять раз в день читает намаз, выполняет дарет, и каждый раз, когда падают пищу, тщательно моют руки и лицо, они оставили такие  небылицы: «Казахи никогда не умывается, пищу берут руками, и жадно глотают». И вот сегодня остаток колониализма глубоко проник в нашу действительность. Если раньше в меню ресторанов и кафе наше нацинальное блюдо называлось «мясо по-казахски», то теперь все его называют «бесбарма?».

Припоминаю, как в 2000 году акын — мастер словесного состязания Конысбай Абилов, подал в суд на предпринимателя, который, открыв ресторан в Астане, назвал его «Бешбарма?». Тогда в дело вмешались покойный А?селеу Сейдімбек, профессор ?ойшы?ара Сал?ара, и не позволили назвать ресторан таким именем. Мы хорошо помним речь А?селеу Сейдімбека: «Слово «бешбарма?» названо так, чтобы унизить казахов. Это синоним слово «калбит». Русские колониалисты, чтобы показать нас не культурными дикарями, не умеющими кушать, за то, что мы ели мясо руками, назвали так это блюдо. И если ресторан с таким названием будет стоять в центре Астаны, это будет явным признаком рабства».

Как же теперь понимать, что зная об этом, накануне 20-летия Независимости, сварив 200 килограммов мяса, мы ввели в книгу рекордов Гинесса свое главное национальное блюдр не как «Мясо по-казахски», а как «бешбарма?»?
В этом, прежде всего, виновны неграмотные, не знающие казахский язык, корреспонденты телеканалов. А нам не остается ничего другого, кроме, как сожалеть, что сейчас не нашлось уважаемого, интеллигентного человека, способного поправить их грубую ошибку, и спасти казахский народ от подобных насмешек.

Динара МЫ?ЖАСАР?ЫЗЫ,

Перевод Кайрата Матрекова