Украинские лидеры указывают на одно ключевое достижение: в Минском соглашении Донбасс рассматривается как составная часть Украины, ДНР и ЛНР не упоминаются, а мятежные области описываются как субъекты украинского права, пишет в статье для The New York Times Адриан Каратники, старший научный сотрудник и содиректор программы «Украина в Европе» Atlantic Council.
Но, на взгляд автора, в Минском соглашении прописаны «механизмы, которые помогут России возобновить погоню за более крупной добычей — за Украиной в целом».
1. Соглашение возлагает на Украину колоссальное бремя: выплаты пенсий жителям Донбасса и его восстановление.
2. «В соглашении закреплено право сепаратистских областей Донбасса создавать собственные народные милиции».
3. Оружие, подлежащее выводу, на самом деле может оказаться в руках новых народных милиций.
4.»Соглашение порождает внутри Украины могущественную «пятую колонну», поскольку у Донбасса будет право иметь представителей в законодательных органах Украины», — пишет автор.
Цель «минского гамбита» Путина — создание «замороженного конфликта», внедренного внутрь украинского государства, делает вывод автор. И все же, по мнению Каратники, это предпочтительнее, чем кровопролитный конфликт.
Эксперт рекомендует Западу и украинскому руководству «сохранить жесткие экономические санкции, одновременно настаивая на выводе массивного российского военного арсенала с Восточной Украины». Если добиться вывода техники окажется сложно, Запад должен восстановить и модернизировать военный потенциал Украины. «Это будет включать поставки прямой смертоносной оборонительной военной помощи и организацию обучения — если понадобится, тайно», — пишет автор.
Следует помочь Украине восстановить экономику, а также провести конференцию жертвователей для восстановления Донбасса, потребовать, чтобы Россия несла часть расходов.
Еще одна задача ЕС и США — добиться, чтобы поправки к конституции, предписанные Минским соглашением, не препятствовали возможной интеграции Украины в ЕС. «В то же время Украина могла бы предоставить Донбассу децентрализованные полномочия, которые дали бы ему статус зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом», — рекомендует автор.