Каждый год, когда казахи празднуют свой День Независимости, из Москвы прилетают очередные «подарки» — попытки переврать и переписать нашу историю, информирует Altyn-Orda.kz. В этот раз в социальных сетях распространяют тезисы о том, будто у казахов в XVIII–XIX веках не было государственности, будто «жузовские междоусобицы» якобы уничтожили её, и лишь советская власть «дала» нам государственность в XX веке. Это не просто ложь — это современная колониальная пропаганда, намеренно искажающая историческую правду.
На самом деле Казахское ханство появилось в XV веке и было полноценным политическим образованием, участвовавшим в международных отношениях своего времени, обладало дипломатической практикой и государственными институтами. В западной научной литературе и в международных исследованиях это давно признано. В статье, опубликованной в румынском научном журнале Astra Salvensis, отмечается, что анализ внешней политики Казахского ханства должен рассматриваться в рамках мировой истории и международных отношений, отражая наличие у него понятий «национальных интересов» и дипломатических связей задолго до советской эпохи. ResearchGate
Современные западные историки считают восстание 1916 года важнейшим событием в истории борьбы народов Центральной Азии против царского колониального режима. Классическое исследование Эдварда Денниса Сокола The Revolt of 1916 in Russian Central Asia (изданное в издательстве Johns Hopkins University Press) описывает восстание не как «местное недовольство», а как масштабный антиколониальный бунт против русской имперской политики, в ходе которого погибли сотни тысяч казахов, кыргызов, узбеков и туркмен. Сокол отмечает, что жёсткие действия царской армии привели к огромным человеческим жертвам и бегству населения через горные перевалы в Китай, а сами события были практически скрыты из истории в советский период. Издательство Джонса Хопкинса+1
В западной истории этот мятеж рассматривается как часть коллапса Российской империи в годы Первой мировой войны, а не как «просто бунт», как это пытаются представить современные пророссийские интерпретации. В издании The Central Asian Revolt of 1916: A Collapsing Empire in the Age of War and Revolution подчёркивается, что восстание 1916 года было реакцией коренных народов на насильственную мобилизацию в тыловые работы и на расширение колониального режима, и оно охватило огромные территории региона, включая степи современного Казахстана.
Эти западные академические источники прямо противоречат популярным фейкам о том, что казахская государственность якобы «возникла только в 1920‑е годы». Казахская дипломатия, участие ханства в международных отношениях и наличие собственной политической традиции хорошо задокументированы в академической литературе, и современная историческая наука рассматривает Казахское ханство как полноценное государственное образование с собственными интересами и институтами задолго до советской эпохи. ResearchGate
Сегодняшние попытки представить историю казахов как продукт внешнего «дарования» — это отражение той же логики колониального мышления, которое стояло за разрушением ханской государственности в XIX веке после гибели последнего хана Кенесары Касымова, а затем за утоплением восстания 1916 года в крови. Но сколько бы таких пропагандистских текстов ни появлялось, исторические архивы, международная наука и факты остаются на стороне правды: казахская государственность — это не продукт внешнего подарка, она сформирована нашими предками веками борьбы, дипломатии и сопротивления колониализму.
С Днём Независимости, Казахстан! Сегодня мы празднуем не подарок, а историю, отвоёванную силой духа казахов и подвигами народа.
Читайте также:
С Днем нашей Независимости. Или, почему Казахстану не нужны советы от тех, кто развалил собственный дом



