АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Каиржан ТУРЕЖАНОВ. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ в свете пяти институциональных реформ

pr_t2Одной из приоритетных задач Казахстана на ближайшее десятилетие является реализация поставленных Главой государства пяти институциональных реформ, направленных на укрепление казахстанской государственности и вхождение в 30-ку развитых стран мира. И в этом вопросе, как и во многих других, человеческий фактор всегда оставался главным элементом реализации задач и, полагается, ключевым условием, обеспечивающим успешность всех остальных реформ, является первая реформа – формирование современного, профессионального государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических реформ и предоставление государственных услуг. Ведущая роль в реформировании правоохранительной системы Казахстана отведена именно кадровому потенциалу, так как формирование высокопрофессионального кадрового состава обязательное условие эффективной работы правоохранительного органа.

Отправной точкой модернизации кадровой политики стала проведенная в 2012 году внеочередная аттестация сотрудников, которая позволила вскрыть целый пласт проблем, свидетельствующих о несовершенстве системы прохождения службы. Поэтому, для определения дальнейшей стратегии и ключевых аспектов по поручению Президента Республики Нурсултана Назарбаева Генеральной прокуратурой разработана Концепция кадровой политики для всех правоохранительных органов.

Вобрав в себя положительную отечественную практику, а также передовой зарубежный опыт, Концепция стала основой для построения новой системы управления кадровым потенциалом правоохранительных органов. В целом, в Концепцию заложены передовые инновационные технологии и подходы по обновлению всей правоохранительной системы, переход от позиционной модели службы к карьерной, с максимальной ориентацией на оцениваемый результат в деятельности сотрудника.

В Концепции впервые предусмотрены  разработка и внедрение объективных и эффективных методов комплектования правоохранительных органов компетентными кадрами. На основе комплексного подхода по реализации Концепции наши усилия направлены на применение новых технологий к основным этапам работы по формированию профессионального кадрового состава. И определенные результаты такого подхода, в частности первого этапа реализации  Концепции, уже имеются:

— разработаны Правила прохождения полиграфологического исследования в правоохранительных органах. Создана служба психолого-социологического и полиграфологического обеспечения кадровой работы в органах прокуратуры;

— создан Межведомственный совет полиграфологов, являющийся прообразом Единого центра полиграфологов;

— приняты Правила внутреннего опроса сотрудников на предмет определения степени удовлетворенности условиями прохождения службы;

— впервые разработаны, апробированы и уже реализуются Правила оценки эффективности деятельности сотрудников органов прокуратуры, модели их профессиональной компетенции, которые позволяют объективно оценить потенциал и результативность сотрудников. Данный опыт планируется распространить по всей системе правоохранительных органов;

         — произведены научно-обоснованные нормативы штатной численности, прорабатывается вопрос оптимизации организационно-штатных структур;

         — реализуется не имеющий аналогов пилотный проект по изучению государственного языка путем «погружения» в языковую среду. Это первый проект, реализованный в правоохранительных органах, и проводимая Генеральной прокуратурой данная работа отмечена Почетной грамотой Министерства культуры и спорта с награждением официальным символом «Мәңгілік ел – мәртебелі тіл».

По словам начальника Департамента кадровой работы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, старший советник юстиции, доктор политических наук, кандидат юридических наук Розы Досымбековой, данные новшества в настоящее время широко применяются в работе, обеспечивая прозрачность и объективность процессов отбора, аттестации, расстановки кадров. Изучен и проанализирован передовой зарубежный опыт по модернизации имеющейся инфраструктуры и методик служебной подготовки, по вопросам дальнейшего обеспечения правоохранительных органов спортивно-стрелковыми комплексами, специализироваными полигонами и лабораториями, по результатам чего в Администрацию Президента РК внесены соответствующие предложения.

         Традицией стало проведение в рамках Астанинского экономического форума самостоятельных панельных сессий, которые способствуют поиску современных решений при  формировании профессионального кадрового состава. Дважды (в 2014 и в 2015 г.г.) по инициативе Генеральной прокуратуры проведены самостоятельные тематические сессии в контексте реализации Концепции с привлечением известных зарубежных экспертов и наших коллег. В текущем году в рамках VIII Астанинского экономического форума проведены 1-ый Конгресс полиграфологов правоохранительных, специальных и иных государственных органов.

– Расширение контактов с зарубежными коллегами  позволило нам ознакомиться с особенностями их практики, представить и обсудить собственные наработки. На данных мероприятиях международными экспертами отмечен системный подход внедрения инновационных  решений, предусмотренных Концепцией, что послужит повышению уровня доверия населения. По результатам изучения зарубежного опыта, работ ведущих экспертов, мы наработали определенные контуры собственной модели управления кадровыми ресурсами, — говорит начальник департамента кадровой работы Генеральной прокуратуры Роза Досымбекова.

Не упускается из виду и нормативное сопровождение инновационных проектов в рамках Концепции. Помимо порядка 30 нормативных правовых актов, разработанных кадровым подразделением за последние 2 года, сегодня разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности правоохранительных органов и порядка прохождения правоохранительной службы».

         Тем не менее,  эти инновации в кадровой деятельности распространены в основном на действующий состав, отчасти на кандидатов для поступления на службу.      В этой связи, вполне объективным является вопрос не только отбора, но и подготовки требуемых кадров. В этом ключе актуальной задачей, поставленной в Концепции, является реализация ее приоритетного направления — развитие системы подготовки кадров для правоохранительных органов. Данное направление является одним из важнейших по причине того, что, несмотря на теоретическую подготовку, в первые месяцы службы молодой специалист «продолжает обучение», восполняя пробелы ВУЗ-овского образования и нехватку практических навыков. В этой связи, с прошлого года Генеральная прокуратура, вывела эту работу на республиканский уровень по нескольким направлениям.

         – Проведены ряд рабочих встреч с ведущими ВУЗ-ами страны, в рамках которых обсуждены вопросы сотрудничества при подготовке кадров, организация учебной практики, предварительный отбор кадров для прокуратуры. В результате, Генеральная прокуратура совместно с КазГЮУ приступила к разработке профессиональных стандартов по направлениям деятельности органов прокуратуры, а также специального учебного пособия: «Языковой конструктор по делопроизводству в юридической практике». Это книга позволит будущему сотруднику оперативно подготовить документы по юридическому профилю на государственном языке. Разрабатывается учебная литература по основам этических норм поведения, владения и практического применения огнестрельного оружия, нормативов физической подготовки. Кроме того, для консолидированного и системного решения вопросов целенаправленной подготовки кадров предполагается создание специальной Комиссии, которая станет диалоговой площадкой для совместной работы ВУЗов, правоохранительных и других заинтересованных государственных органов и будет проводить целенаправленный сбор и анализ проблем подготовки специалистов, разрабатывать рекомендации по их разрешению, — объяснила Роза Досымбекова.

Тем самым, работа по реализации Концепции приобретает систематизированный порядок, что позволит в дальнейшем, одновременно с внедрением новых подходов первого этапа реализации Концепции – этапа подготовки и подбора кадров правоохранительных органов качественно перейти к проработке следующих направлений становления и развития сотрудника. Все эти меры в рамках реализации Концепции направлены на создание квалифицированного кадрового потенциала, который обязательно необходим для успешного выполнения пяти институциональных реформ, обозначенных Главой государства.

         Следуя обеспечению принципа прозрачности, для качественной оценки общественностью вся проведенная за 1,5 года работа по реализации Концепции         по инициативе Генеральной прокуратуры стала предметом обсуждения на очередном заседании Общественного совета по обеспечению законности, в ходе которого было отмечено, что Концепция полностью гармонирует с положениями первой реформы. 

         Такой подход позволил в открытом режиме презентовать результаты исполнения поручений Главы государства, корреспондирующихся с одной из пяти институциональных реформ по формированию современного, профессионального государственного аппарата.

В свою очередь, Генеральная прокуратура, принимая меры по реализации поручения Президента РК об усилении роли Общественного совета, для обеспечения открытости и прозрачности, как элементов повышения доверия населения в правоохранительной системе, достижения в вопросах реализации Концепции планируются и дальше выносить на широкое обсуждение.