[:ru]
В середине 90-х, когда ещё на средних волнах вещало «Радио России», ведущая музыкальной программы по заявкам слушателей, зачитывая очередное письмо, выдала незабываемую фразу:
– Есть в Ульяновской области старинное русское село Теренкуль…
Мы с сестрой угорали до вечера. Той ведущей оставалось добавить: в переводе с древнерусского «терен куль» означает «глубокое озеро». Вспомнились детские догадки, что украинская мова – переходный мостик между казахским и русским: «кавун», «гарбуз»…
В 1975 году вышла книга Олжаса Сулейменова «Аз и Я», которая была продолжением его студенческой работы «Тюркизмы в «Слове о полку Игореве». Загадки древнерусского автора, над которыми ломали головы поколения переводчиков, без особого труда оказались расшифрованы тюркоязычным читателем. Проблем он огрёб немало, но после этой книги публикации по исследованиям «Слова о полку Игореве» заглохли – т.к. без найденного Сулейменовым тюркского ключа дело не идёт. Олжас Омарович высказал предположение, что современники того древнерусского автора были двуязычными: и русским, и половецким владели одинаково хорошо. И Афанасий Никитин в своих «Хождениях за три моря» легко и органично перемешивает русский и тюркский – не хуже современных казахов.
Совсем чуть-чуть оставалось молодому дерзкому учёному до мысли, что «древнерусский» и «древнетюркский» – практически одно и то же. А пришла эта ересь не в одну только мою голову, но и криминалисту Александру Бушкову. В том же «Слове о полку Игореве» есть эпизод, в котором парнишка из осаждённого города с уздечкой через плечо ведёт разведку в стане противника: мол, дяденьки, коня моего не видали? И никто не поинтересовался: а ну, малой, поди сюда, экий ты чудной… Такое может быть только в одном случае: ни внешностью, ни одеждой, ни говором – ничем обе стороны друг от друга не отличаются. Этот разбор он выложил в книге «Чингисхан. Неизвестная Азия».
Иногда забавы ради предлагаю спорщикам назвать слово более русское, чем «колыбель» и объяснить его значение. «Кол» – «рука», «бель» – «пояс»: так и лежит спелёнутый младенец – с привязанными к поясу руками. «Отец»: отсекаем суффикс «-ец» – остаётся корень «от» – «огонь». «Отец» – «хозяин огня». Сколько ещё таких примеров, лежащих на поверхности! У Льва Толстого гребенские казаки приветствуют гостя словом, которое прочтёшь почти без изменений при въезде в любой современный казахский аул: «Кошкелди» – «Добро пожаловать». А сколько такого в языках других народов? Ну, и наоборот, конечно же. Олжас Сулейменов: «…Тогда я впервые испытал осознанное уважение к русскому языку – за его способность сохранять, почти не изменяя, формы и значения древних тюркских слов, многие из которых вышли из употребления в наречиях, их создавших…»
Не спешите обвинять меня в казахском шовинизме – мои же краснокожие братья толкут меня за «русофилию». Ненавижу бандерлогов: ни казахских, ни русских… – ничьих. А вижу проблему, корни которой раскапываю полжизни.
Ущербность профессиональных историков в том, что они вынуждены отрабатывать свои зарплаты и степени выполнением «госзаказа» – т.е. ограничены официально заданными направлениями и запретными рамками. Игорь Острецов сказал, что даже физикам запрещено интересоваться устройством элементарных частиц. А любители-неформалы от этого свободны и никаких подписок о неразглашении для них нет – они ловят кайф от «стриптиза» Правды, приводя к единому корню ИСТорию и ИСТину.
Несколько лет назад широкой публике явилась вот эта карта 1754 года:
Теперь понятно, откуда взялась пословица: «Поскреби русского – найдёшь татарина»?! Карта издана в период правления Елизаветы Петровны, одиннадцатого (!!!) по счёту монарха династии Романовых, через год будет основан Московский университет, а от Волги до Тихого океана и от Арктики до Индии раскинулась Великая Татария со столицей в Тобольске. Что бы это значило?
В результате реализации Проекта «Романовы» Россия стала восточной провинцией Священной Римской империи (Москва – Третий Рим), а крепостное право – мощнейшим тормозом её развития. Первым агентом папства, с которого началась подготовка к Смуте, была Софья Палеолог. Немецкая слобода стала штабом колониальной администрации. Отдавая должное таким, как Барклай («Всё в жертву ты отдал земле тебе чужой»), надо признать, что толпы лоботрясов ехали в Россию «на ловлю славы и чинов». Вот тогда и началось преклонение перед Западом и расшаркивание перед иностранцами – там сидело начальство и оттуда ехали «ревизоры». Экспедиции вглубь страны (включая великого Палласа и др.) были, по сути, описью имущества и разведкой для дальнейшего расширения на восток («Оренбург» – «Orient Burg» – «Восточная крепость»), и отчёты по этим экспедициям составлялись на разных европейских языках, а на русский были переведены лишь в 19 веке. И за норманнскую историю, которую по сей день преподают в школах и вузах, Ломоносов прямо в Академии наук набил морду Миллеру.
«Монголо-татарское иго» придумано, чтобы отвести стрелки от бироновщины и вбить клин между старыми родственниками (мать Александра Невского была половчанкой, и ездить к родне на каникулы – обычное дело и в наши дни, безо всяких заложников; да и роль лёгкой конницы маминой родни в разгроме рыцарей надо бы раскрыть должным образом). А почему святые отцы скромно помалкивают, у кого они искали защиты от княжьего беспредела и кто их одаривал землями и неприкосновенностью? Кстати, большинство храмов и монастырей было построено именно в ордынский период – неужели этого недостаточно, чтобы сдать официальную версию в макулатуру? Так что иго было именно европейским (жалко ли под каждый фундамент Растрелли положить уезд-другой туземцев). Населению Украины и других постсоветских республик мозги промывали 30 лет, а Российской империи – 300.
Ладно, Романовы – оккупанты, завоевали Татарию и стёрли её из карт и учебников. Но почему (или зачем) эту громадину скрывала Советская власть? Когда альтернативные историки ещё только начинали шевелиться, Виктор Пелевин при написании книги «Поколение П» был уже глубоко в курсе: «…В отличие от славянского стиля, которого не существует в природе, ложнославянский стиль является разработанной и чёткой парадигмой…» Работал я когда-то в книжном магазине продавцом-консультантом. Удивляло, как мало русских фамилий среди авторов учебников и словарей русского языка. Это примерно, как если бы авторами учебника казахского языка значились Иванов, Петров, Сидоров, Аманбаев.
Если есть Большая Татария – должна быть и Малая. На картах тех же времён земли, примыкающие к Крымскому перешейку, и северное Приазовье так и называются: «TARTARIA MINOR» или «PETITE TARTARIE»:
Т.е. Малая Татария стала Малороссией, а Великая – Великороссией. Значит, словом «Россия» просто заменили слово «Татария» – элементарно, Ватсон! Окрестившись при Романовых, «новые татары» стали называться русскими, а старые остались «татарами», получив от новых властей (светской и духовной) эпитет «поганые». Потом новая власть ещё иго придумала и научила новых ненавидеть старых: своих же предков и себя самих. Направить психическое оружие противника на него самого – высший пилотаж диверсий!
Андрей Голубев-Кадыкчанский (автор исследования «В переводе на русский «москва» означает…» https://kadykchanskiy.livejournal.com/490970.html) делится открытием: «…Славяне и татары, а так же прибалты, туркмены, таджики, башкиры, узбеки, киргизы, и калмыки, все имеют единый гаплотип R1. Мало того, мы в большинстве своём, являемся носителями единой гаплогруппы R1а1. А это уже не просто братские народы, а единый народ…»
Казаки прежде назывались татарами: донские, сибирские, семиреченские… А все вместе – Великая Татария. И говорили изначально по-«татарски»: язык рунических текстов, обнаруженных на камнях в «треугольнике» Сибирь — Скандинавия — Апеннины, оказался тюркским (и «золотое руно», которое искали аргонавты, скорее, было руническим текстом «золотого» по значимости содержания или на золотом носителе). Расказачивать начали Романовы: сначала традиционную одежду заменили военной формой, а потом и за язык взялись… А тот же Бушков, применяющий методы криминалистики к истории, в аннотации к своей книге прямо заявляет: «Русские и есть тюрки». Смена письма – смена языка – смена мышления – смена самосознания? (Кирилл и Мефодий – лишь выставленные напоказ фигуры, как Горбачёв и Ельцин.) И если уж менять кириллицу – то почему бы сразу не вернуться к рунике?
Вспоминается Гумилёв (цитирую по памяти): «…На окраинах Великой Степи бурлили исторические процессы, а в середине её – где нынешний Казахстан – тишь да гладь: скот пощипывал травку, а кнут как орудие труда усовершенствований не требовал…» Образовался эдакий заповедник уклада, обычаев, генетики, языка (но «заповедник» сыграл с казахами злую шутку: мы стали превращаться в реликтовый этнос, ментально заболачиваться, свидетельством чему – «Горькие слова» Абая). Современные турецкие учёные признают казахский материнским пра-языком, а среди диалектов казахского правильным литературным считается западный, язык эпоса «Кыз Жибек», и дикторов на республиканское радио и ТВ в советское время подбирали из выходцев западных областей. Это я опять к тому, что, как показал Олжас Сулейменов, лингвистика – тоже инструмент истории (да ещё какой!).
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
Итак, наброски первых промежуточных итогов наших открытий:
До появления этнонима «казак» разношерстное население всей огромной территории, неподвластной романовской Московии, европейскими «исследователями» называлось татарами, а всё вместе – Великой Татарией. Резидентура тех самых европейских колонизаторов – Дом Романовых.
У меня вопрос: уважаемые потомки казаков, ЧТО вы хотели праздновать в 1991 году в Уральске? 400-летие служения КОМУ? – оккупационной администрации, врагам нашего общего огромного отечества Великой Татарии. Казахи тогда уберегли вас от малопочтенной акции беспамятства. А бойни не случилось потому, что готовые на смерть джигиты не посмели переступить платок, брошенный им под ноги женщиной. Спустя уже тридцать лет поклонимся ей с обеих сторон – Айсулу Кадырбаева:
К великому сожалению, для казахских нац-патриотов персонаж повести Владимира Даля «Уральский казак» Маркиан Проклятов, походя вспоровший живот беременной «киргизке», заслоняет всё остальное. Припоминают и карантинную полосу недопущения казахов к Яику…
Но ведь было и другое: уральские же казаки, со многими из которых дружил Исатай Тайманов, откровенно симпатизировали повстанцам и саботировали его поимку, издевательски отписываясь на жалобы Жангир-хана губернатору Перовскому. Незадолго до восстания казаки сами зарубили своего такого же мироеда, так что понимание и сочувствие было полнейшее. Чем не сюжет для скульптурной группы: Исатай и Махамбет, капитан Акутин и есаул Сумкин, сидя на траве и держа коней в поводу, ведут задушевную беседу. А сколько казахов, разорённых своими баями, нашли приют и заработок у казаков (для которых, кстати, казахский язык совсем не был чужим): Бородин, Овчинников, Захаров… Современная параллель – светлой памяти Владимир Витальевич Волков, организовавший хозяйство за Джамбейтой: с приличными зарплатами, хорошими домами и прочим. Почему казахская «крутизна» не делает такого? – Чтобы потом не обвинять никого в захвате земель. (Кстати, появление и совпадение этнонимов «казак» и «казах» – чем не тема для диссертации?)
Давайте, без эмоций. Во все времена у всех народов история писалась по единому нерушимому принципу: «Наша мама лучше всех!» Но правда – у каждого своя, а истина – на всех одна. Пока не научимся видеть и признавать каждый свою неправоту и делать выводы – будем работать на тех, кому нужна наша грызня. Главное – не тащить старые проблемы в сегодня, поглаживая заветные камушки за пазухой, а прорабатывать их, выворачивая наизнанку, без недомолвок, решая окончательно, чтобы не оставлять детям и внукам. Иначе сюжет фильма «На тропе войны» (реж. Фрэнк Роддэм, 1988) в разных вариациях периодически будет повторяться. Хорошо бы ещё научиться не попадать в ловушку одномерного туннельного мышления (вперёд-назад, хорошо-плохо, друг-враг…) и избавляться от синдрома непогрешимости.
Один мой бывший коллега очень гордился своим происхождением из рода торе (чингизиды), знал свою родословную и всех ханов от самого Чингиса до Нуралы и себя любимого. Не упускал удобной минуты, чтобы тихонько, исподволь наставлять меня на путь истинный. Все его втирания я сгруппировал в три тезиса:
- Прежде всего, надо быть казахом.
- Казахам надо объединиться.
Третий тезис прямо не озвучивался, но вырисовывался сам собой:
- Объединённых казахов должны возглавить торе.
К чему я это рассказываю? Такая хитрожопая фигня, думаю, есть в каждом народе. Не знаю, насколько искренне верил в идею нации бедняга Рэм, но что с ним случилось, то случилось. Его пример – другим наука. А председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков поделился своим наболевшим:
– Как же достало это нытьё по теме «Сколько было бы сейчас казахов, если бы не Советская власть, и как бы мы жили». Отвечаю: нас было бы три миллиарда, и началась бы Третья мировая война – между жузами.
Козыряние родословными, апеллирование к истории – по сути, всего лишь претензии на наследство. Я делю людей на творцов и наследников: наследники грызутся за наследство, а творцы создают его сами (пусть потом наследники грызутся 😉 .
Если ты потомок великих предков – докажи это делами, чтобы им не было стыдно за потомка. Если великих предков у тебя нет – начни родословную с себя самого.
Хорошо, положим, великий предок Чингис-хан создал великую империю. Но где она теперь? Почему её не стало? Чингис-хан сам же и угробил её – нарушил закон, по которому ханы должны избираться народом: разделил империю сыновьям-наследникам, которым шапка оказалась велика (Бату держался уже только на Субудэе). Чем гордиться? – тем, что наследники развалили империю? Как сказал Генри Форд, для гордости или самодовольства в этом мире есть только один повод – соответствие результатов приложенным усилиям.
Кстати, если Золотая Орда не могла быть создана силой оружия – она была создана силой притяжения. И все остальные наши исторические победы остались в доисламской истории (Рим был данником гуннов). С принятием чужих пророков (чужих доктрин и концепций) мы начали слабеть, и в итоге оказались под Романовыми (Римскими). Такое вот совпадение. ЧЕЙ БОГ – ТОГО И ВЛАСТЬ: пока Русь поклоняется Иерусалиму, а Степь – Мекке, мы в оккупации. Но это уже другая тема.
Оркен Утебалиев
(с использованием текста Мурада Аджи и других «альтернативщиков»)
П.С.
Александр Бушков: «…Мурада Аджи принято высмеивать, но стоит сопоставить факты, как смех пропадает…» На фоне Большой Татарии термин «пантюркизм» теперь звучит в новой тональности.
Новости Казахстана. Алтын Орда
[:]