[:ru]
Диверсификация поставщиков, пересмотр ассортимента, повышение цен – какие рецепты от китайского вируса выписывают себе продавцы скоропортящихся товаров и FMCG
В связи с сокращением поставок из соседней КНР на рынке FMCG Казахстана возникла угроза дефицита некоторых товаров, например фруктов и овощей. По мнению ретейлеров, в последние 10-15 лет Китай стал основным поставщиком в Казахстан свежих овощей, цитрусовых и фруктов в зимний период.
— Мандарины, помело, апельсины, лимоны, перец («светофор», полугорький), баклажаны, брокколи, цветная капуста, пекинская капуста, корень имбиря, чеснок и яблоки китайского происхождения традиционно преобладают на полках торговых сетей с декабря по апрель, — отметил управляющий директор Prime Agro Group Айдар Баймахан.
Чем грозит ретейлу сокращение поставок и из какого источника можно восполнить дефицит – об этом рассказали Forbes.kz игроки рынка.
— Вероятно, любая сложность может таить в себе и возможности, — считает председатель оргкомитета международных розничных конвентов «Мир торговли» Елена Саргалдакова. — Готовя сейчас конвент в Алматы, где примут участие 150 ретейлеров из разных стран, я могу отметить резкое увеличение активности на регистрацию в b2b-переговоры с закупщиками со стороны производителей FMCG. Наверное, есть у каждого из них надежда успеть занять освободившуюся нишу на полке, даже если в ней никогда не было китайских производителей — ведь пересмотр ассортимента хоть и не значительный, но у ретейлеров будет все равно.
Как отмечает организатор бизнес-форумов, на приватных встречах ретейлеры «сокрушаются по поводу влияния коронавируса намного чаще, чем готовы делать это открыто».
— Не секрет, что благодаря общему ажиотажу, подогреваемому прессой, вырос спрос на маски и упал престиж китайских товаров. Однако давайте посмотрим на долгосрочную перспективу. В настоящий момент сложнее всего должно приходиться рынку бытовой техники, производство которой уже прочно обосновалось в Китае. И сейчас встает вопрос: что произойдет быстрее – остановится эпидемия или появятся новые производственные мощности? – обозначила еще один аспект проблемы Елена Саргалдакова.
С Саргалдаковой согласен Андрей Подданец, основатель и владелец сети супермаркетов INMART в Казахстане.
— Считаю, что food-ретейл и вообще продуктовый сектор китайский вирус затронет в меньшей степени, так как основной сырьевой ресурс для этого сектора, к счастью, пока еще в других странах, — уверен Андрей Подданец. — В частности, в моей торговой сети на территории Казахстана продукция non-food доходит в некоторых супермаркетах до 35%, причем продукции Китая крайне мало, так как в последние время китайские товары становятся всё дороже и уступают по цене другим производителям. Больше пострадает рынок бытовой техники.
Подданец убежден, что история с коронавирусом – временное явление, с которым Китай обязательно справится.
— В полной мере заменить Китай быстро не получится, но перераспределение влияния возможно — все зависит от того, насколько затянется данная ситуация с вирусом. То, что это может отразиться на ценах, — вполне возможно. Производители часто выбирают повышение цен как способ решения своих сложностей, но нередко это приводит к потере интереса к товару и потере рынка. Так, в части фреша (свежих овощей и фруктов) влияние достаточно быстро может перераспределиться между другими игроками. В этот период неизбежно временное повышение цен, пока их не скорректирует рабочая конкуренция, — объяснил он.
Что касается возможностей местных производителей, то здесь пока не стоит обольщаться, предупреждает Подданец.
— На данный момент только биржевой товар и сырьевая часть продуктового рынка прочно закрепилась среди казахстанских производителей, остальная часть производства в целом, в части применения в ретейле, большого влияния, к сожалению, не имеет, — сказал он.
Еще более оптимистичную позицию занимает Яков Фишман, заместитель председателя правления компании Magnum Cash&Carry.
— Доля китайских товаров в ассортименте Magnum очень незначительна, в основном это свежие овощи и фрукты. В продажах это не более 6% от всех продаж овощей и фруктов. Практически по всем позициям у нас есть альтернативные каналы поставок. Сейчас нет дефицита предложения, рост цен на некоторые товары вызван сезонным фактором, в то же время на некоторые товары из категории «свежие овощи и фрукты» уже наблюдается снижение цены. То есть ситуация довольно стабильная, если у ретейлера диверсифицированы поставки, — заверил он.
Однако другие ретейлеры честно предупреждают покупателей – готовьте тратить больше.
— Прежде всего в убытке окажутся потребители, так как цены вырастут на те позиции, которые импортируются из Китая (перцы, баклажаны, кабачки и т.д). А ретейлеры и трейдеры переключатся на другие источники, такие как Турция, Азербайджан, Иран, Узбекистан и, возможно, Европа. Но там уже цены будут дороже на 20-30%, а то и больше. На сегодняшний день из-за «вирусной истерии» производители других стран уже значительно подняли свои цены, — сообщил Айдар Баймахан.
Казахстанские производители пока не в состоянии перекрыть товары из Китая, констатировал собеседник, но отметил, что в стране набирает обороты тепличный бизнес:
— Может, через четыре-пять лет мы не будем зависеть от китайских продуктов. Останутся только те фрукты, которые не производятся в Казахстане — мандарины, ананасы, помело и др. И сегодня «тепличники» больше всего выиграют от коронавирусной истерии — прекращение поставок из Китая увеличит спрос на продукты местных производителей, что однозначно приведет к увеличению цены. Уже сегодня наблюдается ежедневное увеличение цены в Узбекистане, Иране и Турции. По нашим оценкам, удорожание на вышеуказанные товары может достигнуть 30%. Кроме того, мы ожидаем падение спроса со стороны розничных потребителей.
Поставщики из названных стран, кстати, только рады «откусить» долю у Китая.
— Узбекистан готов увеличивать поставки своих овощей и фруктов в Казахстан, — заверил глава Ассоциации экспортеров Узбекистана Мухтор Умаров. – Уже сейчас, в феврале, в Сурхандарьинской области получили урожай капусты двух сортов.
Спрос на узбекские продукты есть не только у казахстанцев, предупредил Умаров: россияне планируют открыть в Узбекистане закупочный центр и через банк готовы финансировать экспортные контракты, которые сейчас заключаются в «усиленном режиме».
Помимо плодоовощной продукции, узбекские производители могут поставлять на казахстанский рынок кондитерские изделия, текстильные товары, радиоэлектронику – телевизоры, плееры и т.д.
Похожую позицию заняли и экспортеры Армении.
— Могу сказать, что на розничном рынке Армении пока не очень чувствуется негативное влияние коронавируса, поскольку прямой импорт продуктов питания из Китая составляет около 1% от общего импорта из Китая. В целом из КНР импортируется около 5% всего импорта Армении, это непродовольственное сырье, техника, одежда, мебель и товары для дома, — перечислил менеджер по импорту SAS Group Эдгар Маргарян. — Наоборот, Армения уже начинает рассматривать это как возможность экспортировать свою продукцию, прежде всего фрукты и овощи, переработанные и свежие, в Россию и другие страны региона. Но пребывание на этих рынках потребует активной работы, стратегии и крупных инвестиций, потому что рано или поздно доминирующая сторона вернется на рынок.
[:]