[:ru]
Безусловно, главным событием года стали президентские выборы, а точнее то, что впервые за годы независимости президент добровольно ушёл с президентского поста по истечению срока своих полномочий, а не результате чрезвычайных обстоятельств. Уход Розы Отунбаевой в данном случае не в счет, так как президентом её сделали члены Временного правительства, легитимность которого была спорна.
Алмазбек Атамбаев уверенно победил на президентских выборах 2011 года, а его партия имела самый большой вес в Жогорку Кенеше. Организовать его участие в выборах-2017 было вполне реально. Но Атамбаев принципиально отказался от переписывания Конституции. Этот поступок сопоставим с отказом Владимира Путина в 2008 году менять Конституцию РФ, после чего его преемником стал Дмитрий Медведев.
Выборы 217 года пошатнули убежденность многих зарубежных экспертов в том, что Кыргызстан является Failed state, то есть «Несостоявшееся государство». Этот тезис многие годы фигурирует в информационном пространстве. Во время избирательной кампании скандальные политологи пророчили массовые протесты, столкновения, гражданскую войну, всплеск религиозного экстремизма и прочее. Прошло несколько месяцев, однако нет даже малейших признаков реализации подобных сценариев.
Сегодня Кыргызстан в сравнении с нашими соседями по Центральной Азии, где власть практически несменяема, представляет собой образец демократии.
В 2017 году также закончился адаптационный период пребывания Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). К сожалению, республика не успела подготовиться и адаптироваться к достаточно жёстким требованием ЕАЭС. Это было одной из причин кризиса с пропуском грузов из Кыргызстана в Казахстан. Из-за неготовности фитосанитарных лабораторий производители продуктов питания не могли доказать, что их товар соответствует нормам ЕАЭС. А коррупция на кыргызско-китайской границе способствовала ввозу контрафактных товаров для последующей перепродажи в РФ и РК.
Сразу после вступления в должность Сооронбай Жээнбеков принялся урегулировать кризисную ситуацию с Казахстаном. В результате стороны подписали Дорожную карту, временно грузы будут переправляться в прежнем режиме. Возможно, этот кризис был даже нужен, так как позволил обратить внимание на халатность некоторых чиновников, которые провалили подготовку к вступлению в ЕАЭС. Из-за двухлетнего льготного периода пребывания в союзе, это не было заметно.
Теперь проблему придётся решать в авральном режиме, однако выгоды очевидны. Ведь переход кыргызских производителей на строгие стандарты ЕАЭС позволит поставлять отечественную продукцию не только на рынки Союза, но и в другие страны. Ведь несмотря на членство в ВТО, предприниматели из Кыргызстана не могли экспортировать многие виды своих товаров, так как их продукция не всегда соответствовала международным санитарным, экологическим и другим нормам.
По подсчётам Международного валютного фонда, ВВП Кыргызстана в текущем году вырастет на 3,2 процента (прогноз понизили на 0,3% из-за ситуации на границе с Казахстаном). В следующем 2018 году рост составит 3,3 процента. Прогнозы МВФ на 2019 год еще более оптимистичны: прирост валового национального продукта составит 4,9 процента. Безусловно, без внутриполитической стабильности достижение таких показателей невозможно.
Положительную экономическую статистику портит высокий уровень госдолга: по итогам 2017 года он составит 57,1 процента от ВВП, в следующем году ожидается повышение ещё на один процент.
Как показывает практика, размер кыргызстанского госдолга зависит от цен на золото. При росте стоимости драгоценного металла доходы бюджета от деятельности «Кумтора» и других золоторудных месторождений тоже возрастут.
Кстати, о «Кумторе», точнее о проблемах и скандалах с ним связанных: похоже, новый премьер-министр Сапар Исаков нашёл решение давней проблемы. По его словам, он достиг соглашения с канадскими инвесторами о многомиллионной помощи Кыргызстану.
«23 миллиона долларов из рекультивационного фонда будут переведены в банки Кыргызстана. Этот же фонд в течение семи-восьми лет переведет 70 миллионов долларов. Через 8-10 лет месторождение закроется, но мы проведем работы, чтобы проект работал дольше», — заявил премьер.
Поскольку фактор «Кумтора» является благодатной почвой для различных протестов, то Бишкек этим решением укрепил политическую стабильность и экономическую привлекательность кыргызской экономики.
Заинтересованность во вложениях в экономику Кыргызстана выражают и предприниматели Узбекистана. После достигнутых договорённостей о делимитации границы, пограничные переходы между двумя странами вновь открылись. Подписанные экономические соглашения открывают дорогу для взаимных инвестиций.
После вступления республики в ЕАЭС промышленники из Узбекистана проявляют заинтересованность в открытии производств на территории Кыргызстана. Почему в Кыргызстане, а не в соседнем, более богатом Казахстане? Обе страны – члены ЕАЭС, но в Кыргызстане ниже стоимость рабочей силы, более низкие цены на электроэнергию, воду и так далее. При сохранении доверительных отношений между Ташкентом и Бишкеком эффект от прорывных соглашений, заключенных в 2017 году, скажется в ближайшем будущем.
В области безопасности спецслужбы Кыргызстана также высоко проявили себя, предотвратив ряд терактов, ликвидировав или отправив за решётку религиозных экстремистов.
Таким образом, если взвесить на чаше весов позитивные и негативные события 2017 года, то позитив уверенно превысят негатив. Главное – были созданы хорошие предпосылки для экономического рывка в будущем. Теперь необходимо всем – от президента до студента – не растерять с трудом полученные позиции и работать в 2018 году с удвоенной силой.
Евгений Погребняк (Джалал-Абад)
http://press-unity.com
[:]