АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Как дизайн школы помогает учиться и быть счастливыми

Лучшие российские и мировые практики, которые можно применить в вашей школе уже завтра.

Среди родителей довольно популярно мнение, что дизайн школьных помещений — это лишняя трата денег и ресурсов, которые лучше бы направить на новые учебники и квалифицированных учителей. Что же до угрюмых зданий, то «и мы в таких учились», а «школьным годам чудесным» это ничуть не помешало. Конечно, узкие лестницы и неудобные парты вряд ли отменят теплые воспоминания о школе, но влияет ли дизайн на успеваемость?

Безрадостные длинные коридоры, темное бетонное покрытие, узкая лестничная клетка, очереди в гардероб, доделывание домашней работы на подоконнике, занятые столики в столовой, однотипно оформленные школьные классы, где на тебя из-под потолка грозно смотрит Лев Николаевич Толстой… Как правило, большинство людей, окончивших школу несколько лет назад, описывают свой «храм науки» примерно одинаково.

Впрочем, все это легко объяснить историей. Практически все учились в школах, построенных еще во времена СССР, когда архитектура учебных заведений полностью соответствовала требованиям времени: построить как можно больше школ, куда можно было бы поместить как можно больше детей. В зависимости от общественно-политической ситуации эти требования постоянно менялись. В послевоенные годы началась застройка школ по типовым проектам, которая в то время доказала свою эффективность, в отличие от довоенных школ, построенных по типу «дворцов». Сейчас все больше архитекторов выступает за полный пересмотр стандартов при конструировании и строительстве школьных зданий. По словам руководителя проекта «Умная школа» Марка Сартана, у старых школьных зданий, так называемых «школ-заводов», одинаковый и безликий промышленный вид, который совершенно не располагает к творчеству и индивидуальности. Сегодня в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по всей стране начинают строить школы, которые будут отличаться друг от друга архитектурным строением, для начала в рамках конкурса проектов. Это, конечно, здорово, но надо понимать, что мы не можем снести все старые школы и построить на их месте новые. Да и так ли это жизненно необходимо? Опыт стран, где климатические условия схожи с нашими (Финляндия, Норвегия, Канада), показывает, что модульный подход в строительстве школьных зданий отлично компенсируется оригинальным в каждом случае внутренним дизайном, который зависит от района, местных обычаев, запросов родителей и учителей.

Дизайн оценок

Зарубежные исследования доказывают, что на успеваемость детей влияют самые разные факторы. Среди них и высота потолков (чем выше, тем лучше в средней школе и наоборот в младшей), и качество воздуха и мебели, и уровень шума, и цвет стен. К сожалению, многие из этих факторов невозможно изменить из-за архитектурных особенностей школы, хотя цветовое решение интерьера всегда можно переработать. По результатам исследований, для средних и старших классов рекомендуется использовать более холодные цвета, которые увеличивают способность к концентрации; тогда как в младших классах можно использовать более теплые тона.

Если в помещении учатся первоклашки, оптимален желтый цвет стен; если ученики средней школы — зеленый, а для старшеклассников отлично подойдет голубой

А вот популярный в наших школах розовый обычно оказывает успокаивающий и даже усыпляющий эффект на взрослых детей, в то время как семилетки, напротив, становятся более активными, выносливыми и позитивными в комнатах с такой окраской стен. Если вооружиться этими знаниями, можно по-разному оформить кабинеты в зависимости от возраста школьников. Игра с цветом позволяет разделить пространство и решить сразу несколько задач. Во-первых, окрасив стену за спиной учителя в более спокойный оттенок, можно справиться с проблемой усталости глаз у детей; во-вторых, устранить недостаток зонирования, возникающий при неправильном проектировании здания.

Таким образом, работа над дизайном школы в нынешних условиях вовсе не роскошь, как думают многие родители, а необходимость. Это не просто проект по благоустройству или прихоть дизайнеров, а усилия, повышающие комфорт и успеваемость детей. Даже опросы показывают, что если родители считают вопрос окраски стен не заслуживающим внимания, то дети с ними не согласны. Исследователи Кембриджского университета выпустили книгу под названием «The School I'd Like. Children and Young People's Reflections on an Education for the 21st Century. London» («Школа, которую бы я полюбил»), где дети откровенно делились своими размышлениями о школе; в частности, многие говорили, что им не хватает цвета и порой они чувствуют себя, как в тюрьме.

Подобные исследования проводятся в последние годы и в России. Одно из таких — дизайн-исследование школьной среды, проведенное на базе МАРХИ. Как показали глубинные интервью, родителей интересуют в основном вопросы безопасности их детей, а детям важно, чтобы в школе было уютно и красочно; учителя, в свою очередь, хотят чувствовать себя в школе комфортно, ищут возможности снять стресс и отдохнуть. Можно ли это совместить? Зарубежные решения и опыт некоторых архитектурных экспериментов в России показывает, что да, можно. Опираясь на этот опыт и результаты исследований, пройдемся по школьным этажам.

Коридоры, лестницы и рекреации

Когда заходишь в нашу школу, как правило, сразу попадаешь в большой холл, где на входе тебя проверяет охранник. В моем детстве этот холл каждое утро наполнялся детьми разных возрастов, которые на корточках переобували сменную обувь. Сегодня специалисты уверены, что проблема грамотного дизайна коридоров и рекреаций существует в большинстве российских школ. Заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ Елена Иванова считает, что сконструировать школьное пространство в коридорах необходимо таким образом, чтобы дети общались друг с другом вне уроков. Коридоры — это не просто промежуточное пространство, они провоцируют коммуникативные связи с одноклассниками и учителями.

Что можно сделать?

— Рекреация должна быть разделена на зоны пассивные, активные, для творчества или психологической разгрузки (их можно разделить прозрачными перегородками или использовать деление цветом)

— Оборудовать сидячие места, как для ожидающих родителей, так и для детей

— Сделать доски детского творчества, положить маркеры, материалы для рисования

— Вместо жестких скамеек поставить мягкие модули по типу «тетрис» (исследования показали, что даже при наличии скамеек дети часто сидят на полу)

— Цветовое оформление рекреаций может быть более ярким, чтобы дети могли отдохнуть от напряженной работы и расслабиться

— Лестничные клетки изначально должны быть более широкими и более яркими, с тактильными дорожками и уровнями перил для всех возрастов. Можно сделать цветовые дорожки для направления движения, стены украсить работами детей

— Лестница в каждой отдельной рекреации может быть окрашена в отдельный цвет, чтобы дети лучше ориентировались в пространстве.

Особое внимание зонам рекреации и коридорам уделяют норвежские архитекторы и дизайнеры: считается, что отдых и общение для школьников порой важнее самой учебы и еды. Именно на эти соображения обратили внимание организаторы проекта «Дизайнерская платформа», которые решили перенять норвежский опыт в школе № 53 в Санкт-Петербурге. Приглашенный в этот проект архитектор Расмус Йоргенсон считает, что проблема питерской школы (как и большинства российских школ) в том, что она представляет собой коробку, в которой есть еще несколько маленьких коробок. Нет никакой концепции единства, открытости. Сделать первые шаги в эту сторону, по его мнению, не так уж и сложно. Если в коридорах есть не несущие стены, их можно сломать и сделать прозрачные панели, которые позволят дневному свету из класса попадать в рекреации. Чем больше дверей и перегородок из прозрачных материалов в школе, тем лучше.

В дизайн-студии Ambito предлагают и более радикальные изменения — сделать в школе большое дерево, которое будет «расти» сквозь все этажи: на первом этаже будут объявления, на втором зона отдыха, где можно висеть на ветках, на третьем дупло. Если дети сами будут принимать участие в создании дерева и вешать на него свои поделки, то не будет желания его ломать. Кстати, использование деревьев вообще очень распространено в проектировании школьных пространств, они символизируют развитие, разнообразие и единение. Подобные декорации стали появляться и в России; их можно делать из картона и других подручных средств.

Библиотека

Вспомните, как выглядела библиотека в вашей школе? В моей это был небольшой кабинет, причем вместо окошечка, где сидел библиотекарь, была просто входная дверь. Ни о каком свободном доступе к книгам речи и не шло; более того, многие ученики воспринимали библиотеку исключительно как место, где осенью можно получить учебники, а весной — сдать их обратно. Сейчас дизайнеры окончательно приходят к тому, что нет никакой необходимости отделять библиотеку от остального школьного пространства: можно совместить ее с зоной отдыха в коридоре или рекреации. Все чаще это уже не просто библиотеки, а так называемые медийные пространства. В перспективе библиотека должна стать центральным местом любой школы, куда дети приходят почитать, отдохнуть и обсудить общий проект.

Что можно сделать?

— Библиотека должна находиться в месте, доступном для детей постоянно, то есть ее можно совместить с местом отдыха, разделив зоны с помощью цветового оформления или с помощью прозрачной перегородки

— Стеллажи должны быть открытыми и доступными

— Наполнить книжные полки можно не только учебной литературой, но и интересными журналами

— Если привлечь всех детей к созданию общей библиотеки и наполнению стеллажей, у них не будет желания портить книги

В России из-за жестких требований безопасности к проектированию школы очень сложно сделать библиотеку по европейским проектам. Поэтому многие дизайнеры предлагают создавать в школах так называемые «выездные» библиотеки, когда стеллажи с книгами стоят в рекреациях, где дети спокойно могут взять любую интересную им книгу или журнал. Интересный дизайнерский проект библиотек, совмещенных с зоной отдыха, предложили специалисты из Лаборатории дизайна Высшей школы экономики.

Учебная зона (классы)

Мы привыкли, что в школах классы примерно одинаковы, разве что в кабинете химии висит таблица Менделеева, а в кабинете литературы — портреты писателей. Сейчас дизайнеры все больше приходят к выводу, что необходимо задумываться о проектировании классов разных размеров и назначений. Конечно, в большинстве российских школ форму кабинета уже не изменишь и стены не сломаешь, но вот расставить парты в другом порядке, а в некоторых случаях (по желанию родителей) купить новые — можно. Исследование школьных пространств, проведенное на базе МАРХИ, показало, что основная проблема в проектировании школьных классов по новым образцам — в наличии очень строгих регулирующих норм. Но что примечательно — в России на каждого ребенка выделяется около 15 квадратных метров и идут разговоры об увеличении этого показателя, тогда как в Англии на ребенка приходится всего 8-10 квадратных метров, но классы при этом выглядят намного свободнее. Все это, как уже говорилось, влияет на успеваемость ребенка.

Что можно сделать?

— Поднять вопрос о качестве мебели (она должна быть трансформируемой и не громоздкой). Парты и стулья должны быть такими, чтобы можно было сделать расстановку любого вида, а не только рядами

— Оборудовать места для хранения вещей (как детских рюкзаков, так и методических пособий учителей). Многие шкафы для хранения могут одновременно выполнять роль скамеек. Очевидно, что в большинстве случаев проблему можно решить с помощью грамотного распределения пространства

— Разделить класс на зоны практических и теоретических занятий. Как правило, сделать это можно за счет полной перестановки мебели (часто много площади уходит на так называемую раздевалку, которая находится за шкафом)

— Методические материалы, портреты, таблицы должны быть более доступными, а не находиться в застекленных шкафах, куда детям, как правило, нет доступа

— Опыт других стран показывает, что наиболее практично использовать в классах мебель на колесиках и бин-бэги (мягкое кресло-мешок)

Гардероб и столовая

В моем сознании эти школьные помещения находятся рядом, потому что традиционно и там, и там нужно стоять в очередях. В столовой, чтобы помыть руки, как правило, всего два умывальника, которых всегда не хватает. В гардеробной (в моем детстве) было всего два входа, поэтому после уроков можно было тратить по полчаса, чтобы взять одежду.

Что можно сделать?

— В большом холле на первом этаже поставить шкафчики, куда дети смогут класть свои вещи. Такие шкафчики уже оборудованы во многих школах и, как показала практика, они экономят место и помогают избежать толкотни

— Нужны ячейки для сменной обуви, рюкзаков, физкультурной формы

— Столовую всегда можно красочно оформить. Доказано, что желтые, красные и оранжевые тона возбуждают аппетит, а светло-зеленые тона ассоциируются со здоровой пищей

— Столы должны быть разных размеров, чтобы можно было сидеть как компанией, так и в одиночестве. Дети должны иметь возможность переставлять столы по своему усмотрению.

— Можно поставить круглые столы и сделать образовательный уголок: повесить доски, обучающий материал, картины

— В столовой нужно оборудовать места для вещей и рюкзаков, чтобы они не валялись у входа и не загромождали проход, а для умывальников сделать отдельную большую зону

— Для учителей необходимо организовать отдельное пространство в столовой

Спортзал

По нормам, в современной школе должно быть два спортзала, а не один. Как правило, дети жалуются, что места не хватает, душно и занимаются сразу несколько классов. Проблему нехватки оборудования, отсутствия душевых кабинок (а точнее, использование их не по назначению), отсутствие отдельного выхода на улицу из спортзала разработкой дизайна не решишь — это задача архитекторов и администрации школы. Но кое-что изменить можно своими руками.

Что можно сделать?

— Разделить спортзал на несколько зон, чтобы играющие в баскетбол не мешали, например, сдающим нормативы

— Детям, освобожденным от физкультуры, можно выделить отдельное место, использовав мягкие маты, модули или бин-бэги. Пространство должно быть безопасным

— В спортзале также можно использовать цветовые решения, чтобы обустроить зоны активности и отдыха

Учительская и зона доверия

Все специалисты сходятся во мнении, что школа должна делиться на зоны. Каждый должен найти там место для себя. Детям обязательно нужна своя «зона доверия». Сейчас эту функцию выполняет кабинет психолога, как правило, тесный и необорудованный. Учительские также в основном предполагают, что учителя будут там работать, а не отдыхать, тогда как преподаватели очень нуждаются в своей зоне отдыха, хотя в интервью в этом редко кто признается.

Что можно сделать?

— Для кабинета психолога необходимо выделить большое пространство, чтобы у специалиста была возможность оборудовать все по своему усмотрению

— Мебель должна быть мягкой, обстановка теплой. Можно дать детям возможность сидеть на полу

— Учительскую необходимо разделить на зоны работы и отдыха

Туалетные комнаты и медицинский кабинет

Пожалуй, два помещения в школе, которые вызывали в моем детстве страх. Согласно опросам, за последние 10 лет ситуация не сильно изменилась. Сейчас многие родители жалуются, что дети не хотят ходить в школьные туалеты и терпят до дома. Это большая проблема с понятными корнями: туалеты, как правило, не только плохо оборудованы, но и запущены. Медицинское обслуживание, которое само по себе вызывает ужас у некоторых детей, становится еще более невыносимым из-за обстановки в медицинском кабинете.

Что можно сделать?

— Все дизайнеры, ученики и учителя уверены, что туалетные кабинки должны закрываться на безопасный замок, который в случае чего можно открыть снаружи

— Желательно, чтобы туалеты были красочно оформлены, там дети будут чувствовать себя комфортно и в безопасности

— Белые стены в медкабинете можно украсить специальными наклейками для декорирования стен, детскими рисунками или медицинскими рекомендациями. Белые стены, потолки и люди в белых халатах у многих детей ассоциируются с холодом и страхом, с помощью дизайна эти чувства легко можно нивелировать.

Ландшафтный дизайн

Школы в СССР строили, чтобы учить, а не украшать города. Обычно эти здания стоят неприметно среди жилых домов и совершенно не вписываются в городское пространство. Можно сказать, что если ты не школьник, не родитель и не учитель, то ты и не обращаешь на них никакого внимания. Школы ограждены высоким забором из-за повышенных мер безопасности. Родители обеспокоены и считают, что чем выше в школе забор, тем лучше для их детей. С одной стороны они правы, с другой — такие меры превращают школу в очередное казённое учреждение и ограждают ее от других сфер жизни.

Что можно сделать?

— Можно отказаться от высокого и темного забора, чтобы сделать школьный двор более освещаемым

— Необходимо достаточное количество скамеек для детей, родителей, учителей и окрестных жителей

— Внутри школьного двора лучше отказаться от ограждений, сделать открытые газонные пространства и хорошее освещение

— Из-за климатических условий и невозможности обустроить летний сад, необходимо обратить внимание на зимние сады, которые в идеале могут посещать все жители квартала

— Дизайнерский проект школы должен исходить не столько из нормативов, сколько из функциональных задач пространства, как внутри школы, так и снаружи

Многие архитектурные и дизайнерские проекты школ сегодня в России создаются с учетом необходимой инфраструктуры для квартала, в котором планируется строительство учебного заведения. Парки и улицы плавно переходят в школьный двор. Бассейны, баскетбольные площадки, велосипедные дорожки, зимние сады, внутренняя часть дворика часто открыты для других посетителей. Дизайнеры уверены — будущее в России именно за школами, открытыми всем жителям.

Лилия Хакимова

http://mel.fm/2015/08/26/design