АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Как халяль-еда приводит к росту количества туристов[:]

[:ru]

В Южной Корее стремительно растет количество туристов-мусульман, и страна намерена сделать свою инфраструктуру максимально muslim friendly

Казалось бы, трудно представить себе страну, менее ассоциирующуюся потребностью в продукции халяль, чем Республика Корея. Согласно статистике 2015 года, 56% населения не являются приверженцем какой-либо религии, 27,7% — католики и протестанты, а 15,5% — буддисты, и все они – с сильной примесью конфуцианства. И очень небольшое число этнических корейцев исповедуют ислам – от 40 до 100 тыс. человек (по различным исследованиям) из 50-миллионного населения.

Тем не менее, уже в третий раз в Корее проходят мероприятия, связанные с популяризацией дозволенной исламом еды. В этом году фестиваль проходит с 16 августа по 14 октября. Стартовал он трехдневной выставкой в престижном сеульском районе Гангнам в выставочном центре Seoul Gangnam COEX Hall. В выставке традиционно принимают участие производители пищевой промышленности и ресторанного бизнеса мусульманских стран – в основном из Малайзии и Индонезии, но есть также павильоны Турции, ОАЭ, Пакистана, Бангладеш. Широко представлен и корейский бизнес, специализирующийся на новом для себя направлении. Впрочем, не для всех оно такое уж новое – продукты органического земледелия, очень популярные в заведениях традиционной корейской кухни, тоже являются халяль для мусульман.

В часы, положенные для намаза, часть участников выставки устремляется в молельную комнату, которые есть в COEX Hall, как и во всех других общественных местах, от вокзалов и аэропортов до торгово-развлекательных центров.

— Вообще-то они и раньше были, там могут молиться не только мусульмане, но и представители любых конфессий, просто в мусульманских странах мало кто знал о наличии такой инфраструктуры, — уточняет гид.

В Сеуле есть свой мусульманский район Итевон, где расположена главная мечеть города, построенная в конце 60-х годов, когда страна активно развивала бизнес-связи с Ближним Востоком.

Открывавший фестиваль глава Национальной туристической организации Кореи Ан Ёнг Бе говорит, что Южная Корея занимает второе место в мирепосле Китая по развитию туристического рынка в мусульманских странах. Однако опросы возглавляемой им организации показывают, что туристы из этих стран все же продолжают испытывать проблемы с их конфессиональной едой.

 Мы надеемся, что благодаря этому фестивалю, часть трудностей будет устранена уже в этом году. Вместе с Министерством спорта, туризма и культуры, а также с нашими подразделениями в регионах мы создаем сейчас список лучших ресторанов халяль, будем организовывать мастер-классы по приготовлению мусульманской еды и создадим идеальные условия для бизнеса, работающего в этом направлении, — сказал он.

Мастер-классы начались сразу же после торжественной части: шеф-повар Intercontinental дал урок рестораторам по приготовлению баранины-гриль с рисом и овощами. Оказывается, запах жареной баранины для корейцев неприятен, и шеф-повар предложил предварительно мариновать ее в соусе с большим количеством толченного чеснока.

Это тоже халал

Это тоже халяль

В выставочном зале компании и рестораны из Турции, Индонезии, Малайзии, ОАЭ и собственно Кореи угощали посетителей своими блюдами. Ким Хёнг Джу рассказала Forbes.kz, что уже около десяти лет развивает свой небольшой бизнес по передвижному стрит-фуду и доставке еды в Сеуле. Однако в последние годы конкуренция в этом сегменте сильно выросла.

— Я видела, что в городе становится все больше туристов из мусульманских стран, а стрит-фуда, удовлетворяющего их потребности, нет вообще. Нашла представительство малазийской организации по халяль, обучилось у них и получила сертификат-разрешение на приготовление блюд халяль, — говорит Ким Хёнг Джу. Судить о перспективах ее нового бизнеса пока рано – госпожа Ким начала заниматься им всего три месяца назад. Но она все же надеется на рост прибыли — что количество туристов-мусульман в Сеуле продолжает увеличиваться.

Ее наблюдения подтверждаются статистикой. По словам Пак Джин Хо,заместителя директора департамента по Юго-Восточной Азии и Ближнему Востоку НОТК, если в 2015 в Корее побывало 700 тыс. туристов из мусульманских стран, то в 2016 — около 900 тыс., а в прошлом году – около миллиона. 70% туристов-мусульман приезжает из близлежащих стран Юго-Восточной Азии — Малайзии и Индонезии. По его словам, бум вызван несколькими причинами:

— В этих стремительно растет популярность К-поп (музыкальный жанр, возникший в Южной Корее, вобрал в себя элементы модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа, адаптировал их превратился масштабную субкультуру, с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире. В Казахстане в этом направлении работает группа Ninety One. – F), и молодежь приезжает к нам, чтобы послушать своих кумиров вживую.

Кроме того, Корея активно внедряет высокие технологии в быт своих городов, это тоже интересует людей. Ну и наконец, в стране очень безопасно – уличная преступность практически сведена на нет. Жителей стран Ближнего Востока и Малой Азии (Турция) больше интересует бизнес-туризм и медицинский, у казахстанцев основной упор на медтуризм.

Усилия НТОК по превращению страны в muslim friendly дают свои плоды, и в этом году организация ожидает получить 2 млн человек туристов-мусульман.

— На самом деле, это же не мы решаем, куда поедут туристы из других стран, а они сами. Но в последнее время мы заметили, что у жителей мусульманских стран, которые раньше массово ехали за новыми впечатлениями и развлечениями в Европу, теперь заинтересовались азиатскими соседями – Японией и Корею. Конечно, мы должны не упустить эту возможность и использовать этот тренд для еще большего развития въездного туризма в нашу страну, —  говорит Пак Джин Хо.

Представитель завода NDK

Представитель завода NDK

Многие традиционные для Кореи продукты вполне укладываются в требования халяль. Например, органические вегетарианские и морепродукты завода NDK, который уже 30 лет занимается поставкой еды на рынок страны. В этом году компания получила сертификат халяль на некоторые виды продукции. Президент компании Пак Со Бок тоже говорит, что увидел наплыв туристов-мусульман:

— Честно сказать, сам я никогда не бывал в мусульманских странах, мне лишь рассказывали о них знакомые, которые в них бывали. Но я, конечно, видел мусульман, постоянно живущих в Корее. То, чем мы занимаемся — традиционная корейская еда – тоже чистая, потому что выращивается и готовится безо всяких химических добавок. Мы предоставили информацию касательно содержимого нашей продукции в Федерацию мусульман Кореи, они проверили состав, потом приехали на наш завод, посмотрели производство и после этого дали сертификат на некоторые виды продукции. Сейчас мы размещаем ее в duty free аэропортов и крупных сувенирных магазинах.

Об экспорте господин Пак тоже подумывает, но не сейчас – сертификат у них внутренний, оплатить который помогло государство. Международные гораздо дороже и их надо получать на каждый продукт отдельно.

А вот уроженец Ташкента Шерзод Мухамедов начал свое производство не для туристов, а для местных жителей – переехавших и учащихся в здешних университетах мусульман из стран СНГ. Это сразу видно по продукции – сосиски, мясные рулеты, колбасы «Московская» и «Краковская». Шерзод учился в Сеуле, потом работал (гражданам Узбекистана легче получить рабочую визу в Южной Корее, чем казахстанцам, по этому поводу между правительствами двух стран имеются определенные договоренности), а два года назад решил открыть собственный цех по производству халяльных мясопродуктов. Сырьем служат курятина, индейка и австралийская говядина с маркировкой халяль, специи закупает в России и Австрии. Старт вместе с арендой цеха обошелся примерно в $200 тыс, включая стоимость международных малазийских серификатов. Каждый из них стоит $2 тыс. на один вид продукции, ассортимент Шерзода — 10 видов. Для того, что продукцию покупали не только выходцы из СНГ, но и коренные жители, пришлось значительно снизить соленость – корейцы придают очень большое значение тому, чтобы пища не была вредна для здоровья. Теперь компания обзавелась местным дилером (который, к слову, сам вышел на них) и уже несколько месяцев, как компания вышла на ноль. Через пару месяцев Шерзод ожидает первую прибыль – продажи растут.

Казахстанского бизнеса на выставке и фестивале замечено не было.

https://forbes.kz/finances/markets/kak_halal-eda_privodit_k_rostu_kolichestva_turistov/

[:]