В канун 15-летия переноса столицы корреспондент BNews.kz побеседовал с главой Союза архитекторов Астаны Сериком Рустамбековым, который рассказал о предстоящей работе и о проектах, реализация которых возможна в преддверии EXPO.
Осуществлением какого проекта на сегодня занимается Союз архитекторов Астаны?
— Начиная с 1997 года, мы приступили к проекту реконструкции русла реки Есиль. Его протяженность в административных границах Астаны составляет около 40 км. Из них уже половину мы запроектировали, 18 км уже построено. Кроме этого, по нашему проекту осуществлена первая очередь организации судоходства, и уже по реке, вы знаете, ходят суда.
Проект третьей очереди нами завершен, и строительство ожидается в ближайшие годы.
Набережная — это любимое место жителей города, она также является и его украшением, и, конечно, занимает достойное место в застройке города.
Действительно, жители города сейчас наблюдают за активной реконструкцией набережной. Когда планируется ее завершение?
— Эта работа долгосрочная, и она призвана не только украсить город и благоустроить берега, сделать хорошие набережные, но также она осуществляется в рамках реализации государственной программы по инженерной защите территорий города Астаны от затопления паводковыми водами. Если произойдет неблагоприятное стечение погодных условий для наводнения, в соответствии с решениями, принятыми в нашем проекте, территория города будет защищена.
Максимальная ширина русла реки достигает 180 метров, минимальная — 80 метров, максимальная глубина составляет 3 метра. В проекте предусмотрены дамбы, ряд гидротехнических сооружений, которые обеспечивают защиту города от затопления при паводке.
Сроки завершения проекта реконструкции зависят от финансирования. Если оно будет регулярным и достаточным, проект может быть завершен уже в ближайшие 5 лет.
Астана не так давно выиграла право проведения международной выставки EXPO в 2017 году. Известно ли Вам, какие проекты планируется осуществить в рамках проведения выставки?
— Сейчас все строители возлагают большие надежды, связанные с победой Казахстана в проведении EXPO-2017. В рамках подготовки к выставке ожидается проведение значительных работ.
Во-первых, предстоит обустройство самого EXPO-центра, который занимает значительную территорию на юго-востоке столицы. Вместе с тем, предполагается проектирование и строительство этноаула в непосредственной близи центра. И также будет облагорожена часть русла реки, которая попадает в зону этноаула, EXPO-центра и аллеи Мынжылдык. Аллея пронизывает весь новый центр, на котором расположены Круглая площадь и «Водно-зеленый бульвар» (ЖК «Водно-зеленый бульвар»), резиденцию Президента, Пирамиду, проходит в направлении Караганды и будет завершена этим EXPO-центром. И предварительно за ним предполагается строительство нового железнодорожного вокзала. Насколько мне известно, проектом вокзала занимается архитектор из Санкт-Петербурга.
А что нас ждет в создаваемом в настоящее время EXPO-городке?
— Пока я видел то же, что и вы. Предварительные макеты, проектные решения, сделанные для заявки. Понятно, что до 2017 года планируется выполнение больших проектных, строительных работ по реализации EXPO-центра, и надеюсь, что в ближайшие годы мы увидим и первые эскизы, будем обсуждать и принимать определенные решения.
Очевидно, что во время работы выставка становится объектом массового посещения людей, и она как магнит будет притягивать не только жителей города и туристов, но и со всего Казахстана. Многие казахстанцы воспользуются возможностью увидеть всемирное EXPO у себя на родине, не уезжая куда-то за границу.
Верно ли то, что наш EXPO-городок станет своего рода нашим ответом на построенную в Париже специально для выставки в 1889 году Эйфелеву башню?
— Всемирное EXPO, как правило, является вехой в развитии строительной индустрии, архитектурных и технических достижений. Не случайно вы упомянули и Эйфелеву башню, которая была также презентована во время всемирной выставки. Эта традиция продолжается. Как известно, тема EXPO — «Энергия будущего», где, очевидно, больше внимания будет уделяться альтернативным источникам энергии, новым способам использования традиционных видов энергии, соответственно сооружения будут также связаны с данной тематикой.
С точки зрения архитектуры, это, безусловно, будет демонстрация архитектурного, строительного искусства и технологий, поэтому в этом плане руководство города и вся архитектурная общественность приложит максимум усилий, чтобы наше EXPO осталось в истории как одни из замечательных символов, презентовавший наши достижения.
И также я надеюсь, что Астана приложит все силы, чтобы сделать наше EXPO запоминающимся именно архитектурными сооружениями. В макетах, которые демонстрировались в заявочной кампании, видна работа профессионалов. Я их видел мельком, однако отметил про себя некоторые замысловатые идеи.
Наверняка, и внедрение легкорельсового транспорта, о котором уже давно ведутся разговоры, будет приурочено к выставке?
— Как представитель Союза, я участвовал в обсуждении данного проекта. Легкорельсовый транспорт, можно сказать — новый вид трамвая. На обсуждении просматривались разные трассы. Основная идея заключается в том, чтобы соединить вокзал с аэропортом, левый берег с правым берегом, протянуть линию с запада на восток.
В этом направлении сейчас работы ведутся, и, безусловно, все упирается в финансирование. В настоящее время неизвестно, какие будут приоритеты. Может быть, какие-то долгосрочные проекты будут отодвинуты на более дальний срок, какие-то наоборот — выдвинуты на передний план, станут более актуальными.
К примеру, при подготовке к Азиаде приоритет отдавался, прежде всего, спортивным сооружениям, и всей той инфраструктуре, которая была создана для проведения соревнований. В EXPO также имеются свои приоритеты: та зона, которая была отведена для строительства EXPO-центра, является абсолютно не застроенной и требует подвода туда серьезных инженерных коммуникаций, это также огромные затраты. Поэтому на сегодня нельзя точно сказать, будет ли осуществлено внедрение легкорельсового транспорта именно к 2017 году.
Однако, в случае реализации проекта по легкорельсовому транспорту очевидно, в схему легкорельсового транспорта будут внесены коррективы, поскольку право проведения EXPO Астана получила только на днях.
А что будет построено на пустынной сегодня территории?
— Если по аллее Мынжылдык за площадью, где установлен монумент «Казак Елi», мы сейчас видим Дворец независимости и университет (Казахский национальный университет искусств — прим. агентства), а дальше степь, то по плану данная территория должна быть вся застроена совершенно новыми, я полагаю, интересными зданиями. Это будет, в основном, жилье.
Объекты, которые попадают в эту зону — это объекты премиум-класса. Если жилье, то это будет элитное жилье, если общественные объекты, то объекты республиканского значения.
Насколько мне известно, руководством обсуждалась идея строительства такого крытого города, носящего имя городища, который когда-то существовал на этой территории — «Бузык». Предварительный вариант этого проекта я видел. Под куполом создается искусственный климат и определенная зона для жилых и общественных зданий. Возможно, этот проект появится на аллее «Тысячелетия», по крайней мере, такой вариант прорабатывается.
А какова предположительная площадь территории данного объекта?
— Проект рассчитан, примерно, на 5 тысяч жителей, то есть как один микрорайон. В нем предусматриваются совершенно новые подходы, новые технологии. Технически, проект достаточно сложен, и, конечно, он затратный, но необходимость, на мой взгляд, в нем есть.
Дефицит жилья на сегодня существует. Если на первом этапе строилось достаточное количество жилья эконом-класса для социально-незащищенных слоев населения, для государственных служащих, для молодых семей — это одна программа, но надо развиваться, мы не можем вернуться во времена «хрущевок». Спрос на жилье растет, рождаемость и прирост населения в городе значителен, и эта тенденция, как известно, продолжается.
Перейдем от темы EXPO к теме грядущего юбилея столицы. Какие проекты запланировано реализовать перед 15-летием Астаны, в каких примет участие Союз архитекторов?
— Предполагается реконструкция Центрального парка, в которой я сам приму участие. Там появятся новые аттракционы, амфитеатр со сценой, расположенной на реке. Амфитеатр будет рассчитан на 2 тысячи мест с оригинальными светомузыкальными фонтанами.
Известно, что Центральный парк оброс временными сооружениями, устаревшими аттракционами. В новом проекте основную идею сформировал казахстанский архитектор Владимир Гладких. И сейчас к данному проекту подключают нас и другие компании, поскольку в короткие сроки надо не только разработать проект, но и успеть построить эти объекты.
Появятся более современные кафе, также предполагается реконструкция пляжа, установка новых аттракционов. Уже сейчас ведутся работы по реконструкции лыжероллерной трассы.
Кроме того, будет проведена посадка новых декоративных деревьев, поскольку часть деревьев уже отжили свой век, часть деревьев и не представляют ценности — это все будет приводиться в порядок. И возможно к 15-летию празднование Дня города переместится туда.
На каком этапе данная работа находится сейчас?
— Сейчас работа находится на уровне эскизов, обсуждений. В настоящее время «утрясаются» участники проектирования. Финансирование будет как государственным, так и частным. Из частных есть одно интересное предложение, которое будет иметь продолжение — организация windserfing. Когда можно будет прямо на реке Есиль покататься на парусных досках.
В рамках реконструкции русла реки предусматривается и облагораживание пляжей, установка необходимых сооружений. Этот проект очень важен, поскольку это единственный пляж в черте города, построения, имеющиеся на пляже, признаны неверно спроектированными.
Сегодня нельзя похвастаться тем, что вода в реке абсолютно чиста, однако данная работа ведется. Сложность состоит в том, что на побережье находится частный сектор, естественно, многие отходы попадают в реку. Согласно плану, данные частные объекты подлежат и будут снесены в ближайшие годы. Тогда, я думаю, вода в реке станет намного чище, учитывая, что к тому времени должна завершиться и реконструкция реки с установкой всех очистительных сооружений.
Сабина СЕКСЕМБАЕВА