АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Как казахстанец смог разработать самую популярную мобильную игру в СНГ[:]

[:ru]

26-летний уроженец Шымкента закончил нефтегазовый вуз, ни дня не работал по специальности, а теперь создает мобильные игры в крупной китайской компании

Алдияр Жумажанов с самого детства увлекался компьютерами, различными программами и играми. Знакомство в 15-летнем возрасте с Linux, которая стала основной операционной системой для Apple, еще больше усугубило страсть к кодированию и изучению новых программ.

— В 2010-м, когда мне было 17 лет, я приехал в Китай учить язык. Уже тогда я осознавал, что это вторая экономика мира, где есть огромные шансы для собственной реализации. IT-индустрия в то время уже была сильно развита по всей стране, так что для меня это также стало весомым фактором. У меня появилась мечта – устроиться в итоге здесь на работу в крупную IT-компанию. И стало ясно, что образование нужно получать только здесь, — поделился воспоминаниями Алдияр.

В итоге он поступил в Пекинский университет нефти и газа по специальности «Нефтепромысловое дело» и с успехом окончил его в 2016. Получив диплом, он положил его на полку и разослал свое резюме 30 крупнейшим китайским IT-компаниям, включая Alibaba, Tencent и прочим корпорациям. Несмотря на отсутствие опыта работы в отрасли, в активе претендента были достаточно хорошие навыки программирования, кодирования, но самое главное – знание языков: казахский, русский, турецкий, почти совершенный китайский и разговорный на тот момент английский. Этого хватило, чтобы заинтересовать руководство одной из компаний.

— На собеседование меня пригласила Mechanist Games Technologies. Если составлять своеобразный рейтинг, то она занимает в списке крупнейших китайских IT-компаний 16-е место из 5 тыс. зарегистрированных – на мой взгляд, это хороший показатель. В тот момент, в 2016, она уже запустила несколько успешных продуктов, но продолжала активно развиваться. Кстати, руководит ею тоже иностранец – парень из Новой Зеландии, основавший эту компанию 9 лет назад. Сегодня в штате Mechanist Games Technologies работает около 900 человек, в том числе 15 иностранцев, включая меня. Наши филиалы располагаются в Москве, Стамбуле, Гонконге и Шеньчжене, — отметил собеседник.

Едва ли не на последние деньги Алдияр купил билет на самолет из Пекина в Сямынь, где располагается головной офис компании. После собеседования с владельцем он был принят на 3-месячный испытательный срок. Начинать карьеру приходилось с самых низов. Первые три месяца часто работал и по ночам – приходилось все схватывать на лету, запоминать и учиться.

— Начинал с локализации продукции в СНГ, поскольку я знал русский язык. Потом мне поручили SMM-менеджмент, далее были: отдел техподдержки, отдел тестирования, отдел разработки – здесь уже крепко подтянул свои знания по кодингу. Однажды прошло большое собрание ведущих специалистов и топ-менеджмента, где решалось, какие проекты будем запускать дальше, на что будем делать ставку. Мне поручили собрать всю информацию по Османской империи: исторический фактаж, популярность в нашем регионе, в Европе, нужно было отследить, выпускал ли кто-то схожие продукты. Как выяснилось, часто делали сюжеты по Римской империи, о Клеопатре, про европейское Средневековье, но не про Турцию – в общем, ниша была незанятой. Как раз в это время, а это была осень 2016, в наших странах стали уже популярными турецкие сериалы. Мой отчет убедил наше руководство в том, что на эту игру можно сделать ставку, и мы начали писать «Великого султана», — рассказал Алдияр.

 

Он стал заниматься маркетинговым продвижением и брендингом этой игры как онлайн (Facebook, Instagram, другие социальные сети и приложения), так и офлайн, где были подключены блогеры, ютуб-каналы и представители масс-культуры. В России одним из лиц игры стала ведущая Ксения Бородина.

С момента начала работы над «Великим султаном» до выхода финальной версии прошло почти два года. По итогам 2019 в сегменте мобильных игр первое место по финансовым расходам российских пользователей заняла игра «Великий султан». На данный момент ее уже скачали более 25 млн человек.

В 2018 руководство поручило Алдияру подумать над созданием новой игры. Ему доверили разработку сюжета, предысторию, создание героев и прочих необходимых атрибутов. После недолгих раздумий он предложил игру «Великий хан».

 

— Работая в Китае, я никогда не забывал о своих корнях, о том, откуда я родом. Поэтому предложение по созданию этой игры стало логичным. «Великий хан» — это игра о наших предках, о тех великих племенах и народах, которые жили и воевали с врагами в великой степи, которые покоряли целые страны и континенты. Мы вводим в игру известных завоевателей, героев, батыров. В сегменте мобильных игр ничего подобного еще не было. Думаю, что она также понравится нашим пользователям, — уверен Жумажанов.

Планируется, что первый тест игры выйдет весной 2020. А уже через несколько месяцев «Великий хан» станет доступным и для широкого круга пользователей.  

Алдияр рассказал о том, что его компания в прошлом выпускала достаточно широкую продуктовую линейку, в том числе игры для компьютеров, а также различные мобильные приложения и игры. Но вскоре решила сделать ставку только на мобильные игры – основная масса пользователей скачивает в основном их, и они отлично монетизируются. Он добавил, что Mechanist Games Technologies сейчас также заканчивает один проект для консолей, который обещает стать сверхпопулярным.

Оценивая китайский IT-рынок, молодой разработчик сказал, что он ни в чем не уступает американскому.

— Китайский гигант Tencent, на мой взгляд, ни в чем не уступает Google, Amazon или Facebook. Возможно, даже их превосходит, просто особо не афиширует это. В Китае собираются специалисты со всего мира, им предлагают прекрасные условия для работы, отличные зарплаты, их не ограничивают в идеях. Это многомиллиардная индустрия. Я рад, что мне удалось устроиться здесь на работу и получить огромнейший опыт, — поделился Алдияр.

При этом он отметил, что в Казахстане IT-сфера совсем мала, ей не уделяется должного внимания ни со стороны государства, ни со стороны инвесторов. Часть талантливых айтишников попросту разбегается по миру в поисках более достойной зарплаты.

— Специалист моего уровня в Казахстане получает около 500-600 тыс. тенге в месяц. В Китае я получаю в четыре раза больше, при этом мне оплачивают хорошую квартиру, предоставляют полную социальную и медицинскую страховки, оплачивают двухмесячный отпуск и перелеты. У нас этого всего нет. О чем говорить, если мы постоянно пользуемся чужими разработками, чужими программами, у нас очень мало своего продукта. Вспомните ситуацию, когда в страну пришел Яндекс.Такси. Они за несколько месяцев попросту убрали с улиц конкурентов, которые долгие годы ничего не делали. Хотя на поверхности лежала идея о том, что нужно уходить в онлайн, что нужно делать свое приложение. Уже даже придумывать ничего не нужно было – по всему миру на протяжении нескольких лет с успехом работал тот же Uber. Нужно было просто сделать аналогичное приложение и зарабатывать деньги. Сегодня же большую часть дохода с этого рынка себе забирает иностранная компания. И такое у нас происходит во многих сферах, — сокрушается собеседник.

 

Он рассказал, что собирается в этом году запустить собственную IT-школу в стране, где будут обучаться способные дети и молодежь.

— У нас есть вузы, которые вроде бы готовят IT-специалистов, но, по моему мнению, там в большинстве ничему нормальному не учат. Нас 18 млн казахстанцев, а на всю страну у нас только одна специализированная IT-школа в Нур-Султане, в которой учатся всего 50 человек! Сейчас я сотрудничаю с украинским проектом Unit Factory – у них несколько школ по всей стране, в том числе в Киеве и Харькове. Там бесплатно обучаются талантливые дети. Половину бюджета выделяет государство, вторую часть – бизнес. Я был там — это действительно высший класс. В этом году я также планирую открыть в Шымкенте аналогичную школу. Для этого я собираюсь вложить собственные $100 тыс. Этого будет явно мало для качественного и полноценного обучения детей. Поэтому сейчас также занимаюсь активным поиском спонсоров и инвесторов. Это тот проект, который обязан помочь нашей IT-индустрии, — подчеркнул Алдияр Жумажанов.

[:]