АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Как можно добиться открытия казахских школ?

Туркестан №44 Дос К?шім, председатель движения «?лт та?дыры»:
Движение «?лт та?дыры» два года назад занялось изучением проблем казахскоязычных школ в Северном, Центральном и Восточном Казахстане, то есть, в русскоязычных регионах страны. Представители движения в этом году посетили  районные центры и крупные населенные пункты Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской и Павлодарской областей, где проводили встречи, в ходе которых знакомились с положением казахскоязычных школ, их проблемами.

До этого в информационных  средствах поднималась лишь одна проблема — «почему мало казахскоязычных школ?». В связи с этим, мы с председателем движения «?лт та?дыры» с господином Досом Кошимом попытались рассмотреть другую сторону проблемы.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В КАЗАХСКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛАХ – ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

– Дос а?а, мы утверждаем, что численность казахов в стране превысила 70 процентов жителей страны. Однако не увеличивается количество школ, обучающих на казахском языке. Почему?
– Думаю, этот феномен имеет две причины. Первая – отношение местных исполнительных органов, в том числе, управлений образования к казахским школам. Президент же сказал, «Будущее Казахстана – в казахском языке», но кажется, мало акимов и руководителей, считающих, что увеличение количества казахских школ, пропаганда обучения детей представителей других национальностей в казахских школах – путеводная звезда государственной идеологии. К сожалению, подавлящее большинство из них относятся к казахским школам с точки зрения советского человека. Одним словом, они равнодушно относятся к будущему нации, а значит, в целом, государства. Вследствие этого, казахские школы пребывают в роли пасынка. Конечно, родители не хотят обучать своих детей в таких школах. Во-вторых, мы виновны сами. Если родители твердо потребовали бы от власти: «дети наши будут учиться только в казахской школе, откройте нам современную казахскую школу», власть никуда бы не делась, выполнила бы их требования. Однако такие инициативные группы граждан встречаются редко. В 80-ые годы  Шона агай, прогуливаясь по Алматы, с коричневым портфелем под мышкой, помог открыть немало казахских школ. К сожалению, таких людей по пальцам пересчитать. Я знаю, что для десяти русских мальчишек в брошенной деревне, власть открыла русскоязычную школу, а в казахском ауле, где набирается 40-50  детишек, не желает прежнюю русскоязычную школу перевести на казахский язык обучения. Словом, власть придержащие думают: «если люди молчат, значит, подобное положение дел их устраивает». И не торопится с переменами. А народ, в свою очередь, полагает, что «власть сама знает, какие школы и где ей строить». Проявлением такой робости можно назвать тот факт, что одна треть казахских детей учатся в русских школах.
– Почему родители не отдают своих детей в казахские школы? Ведь сегодня мнение, что «без знания русского языка пропадешь», устарело. Наоборот, легче пропасть без знания государственного языка. Как объяснить родителям необходимость знания государственного языка?
– Безусловно, необходимо проводить агитационно-пропагандистскую работу. Слава богу, средства массовой информации работают в этом направлении. Однако, ежедневно наблюдая отдаваемый властью приоритет русскому языку, кто поверит этой пропаганде. Мы только взываем к национальной гордости, но сегодня, кажется, для большинства национальная гордость – это лишь пустой звук….  Каждый представитель интеллигенции, каждая известная личность должны заявлять, что «без знания казахского языка пропадешь». Однако среди нас много «интернационалистов», таких, как Бибіг?л апа. Не уверен, что пропаганда даст результаты, когда народ видит, что и без знания казахского языка можно стать министром.
– Как можно добиться открытия казахских школ?
– Открытия казахских школ могут добиться жители любого села или населенного пункта, всего лишь нужна организованность при предъявлении требований. Достаточно того, чтобы родители собрали подписи к письму о необходимости открытия казахских школ, и направили эти письма в местные исполнительные органы. Конечно, в некоторых регионах выполнение требований растягивают на года. В таких случаях нужно подключать членов местных маслихатов, местные и республиканские СМИ. При необходимости нужно отправлять в Астану аксакалов, организовывать собрания, шествия. Все это относятся к правам человека, указанным в Конституции. «Спасение утопающего, дело рук самих утопающих», гласит народная мудрость. Мы не должны прекращать борьбу за будущее нации, за будущее своих детей.
Здесь я хочу рассказать о примере одной такой борьбы за открытие казахской школы, свидетелем которой я был. В 1987 году нам повезло, и мы получили  общежитие в Айнабулаке. Все мы были молодыми преподавателями. Дети уже достигали школьного возраста. Не знаю, чья была инициатива, но мы все стали бороться за открытие казахской школы в Айнабулаке. В то время в микрорайоне Айнабулак действовало три русские школы, близилось к завершению строительство еще одной школы. Мы поставили своей целью сделать ее казахской школой. Несколько раз проводили собрание жильцов. Русскоязычные родители проводили свои собрания против нас. Словом, мы разделились на два лагеря. Власть на дворе все еще  была советская, но это уже было время, когда влияние Москвы уходило в небытие, поэтому районный отдел образование занял выжидательную позицию. В инициативной группе собрались решительные ребята. Наши представители дошли до самого министра. Руководители районного отдела образования, поняв, что мы не отступимся от своих требований, начали говорить: «как новую школу на 1200 мест мы можем отдать 299 учащимся». «Если дело только в этом, это можно легко исправить, — парировали мы, – к началу учебы мы приведем, по меньшей мере, пятьсот учащихся». В конце мая мы направили в Айнабулак студентов университета. Молодежь, несмотря на то, что было время семестра, обходила дома жильцов, и призывала их отдавать своих детей в казахские школы. Приходили к нам домой, и, попив чаю, до вечера проводили агитационную работу. Благодаря этому, первого сентября, в день открытия школы, на школьной линейке стояло 699 учащихся. На следующий год их количество перевалило за тысячу, а через год учителя школы обратились к нам  с просьбой: «помогите открыть еще одну казахскую школу».

Я доволен тем, что в то время некоторые люди своих детей, которые учились в 7 классе, из русских школ перевели в казахскую школу. Кстати, когда мы еще сомневались в том, что добъемся открытия казахской школы, мы приняли обращение, что «если казахская школа не будет открыта, то 1 сентября мы своих детей не пустим в школу». С высоты прошлых лет, мы осознаем, что, даже открытие казахских школ в Алматы далось нам не легко.

В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛАХ УЧАЩИХСЯ МАЛО, А В КАЗАХСКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛАХ…

– Сегодня в казахских школах во всех регионах страны количество учащихся в два раза больше регламентируемого. Школьники учатся в три смены. А в русскоязычных школах количество учащихся недостаточно. Почему не поднимается проблема объединения этих школ, и открытие вместо них казахских школ?
– После объезда Восточного и Центрального Казахстана, проблему оптимизации русских школ подняло движение «?лт та?дыры». В некоторых населенных пунктах существует явная диспропорция между количеством мест и количеством учащихся в русскоязычных школах. Учащихся этих школ можно объединить с учащимися другой школы, а освободившие школы передать казахской ребятне. Это выгодно и государству. Так можно сэкономить огромные средства. Однако, по-моему, вся проблема заключается в неуместном упрямстве русскоязычных родителей и в местных властях, бояшихся их выступлений. Для многих родителей перевод детей в другую школу, которая находится на сто метров дальше прежней, равносилен концу света! «Вы понимаете, им придется переходить две улицы!», — сказала мне одна родительница. А мои доводы, что дети в казахские школы приходят за два километра, она парировала словами: «пусть государство построит им новую школу». Спорить с людьми, которые не думают ни о чем, кроме своей выгоды, дело не благодарное. В местных исполнительных органах мало людей, способных объяснить необходимость подобной рационализации. Для них выгодно, если дети казахов без всякого шума идут в русскую школу. И волки сыты, и овцы целы. На мой взгляд, когда люди, живущие в одном обществе, не могут совместно решить актуальную проблему (не желают решать), то нужен только закон. И это не должно быть нормативным актом местного маслихата, (не думайте, что русскоязычный маслихат будеть радеть за казахские школы),  это должен быть закон республиканского уровня.
– Вы объездили многие регионы. Скажите, есть ли различие в техническом оснащении и социальном положении русских и казахских школ?
– К сожалению, в русскоязычных регионах такие негативные явления часто бросались в глаза. Десятилетиями русскоязычным школам предоставлялись лучшие здания, лучшее оборудование, транспортные средства, а редкие казахские школы пребывали в роли второсортных школ. И сегодня такие негативные явления, кажется, еще не изжиты. Конечно, мы не проводили сравнительный мониторинг материально-технических баз школ. Это не наша задача. Однако, даже официальные данные свидетельствуют об этом.
– Какова цель ваших исследований?
– Сказать честно, движение «?лт та?дыры» не планировало изучать положение казахских школ Восточного, Северного и Центрального Казахстана. Мы взялись за реализацию программы, которая призывает казахов, живущих в этих регионах, отдавать своих детей в казахские школы. Подготовили семь разных плакатов, распространили их в 16 районах, провели встречи с населением. Во время этих поездок мы обратили внимание на положение казахскоязычных школ, и стали через свои отделения на местах собирать сведения. На основании этих сведений, на совещании с участием Министра образования и науки 24 августа был сделан доклад. В заключение, хочу выразить благодарность казахскоязычным средствам массовой информации, которые постоянно поднимают эту проблему, формируют общественное мнение.

Беседовала
Динара МЫ?ЖАСАР?ЫЗЫ,

Перевод Кайрата Матрекова