АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Как отечественный бизнес реагирует на мировой тренд цифровизации[:]

[:ru]

Глобальная экономика сталкивается с новыми серьёзными вызовами, решить которые позволят разработка цифровой стратегии и цифровая трансформация бизнеса

Современные технологии меняют представление о большинстве аспектов работы компаний и выводят на первое место вопросы, с которыми до недавнего времени не слишком считались, например киберугрозы.

При этом, говоря о цифровой трансформации, многие подразумевают в первую очередь крупные компании и редко задумываются о том, что именно малый и средний бизнес является частью повседневной жизни каждого и уровень его развития во многом определяет уровень развития экономики в целом. Эксперты отмечают, что цифровая трансформация МСБ может дать ошеломляющие результаты, но пока запаздывает и сводится к поверхностному пониманию сути процесса.

Результаты исследования, посвящённого цифровизации МСБ, представил в ходе Алматинского бизнес-форума региональный директор IDC по Центральной Азии, Азербайджану и Монголии Андрей Беклемишев. Опрос более чем 2000 респондентов в США, Великобритании, Германии, Японии, Индии и Китае показал, что под цифровой трансформацией руководство многих компаний понимает прежде всего модернизацию «железа».

— Представители малого и среднего бизнеса, говоря о цифровой трансформации, упоминают апгрейд ПК. Новые компьютеры, конечно, тоже нужны, но цифровая трансформация предполагает обязательное использование четырёх основных элементов так называемой третьей технологической платформы: социальных сетей, мобильности, облаков, больших данных. Если компании не интегрируют эти решения в новые производственные процессы, не создают новый пользовательский опыт, не строят изначально цифровой бизнес, это не трансформация, – указывает Беклемишев.

Исследование IDC выявило интересную тенденцию. Основная масса игроков рынка МСБ (30,7%респондентов в развитых странах и 46,2% в развивающихся) приоритетом номер один называют рост доходов, на втором месте (23,8% и 49,8% соответственно) – желание инвестировать в технологии с целью повышения эффективности компании. Аналитики обращают внимание, что позиция бизнеса развитых стран, которые мы привыкли воспринимать как технологичные супердержавы, в целом выглядит более консервативно по сравнению с коллегами из развивающихся стран, готовыми инвестировать в перемены.

О намерении инвестировать в технологии с целью увеличения доходов, развития новых направлений бизнеса и роста продаж заявили 43,7% американских респондентов, 24,8% представителей малого бизнеса Германии и всего 8% японских. Зато в малом бизнесе Индии и Бразилии доля положительных ответов составила 51,4% и 50,5% соответственно. В той же Японии лишь 5,7% предпринимателей готовы инвестировать в технологии, чтобы лучше управлять расходами и повысить эффективность компании, тогда как среди респондентов в США таковых оказалось 41,5%, в Великобритании – 42,9%, в Германии – 27%, в Индии – 47,5%, в Китае – 40,5%, а в Бразилии – 61,2%. Довольно сдержанно японский МСБ относится и к перспективам вложений в облачные решения как альтернативу собственным продуктам: это собираются делать лишь 4,6% респондентов, тогда как в других странах – 30–40%, а в Бразилии – свыше 59%.

Исходя из данных исследования, отмечает Беклемишев, складывается впечатление, что Япония, которую мы считаем одной из самых технологичных держав, на самом деле довольно консервативна. Напротив, в развивающихся странах больше, чем где-либо, уверены в необходимости повышать эффективность и производительность бизнеса за счёт внедрения технологий, проявляют активный интерес к облакам, которые могут стать конкурентным преимуществом.

— Мы специально проводили опрос в январе, чтобы узнать приоритеты инвестирования на ближайшие 12 месяцев. И в развитых, и в развивающихся странах 50% опрошенных представителей МСБ намерены вкладывать в покупку новых компьютеров. В среднем бизнесе ситуация чуть лучше, но в целом небольшие компании не очень хорошо понимают, что такое цифровая экономика и зачем она им нужна, и лозунги на эту тему часто остаются пустым звуком. И всё же именно в развивающихся странах больше выражен тренд на дальнейшее развитие – уход в сервера, понимание необходимости инвестиций в информационную безопасность и сохранение данных, – констатирует эксперт.

Глобальным трендам следует и Казахстан. Как свидетельствуют результаты проведенного KPMG опроса IT-директоров более 20 крупнейших компаний страны, большинство респондентов ставит на первое место увеличение операционной эффективности и улучшение бизнес-процессов. Создание инновационных продуктов и услуг рассматривают в качестве приоритета 53% опрошенных.

— Основные выводы одинаково справедливы и для глобальных рынков, и для нашего. В первую очередь это касается отношения к киберрискам. Данный вид рисков больше всего заботит IT-руководителей, всё чаще внимание и ответственность за управление этим видом риска демонстрируют советы директоров. Компании увеличивают бюджеты на информационную безопасность и в целом понимают необходимость достижения баланса между рисками и возможностями, стимулируя клиентоориентированный подход в подразделениях безопасности, – отмечает Константин Аушев, руководитель группы консультирования в области IT KPMG в Казахстане и Центральной Азии. Традиционной для местного рынка здесь является проблема нехватки квалифицированных кадров. Как и во всем мире, высок спрос на специалистов по большим данным.

О больших данных как о самом важном элементе новых технологий говорят 75% казахстанских компаний, 45% считают приоритетом облачные решения, 40%  и 30% соответственно – блокчейн и интернет вещей. На практике же внедрение инноваций в казахстанском бизнесе (в большей степени в МСБ, в меньшей – в крупных компаниях) тормозит зарегулированность процессов. Многие представители отечественного бизнеса, как и их коллеги из зарубежных стран, считают, что производство в их компаниях и без того в достаточной степени автоматизировано.

— Переоценка своих достижений в области цифровизации – это тоже глобальное явление. Мы определили пять уровней зрелости цифровой трансформации, и компании, которые объективно находятся на самом первом уровне, считают себя достаточно зрелыми и «продвинутыми», – говорит Беклемишев.

Что касается элементов «Индустрии 4.0», то их внедрение в местном бизнесе сдерживает отсутствие специалистов, финансирования, а главное, понимания, кому и зачем нужна цифровизация, как необходимый для развития бизнеса процесс, а не как инициатива сверху.

https://forbes.kz/process/technologies/zavyishennaya_samootsenka_1537871529/

 

[:]