До Курбан айта остались считанные дни. В этот день нужно приносить жертвоприношение с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху. С другой стороны, в этом есть польза и для общества — раздавая мясо жертвенных животных, мусульмане помогают бедным и нуждающимся.
В Коране сказано: «Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, — важна ваша богобоязненность и искренние намерения. Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь». В одном их хадисов говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто в состоянии принести жертвоприношение, и не сделает этого пусть не приближается к месту, где мы совершаем намаз».
Как разъясняется на сайте azan.kz, жертвоприношение могут совершать те, кто является мусульманином и дни этого праздника не должен находиться в пути, а также у него должен быть определенный минимум средств, имущества. Причем они должны быть свободны от долгов, и от повседневных нужд.
Время жертвоприношения наступает в первый день Курбан айта сразу после праздничной молитвы и длится до наступления времени намаза магриба в третий день праздника. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: «В этот день наше первое дело это — совершение праздничного намаза, потом возвратиться и принести жертвоприношение. Кто поступит так, тот последует нашей сунне. А кто совершит жертвоприношение до этого (до праздничного намаза), то не будет разницы между жертвоприношением и обычным закалыванием, и это не является жертвоприношением». И в другом хадисе сказано: «Кто совершил жертвоприношение до праздничного намаза, пусть сделает это заново (после намаза)».
В жертвоприношение можно приносить: 1. Овец и коз не моложе годовалого возраста. Допускается минимум шестимесячные ягнята, если они являются равными по весу годовалым овцам. А козы обязательно должны достичь годовалого возраста. 2. Крупнорогатый скот (корова) не менее двухгодовалого возраста. 3. Верблюда пятилетнего возраста.
Каждый человек может принести в жертвоприношение одного барана или одну козу. Жертвоприношение одного крупно рогатого скота или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. И все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение.
Каждый мусульманин должен присутствовать в процессе жертвоприношения, а так же допускается «таукил» — передача полномочия в жертвоприношении. Поручатель должен произнести следующее слово: «Сделай жертвоприношение за меня», груз оплаты ложится на поручающего.
В жертвоприношение нельзя приносить животных, у которых есть признаки явной слепоты, болезни (которые не могут самостоятельно ходить), хромают и сильно худые, а также таких животных, у которых отрезана часть ушей или хвоста, или их нет от рождения, у которых нет большинства зубов или полностью изломанные рога (один или оба).
Каждый мусульманин перед жертвоприношением должен сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свой ножи, и закалывайте животное, не мучая его».
Жертвенное животное кладут привязанным на бок, повёрнутым головой в сторону кыблы и произносят следующий аят, как дуа:
«Инна саляти уа нусуки уа махияия уа мамати лилляхи Рабби-л-а،ламин ля шарика лях» — «Поистине, мои молитвы, благочестие, повиновение и поклонение Аллаху при моей жизни и добрые дела, с которыми я предстану перед Аллахом после смерти, — всё это направлено к Аллаху — Создателю всего сущего. Поистине, Он — Тот, кто заслуживает поклонения и повиновения Ему! Нет у Аллаха никаких сотоварищей». После этого, произнося: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар», режут животное.
Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после полного умерщвления животного. Разделение мясо жертвенного животного на три части, является мустахабом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одну часть жертвенного мяса оставлял для своей семьи, вторую часть раздавал своим бедным соседям, а третью часть раздавал как садака (милостыня). Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Так ешьте из них, что хотите, и кормите несчастных бедняков!». Поэтому богатым и бедным не запрещается есть из этого мяса. Запрещается продавать шкуру, молоко, голову и ноги жертвенного животного.
Торгын Нурсеитова