Литер. кз пишет, что сегодня международный день против насилия и буллинга.
Каждый год в первый четверг ноября по инициативе ЮНЕСКО в мире отмечают Международный день против насилия и буллинга в школе и Интернете. В 2019 году 193 государства-члена ЮНЕСКО поддержали учреждение этого дня для того, чтобы привлечь всеобщее внимание к проблеме и остановить распространение буллинга и издевательств. Редакция Liter.kz выяснила, регулируется ли проблема травли законодательно, а также вспомнила о самых громких случаях буллинга и кибербуллинга, которые потрясли Казахстан за последнее время.
Скандальный законопроект
Четвертого мая 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации». Этот закон поступил в Сенат в марте 2022 года. О поправках, которые могут поставить под угрозу присутствие в казахстанском интернет-пространстве Facebook, Instagram, YouTube, Telegram, WhatsApp и других cоцсетей и мессенджеров, начали говорить еще в сентябре. Казахстанцы инициировали петицию против поправок в законопроект о блокировке соцсетей. В Нур-Султане и Алматы проходили митинги за возвращение законопроекта на доработку.
В марте депутат Мажилиса Айдос Сарым даже “поклялся богом”, что соцсети в Казахстане не будут блокировать после принятия поправок о кибербуллинге. По его словам, мнение общественности депутаты учитывали при принятии поправок.
14 апреля сенаторы вернули скандальный законопроект о кибербуллинге на доработку в Мажилис. Депутат Сената Бейбит Исабаев сказал, что все нормы, вызвавшие неоднозначную реакцию у казахстанцев, исключат. Ни одна соцсеть, как заверил политик, заблокирована не будет.
20 апреля Мажилис согласился с изменениями и дополнениями, внесенными Сенатом в законопроект о так называемой “блокировке соцсетей”. Таким образом, документ считается принятым в целом Парламентом.
Термин «буллинг» Казахстану не нужен
С таким заявлением выступили некоторые казахстанцы, после того, как Министерство просвещения РК на портале «Открытые НПА» поделилось проектом приказа об утверждении правил профилактики буллинга среди несовершеннолетних
Проект приказа определяет порядок деятельности по профилактике и выявлению травли (буллинга) в отношении ребенка. Разработан в целях формирования единых подходов к профилактике, предупреждению травли (буллинга) ребенка, — сообщается в документе.
Инициативу оценили далеко не все — например, понятие «агрессор» некоторые пользователи посчитали оскорбительным и потребовали убрать его из правил. Кроме того, документ раскритиковали за расплывчатые положения и отсутствие исчерпывающей конкретики. Некоторые казахстанцы написали, что приказ – это «недоработанная ужасная инструкция» и «лазейка для контроля и управления семьей для шантажа и коррупции на местах». Одна пользовательница и вовсе заявила, что буллинг – это норма в западных странах, а не в Казахстане.
Остановите эти антисемейные законы! Изучайте опыт других стран, к чему привели эти законы! Я против НПА! Слушайте родителей, народ. Вникайте! Вы губите свой народ! Не нужно термина «буллинг»! — возмутилась казахстанка.
Позднее по просьбе редакции Liter.kz юрист Максим Мостович дал экспертную оценку новому НПА о профилактике буллинга среди несовершеннолетних. Он объяснил, что правила профилактики буллинга необходимо принять. Акт нельзя назвать идеальным, согласился Максим Мостович, однако он как минимум устанавливает лиц, обязанных следить за порядком в организациях образования, а также принципы борьбы с агрессивным поведением. Поэтому в правилах нужно законодательно проработать более четкие меры воздействия и ответственности как на агрессоров, так и на их родителей.
В целом такой нормативный акт, безусловно, нужен. Статья 127 КОАП РК устанавливает: «Неисполнение обязанностей по воспитанию и (или) образованию, защите прав и интересов несовершеннолетнего влечет штраф в размере 10 МРП. При повторном нарушении — влечет штраф в размере 15 МРП либо административный арест на срок до пяти суток». Несмотря на наличие такой статьи, пока нет четкого механизма профилактики, выявления и привлечения к ответственности за такие правонарушения. И принимаемый акт призван устранить данный пробел, — заверил Максим Мостович.
Какие истории о буллинге потрясли казахстанцев в 2022 году
31 октября казахстанка пожаловалась министру просвещения РК Асхату Аймагамбетову на школу в Павлодарской области, где ее дочь-восьмиклассницу затравили учителя и руководство школы.
В управлении образования Павлодарской области подтвердили, что в школе села Енбек подобный инцидент действительно произошел. Девочка осталась учиться в школе. Директору школы объявили выговор, а классному руководителю пострадавшей девочки и учителю физкультуры — замечание. Кроме того, руководитель отдела образования города Аксу и преподаватель физической культуры принесли извинения ученице.
Нередко родители в Казахстане жалуются на то, что факты буллинга в школах всячески скрывают, чтобы не встать на учет и не допустить проверки от вышестоящих госорганов. Например, 22 октября мама 11-летнего ученика рассказала о буллинге своего сына — его регулярно избивал одноклассник и вымогал деньги. Женщина также была недовольна отношением руководства школы и учителей к инциденту. По поручению Асхата Аймагамбетова Комитет по охране прав детей организовал проверку в школе.
Попечительским советом и сотрудниками кабинета школьной медиации проведена соответствующая работа по примирению сторон. На сегодняшний день между детьми конфликт исчерпан, психологами проводится определенная работа с детьми. Также за невыполнение должностных обязанностей на должном уровне приняты дисциплинарные меры в отношении исполняющего обязанности директора школы и заместителя директора школы по воспитательной работе, — ответил министр маме пострадавшего мальчика.
19 сентября стало известно, что в селе Каргалы после жестокого избиения у десятиклассника диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, ушиб грудной клетки и множественные ссадины. Избил его, как утверждает мама пострадавшего, мальчик из параллельного класса, потому что ее сын не стал с ним здороваться.
Если ты еще раз со мной не поздороваешься, я тебя убью. Я бы убил тебя сегодня, но мне помешало то, что тут много людей, — такой фразой нападавший сопроводил избиение.
Кроме того, медпомощь подростку оказали только спустя несколько дней. Не помогли ему и в школе — например, в медпункте ему дали обезболивающее, несмотря на отеки от ударов на лице, а учитель на уроке не обращал внимания на состояние подростка.
Еще об одном случае замалчивания буллинга в школе в Рудном стало известно 6 сентября — мама школьницы рассказала об этом Асхату Аймагамбетову. По словам женщины, ее дочь подвергалась буллингу со стороны одноклассников, а позже и педагогического состава в течение шести месяцев. Директор была в курсе всего, но замалчивала ситуацию, потому что боялась, что школу возьмут на учет за буллинг.
Позднее с редакцией Liter.kz связалась мама пострадавшей школьницы и рассказала подробности инцидента — о группе «Третий рейх» в WhatsApp, равнодушии преподавателей, манипуляциях и оскорблениях.
Все случилось, когда девочки класса создали в Instagram аккаунт класса, куда скидывали общие видео. Как всем известно, в одном аккаунте могут сидеть одновременно несколько пользователей, и будет абсолютно непонятно, кто из них именно пишет сообщения. Три-четыре девочки устроили травлю моей дочери, написав ей с этого аккаунта в личные сообщения. Там присутствуют и маты, и оскорбления, и унижающие картинки, и видео. Писали и про родителей. Просто какой-то беспредел. Как моя дочь выдержала это, я не знаю. Продолжалось это несколько дней. Там они откровенно подтверждают, что это травля, и предлагают буллить другого мальчика из класса. Девочки прекрасно понимали, что они делают, — объяснила женщина.
В управлении образования Костанайской области рассказали, что в школе прошла проверка, по результатам которой директору школы объявили дисциплинарное взыскание. Со всеми педагогами школы провели работу по профилактике кибербуллинга, а также разъяснили важность «своевременной работы по разрешению конфликтных ситуаций в классе и налаживанию взаимоотношений в классных коллективах».
Мы привыкли, что буллинг происходит в школе, но детей травят и в детских лагерях. 19 июля Казахстан потрясла новость об 11-летнем мальчике, который пострадал от сексуализированного буллинга в детском лагере в Боровом.
Двое детей 2011 и 2008 годов рождения из Караганды неоднократно понуждали малолетнего мальчика терпеть, как они играют якобы в анальный и оральный секс, изображая, как совершают насильственные действия сексуального характера с этим ребенком против его воли. Они, притрагиваясь к половым органам через одежду, насильно тыкали головой ребенка в свой пах, изображая оральный половой акт, — рассказала общественница и основательница фонда Дина Тансари.
В полиции Щучинска завели дело по части 2 статьи 123 УК РК «Принуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера».
29 сентября мама пострадавшего мальчика рассказала, что не намерена закрывать дело и будет добиваться, чтобы ответственность понесли руководитель детского лагеря и родители детей-агрессоров. Женщина также рассказала, что возмущена поведением администрации лагеря:
Разве мы думаем, что нас коснется плохое? Нет, конечно. Хотя я сыну и раньше говорила: если обижают, бьют — расскажи, зови на помощь. И о насилии тоже рассказывала, но не смогла уберечь от издевательств… Как повели себя в «Кемеле»? Вместе того чтобы во всем разобраться, стали о моем сыне гадости говорить, лишь бы себя обелить. А оказалось, что у них и документы не в порядке!
Она добавила, что больше никогда не отправит сына в какой-либо детский лагерь. Мальчик не хочет вспоминать о том, что произошло, и ему нужна помощь психолога.
Проблема со статистикой
По данным ЮНИСЕФ, в 2020 году в Казахстане 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% – стали жертвами и 24% – совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Установить точную статистику буллинга в Казахстане практически невозможно ввиду того, что случаи травли администрация школ предпочитает скрывать. В ответ на это ситуацию депутат Сената Рыскали Абдикеров предложил наказывать директоров за молчание о школьном буллинге.
Необходимо внести изменения в Кодекс РК об административных правонарушениях и ввести ответственность за неуведомление руководителя образовательной организации о случаях буллинга и кибербуллинга в отношении участника образовательного процесса. Важно создать службы социальной реабилитации и примирения в школах для предотвращения конфликтов и противостояний между учащимися, — сказал сенатор.
Одни из последних опубликованных данных по буллингу гласят, что жертвами буллинга в школе один раз и более становился каждый пятый подросток в 11 и 13 лет, а также каждый десятый подросток в 15 лет. Кибербуллингу как минимум один раз подвергалось 12% подростков.
По данным опроса «Лаборатории Касперского», среди наиболее распространенных последствий кибербуллинга для детей родители отмечали:
- сильный стресс (55% респондентов),
- снижение самооценки (45%),
- ухудшение успеваемости (40%),
- депрессию (40%),
- снижение социальной активности (35%),
- проблемы со сном (25%).
Чаще всего с кибербуллингом сталкиваются дети в возрасте 13-15 лет в социальных сетях.
Разумеется, с буллингом нужно бороться на государственном уровне, но для этого нужны законопроекты и НПА с четкими и однозначными понятиями и инструкциями, не допускающими разночтений. Требуются и госпрограммы, которые будут действительно работать в реальности, а не только на бумаге. На все это нужно время, но его критически не хватает: об актуальности проблемы буллинга говорит даже тот факт, что с марта по июль 2022 года в телеграм-бот Bala Qorgau Комитета по охране прав детей поступило более 500 обращений. Большая часть вопросов касалась конфликтов в семьях, взаимоотношений детей и педагогов, пособий многодетным семьям, буллинга и организации летнего отдыха.
Подробнее о том, как распознать буллинг и помочь ребенку, читайте в материале Liter.kz, подготовленном с психологом Татьяной Остапенко.