АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Как реагировать на критику начальства

Расстроенная девушка прикрыла лицо рукамиВ колонке «Трудовая этика» на сайте BBC Capital рассматриваются этические и межличностные дилеммы, с которыми сталкиваются наемные работники. Сегодня обсуждаем страхи и обиды, связанные с ежегодной аттестацией.

Даже от самого слова «аттестация» у сотрудника могут поползти мурашки по коже, и таких трясущихся от страха работников немало.

Аттестации, на которых оценивается работа сотрудника за прошедший год, стали обычным явлением в больших и малых компаниях. Согласно данным Общества управления человеческими ресурсами в американском штате Вирджиния, почти 90% компаний страны проводят это мероприятие, оценивая работников по крайней мере раз в год. Как считает консультативное агентство Mercer’s research, 78% компаний в мире проводят подобные собеседования.

Что же происходит, если ваша аттестация вдруг оказалась не такой звездной, как вы надеялись?

В ходе аттестации

Есть от чего разволноваться, когда ваша начальница заявляет, что ожидала от вас совершенно иного стиля работы за последние полгода-год. Постарайтесь не занимать оборонительную позицию, советует Рут Росс из Северной Каролины, консультант по вопросам трудоустройства и автор, часто выступающий перед различными аудиториями. «Вместо этого сделайте глубокий вдох и попросите, чтобы вам дали больше информации, привели конкретные примеры, которые помогут вам увидеть свои ошибки и выявить недочеты», — пишет она.

Вместо того чтобы заявлять «не понимаю, чего вы от меня хотите», скажите: «мне хочется быть уверенной, что я правильно понимаю, чего от меня ожидают», предлагает Росс. «Попросите дополнительную информацию и время на ее обдумывание. Например, можно сказать начальнице, что вам требуется дополнительное время, чтобы обдумать все замечания — и что вы хотели еще раз встретиться для дальнейшего обсуждения ситуации».

Важно не показать обиды

Доктор Юта Биндль, доцент кафедры управления Лондонской школы экономики, очень престижного вуза, пишет: «Вероятно, ваши чувства будут ранены, и может быть, вы даже обидитесь и решите немного подуться. Это нормально. Если вы вкладываете душу в свою работу и гордитесь своими карьерными достижениями, плохие результаты аттестации могут очень больно ударить по самолюбию». Но будьте осторожны, не делитесь в офисе своими переживаниями слишком откровенно. «Чего вам абсолютно точно не следует делать – это выплескивать свои отрицательные эмоции на коллег или на босса, — пишет Биндль. – Выплескивание негатива на работе – даже если вам от этого станет легче в данный момент – скорее всего, не поможет, а наоборот повредит вам».

Лучше всего оставаться вежливым и вести себя как профессионал. «Попытайтесь думать о негативных отзывах о вашей работе как о ситуации, которую вы сможете улучшить. Речь идет не о ваших человеческих качествах, не о вас как о личности, — подчеркивает Биндль. — Постарайтесь не видеть себя жертвой. Рассматривайте себя как активного участника ситуации, которую вы должны и сможете исправить в будущем».

Позвольте себе немного отдохнуть

Если вы очень расстроились из-за аттестации, а вам еще до конца дня нужно оставаться на работе, сделайте небольшой перерыв, пойдите погуляйте вокруг здания или сходите за чашкой кофе, предлагает Биндль: «Сделайте что-то, что вас подбодрит в данный момент, а потом, когда успокоитесь, возвращайтесь на рабочее место». «Добравшись домой, можете расслабиться и немного попереживать, порасстраиваться. Пусть вас утешают подруги за чашкой кофе, или супруг пригласит на вкусный ужин в ресторан, — предлагает она. — Чтобы улучшить настроение, займитесь тем, чем вы любите заниматься на досуге».

Что дальше?

Как только придете в себя, медленно перечитайте замечания вашего начальника снова, чтобы переварить информацию. «Задайте ключевые вопросы для прояснения конкретных примеров или конкретной критики и сформулируйте план исправления ошибок», — пишет Росс.

Если вам представилась возможность второй встречи, начните с благодарности за высказанную критику и предложите поработать вместе над планом, который поможет идти вперед. «Выразите благодарность, продемонстрируйте открытость и готовность меняться», — предлагает Росс.

Что если вы не согласны с некоторыми замечаниями? «Признайте те замечания, которые вы считаете справедливыми, поделитесь вашими мыслями по поводу того, как вы собираетесь улучшать положение и не повторять старых ошибок, — советует Майк Сталлард из Коннектикута, основатель консалтинговой фирмы по бизнес-менеджменту E Pluribus Partners. — Разъясните, с какими пунктами вы не согласны и почему». Только не готовьтесь к такому разговору в одиночку. Перед вторым собеседованием попросите пару хороших друзей послушать ваши ответы и дать вам совет.

Не конец света

Думайте о будущем, помещайте задачи и проблемы в перспективу. Обязательно найдите время «напомнить себе, что плохая аттестация — еще не конец света, что она может стать катализатором позитивного личностного и карьерного роста», говорит Сталлард. «Мне однажды начальник сказал, что я пытаюсь всем угодить. Он был прав. Я извлек из этого урок и стал более эффективным лидером».

http://www.bbc.com/russian/business/2015/07/150708_vert_cap_how_to_cope_with_criticism