[:ru]
В последний месяц одна из самых горячих тем в инфополе — релокация российских специалистов и команд из-за западных санкций в Казахстан
Forbes.kz побеседовал с менеджментом алматинских коворкингов и узнал, в каком состоянии рынок коворкингов находится сегодня, действительно ли есть спрос со стороны российских специалистов и команд и как этот спрос может повлиять на состояние рынка рабочих площадей.
Рынок коворкингов в Алматы представлен такими пространствами, как SmArt.Point (12000 кв.м), Fifty Four (3000 кв.м), Level 8 (1200 кв.м), Sail (3000 кв.м), City Hub (440 кв.м) и Most IT Hub (3000 кв.м).
По словам соосновательницы DM Associates (Сity Hub) Миргуль Омурзаковой, сегодня алматинский рынок коворкингов чувствует себя достаточно хорошо.
— На рынке коммерческой недвижимости Алматы сейчас очень мало предложения по тем услугам, которые нужны небольшим командам, а это небольшие офисы от 30 до 60 кв. м. Многие бизнес-центры просто не могут предложить такие решения, поэтому кабинеты в коворкингах разбираются как горячие пирожки и нам, как и некоторым другим коворкингам, даже приходится открывать листы ожидания, — говорит она.
С Омурзаковой солидарна и генеральный директор SmArt.Point Айдай Исмаилова, которая отмечает, что сегодня участники рынка наблюдают значительное увеличение спроса на услуги коворкинга.
— У SmArt.Point сегодня повышенный спрос на сервисные офисы — в листе ожидания находятся порядка 100 компаний. Драйверами такого роста спроса стали расширение штата существующих арендаторов в сфере IT и образования, увеличение количества бизнес-мероприятий, поток новых клиентов из России и Украины, — говорит Исмаилова. — Это мы наблюдаем как по своему коворкингу, так и по другим. Нехватка рабочих мест и небольших офисных пространств уже ощущается.
Управляющий директор City Hub Гульзат Жумалиева подтверждает, что спрос превышает предложение.
В Алматы, по ее словам, наблюдается, растущий тренд на гибкие офисные решения, так называемые сервисные офисы, которые подразумевают возможность зарегистрировать юридическое лицо, функциональную среду, гибкий график работы и культуру общего потребления. За последний год предложение гибких офисов в Алматы выросло вдвое в связи со стабилизацией экономической ситуации в стране после пандемии и активным развитием МСБ.
— Коворкинги хорошо подходят небольшим компаниям и стартапам, которые принадлежат креативному кластеру, не требующему больших площадей, позволяют сэкономить на аренде офисного пространства и на операционных затратах, ведь в коворкингах резиденты не платят за интернет, комуслуги, охрану и уборку помещений, экономят на ремонте, распечатке и пользуются бесплатными удобствами на кухне, такими как кофе, вода, чай в неограниченном количестве, — перечисляет Жумалиева.
По данным Жумалиевой, в 2021 году средняя стоимость рабочего места в коворкингах Алматы составляла 40 тыс. тенге в месяц, чем ближе коворкинг к центру города — тем выше цена. Что касается отдельных офисов в коворкингах, то диапазон цен от 150 тыс. до 500 тыс. тенге в месяц в зависимости от площади и других параметров.
Для максимальной экономической выгоды более 80% клиентов выбирают месячный абонемент, поскольку его стоимость обычно в 1,5-2 раза ниже, чем стоимость дневного доступа, объясняет собеседница.
И если говорить о влиянии пандемийных ограничений, то очевидно, что они остались позади – рынок встал и оправился. Жумалиева отмечает, что в отдельных случаях карантинные запреты и привели к повышению спроса на коворкинг-пространства.
— Например, некоторые крупные компании и сотовые операторы отправили работать часть своих сотрудников в коворкинги, оплачивая им месячные, годовые абонементы, — сказала она.
Январские события также негативно отразились на рынке рабочих пространств. Но, как отметили все спикеры, их влияние носило кратковременный характер, который уже преодолен.
Беспорядки сменились войной, и теперь перед алматинскими коворкингами стоят новые вызовы. Как отмечает Исмаилова, сейчас в SmArt.Point наблюдается большой поток арендаторов из России.
— К нам обращались по поиску офисов и коворкинг-мест такие крупные компании в сфере IT, как InDriver, Яндекс, Vivid, Alfa Bank. Основные их требования к пространству касаются эргономичности мебели, высокоскоростного интернета, развитой инфраструктуры, круглосуточного режима работы объекта и сервиса. Доля иностранных резидентов в коворкинге в апреле составит 30%, или свыше 50 человек, — сообщила она.
Жумалиева также отметила подобную тенденцию.
— Например, 10% наших клиентов — российские коворкеры. В основном это представители IT-сегмента. Для многих из них важна возможность регистрации юридического адреса, так как понятно, что они все пытаются здесь открыть местную компанию, — объяснила она.
По словам Жумалиевой, со стороны крупных российских компаний уже есть несколько запросов на аренду офисных помещений в бизнес-центрах Алматы.
— Причем запросы поступают на большие площади от 1000 кв.м и выше. Мы думаем, что вся ситуация уже влияет на рынок коммерческой недвижимости в Алматы: в коворкингах уже некуда сажать, а офисные пространства в БЦ города стремительно заполняются и скоро закончатся. Что касается будущих ожиданий от сектора, то в целом мы положительно оцениваем перспективы рынка коворкингов в свете растущего спроса, — отметила она.
Как отмечает Омурзакова, сегодня мы наблюдаем первую волну исхода российских специалистов и компаний в Казахстан, вторая, она прогнозирует, будет осенью, что повлечет заполнение свободных офисных площадей и, возможно, рост цен за аренду.
https://forbes.kz/finances/markets/kak_rossiyskie_kompanii_zapolnyayut_almatinskie_kovorkingi/
[:]