[:ru]
Когда в 1995 году алматинка Дана Зияшева прошла отбор в программу молодых профессионалов и первой среди граждан независимого Казахстана попала на службу в ЮНЕСКО, то вряд ли предполагала, что спустя двадцать с лишним лет судьба приведет ее за режиссерский пульт в центр мировой киноиндустрии
К моменту отъезда из родного города в активе у недавней выпускницы журфака КазНУ им. Аль-Фараби уже был опыт участия в телевизионных проектах на одном из отечественных телеканалов и на популярной в середине 1990-х студии «Икс Б». Со сферой СМИ и информационных технологий оказалась связана и работа в системе ООН.
— Начиная карьеру в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО, я хотела по максимуму показать, на что способны девушки из Казахстана. Мы с коллегами приложили огромные усилия, чтобы поддержать развитие информационных ресурсов для этнических казахов из Монголии и Китая: строили радиостанции и телецентры, выполняли коммуникационные проекты, включая компьютерную сеть HeritageNet, обеспечивали учебниками и литературой на родном языке, проводили конференции и тренинги для журналистов и даже помогали запустить в Монголии национальный общественный канал, вещающий на казахском, — рассказала Дана Зияшева.
Ограниченный бюрократическими рамками регламент серьезной международной организации и жизнь в режиме жесткого цейтнота, которую диктовало участие в глобальных проектах, не смогли заставить девушку отказаться от реализации собственных творческих планов.
На протяжении 12 лет Зияшева работала над романом о французском пареньке, который из рыцаря плаща и кинжала превратился в наемника, уличенного в канибализме в джунглях Мьянмы.
— Вслед за героем книги я побывала в Боснии, в Мьянме, добралась даже до Коморского архипелага, где согласно сюжету мой герой сверг президента. Роман «Шок» вышел во Франции в 2016 году, а в 2017 его изъяли из продажи: слишком противоречивой оказалась история для французской публики. В 2011 году во время службы в Никарагуа я заболела лихорадкой Денге, и время, проведенное на больничном, использовала для написания сценария фильма «Ангел Дракон», который получил один из призов XV Шанхайского кинофестиваля, — поделилась собеседница.
В 2015 году на экраны вышел первый полнометражный фильм Зияшевой «Защитники жизни» (Defenders of Life), рассказывающий о судьбе трех поколений женщин нгабе, одного из племен Коста-Рики. Коммуникационные проекты, над которыми казахстанка работала по долгу службы в ЮНЕСКО, проживание в племени и общение с местными жителями сами собой сложились в философскую притчу о 12-летней Эсмеральде. Ни один режиссер в Центральной Америке не решался снимать фильм на английском, испанском и языке племени нгабе, в труднодоступной резервации, жители которой, мягко говоря, весьма настороженно относились к чужакам. Зияшева взялась за режиссуру сама: «Мы работали вчетвером: оператор из Бразилии, звукорежиссер-кубинец, директор фильма и по совместительству мой муж Игорь Дарбо и я. Работу осложняло отсутствие четко расписанного сценария — большинство населения нгабе неграмотны и просто-напросто не смогли бы прочитать текст. Я привозила актеров на площадку по бездорожью на своем джипе, сама подбирала костюмы и организовала массовку из 70 человек».
Над съемками «Защитников жизни» Зияшева работала без отрыва от основной деятельности на посту советника по информации и коммуникациям ЮНЕСКО в Центральной Америке.
— Однажды, попав в аварию, я очень расстроилась, но, оказавшись на больничном, оценила ситуацию, воспряла духом и полностью посвятила себя фильму. В монтажной работала с воротником Шанца на шее, — с улыбкой вспоминает Дана.
Результат вознаградил затраченные усилия: «Защитники жизни» попали в программу 22 международных кинофестивалей и получили 10 наград, включая приз за лучший иностранный фильм на Burbank Film Festival и New York Viva Latina. Рассказанная языком кино трагическая история девочки из племени нгабе не оставила равнодушными членов правительства Коста-Рики, и в стране был принят закон, запрещающий ранние браки и гражданские союзы с детьми.
Успех фильма помог нашей соотечественнице сделать решительный шаг и круто изменить жизнь. В 2015 году, отслужив в системе ООН 20 лет, поработав в 80 странах, она оставила стабильную карьеру и взяла курс на Лос-Анджелес — Мекку мирового кинематографа. Дана и ее супруг Игорь Дарбо основали кинокомпанию «Popcorn&Friendsо». Таким образом, кинематограф оказался важной составляющей жизни семейства: старший сын Даны и Игоря Арман с восьми лет снимался в детских программах на телевидении Китая, где в тот период работала мама, а после того, как семья переехала в США, сыграл главную роль в картине «А после я уйду» (And then I go).
Сегодня Зияшева — первый независимый режиссер из Казахстана, работающий в Голливуде. Как правило, объясняет собеседница, наши соотечественники в центре американской киноиндустрии работают по типичным схемам. Кто-то, подобно одному из самых известных в мире кинематографа уроженцев Казахстана Тимуру Бекмамбетову, получает приглашение от крупной голливудской студии для работы над фильмом-блокбастером — это режиссер-звезда с оговоренным контрактом большим окладом.
Второй тип казахстанских режиссеров — студенты киноакадемии, снимающие бюджетные фильмы по студенческим разрешениям и вынужденные укладываться в очень скромный бюджет.
— Один из таких режиссеров делал очень хорошие и недорогие съемки с помощью дрона, но я не могла использовать отснятый им материал у себя, потому что, во-первых, у него не было лицензии пилота дрона, а во-вторых, съемки велись на любительскую, а не на профессиональную камеру, — объясняет Зияшева.
Особую категорию представляют состоятельные казахстанцы, для которых съемка собственного кино в Голливуде – дело престижа, и совсем неважно, что этот фильм никогда не дойдет до широкой публики.
— Я иду путем независимого американского режиссера: нахожу здесь дистрибьюторов и деньги, получаю все необходимые разрешения, снимаю по голливудским правилам и голливудским расценкам, потому что хочу пробиться на американский рынок. Такой путь предполагает жесткую борьбу за место под солнцем. Даже если вы готовы начать работу в американской киноиндустрии с самых низов, у вас должны быть, как минимум, безупречный английский, американские водительские права, разрешение на работу, а также готовность годами работать до седьмого пота, прежде чем реализовать первый творческий проект. На такое решаются немногие коренные американцы, не говоря о приезжих, — рассказала режиссёр.
Сценарий своего второго фильма Greatland Зияшева написала уже в Лос-Анджелесе в рекордно короткие сроки, буквально за месяц – хорошую службу сослужили знания, почерпнутые на курсах сценаристов. К съемкам семейная команда готовилась целый год. Это долгий срок, если говорить о необходимости оплачивать работу задействованных в производстве фильма людей, и очень мало, когда речь идет о поиске денег на реализацию проекта. Создатели фильма задались целью построить целую вселенную со своей эстетикой, правилами и специальными эффектами, и воплощение такой задумки потребовало серьезных затрат. Опытные продюсеры оценивали проект не менее чем в $10 млн и предлагали перенести съемки в те штаты, где был шанс получить льготы. Команда проекта, взвесив все за и против, решила не покидать Лос-Анджелес и уложилась в 18 съемочных дней и в $1 млн. Оптимизировать финансирование удалось, наняв опытного лайн-продюсера, следуя установленной шкале расценок и жесткому расписанию, а так же взяв на себя такие моменты, как скаутинг и кастинг. Привыкшая к менеджменту крупномасштабных проектов ООН, Зияшева установила железную дисциплину в съемочной группе из 50 человек.
— Я тщательно репетировала с актерами, мы обсуждали сценарий и каждую роль в деталях. В итоге, во время съемок они просто жили в своих образах и мы снимали очень быстро. Мы прекрасно сработались с известным актером Эриком Робертсом, исполнившим одну из главных ролей, – поделилась воспоминаниями Дана. — Он великолепный профессионал и очень милый человек. В один из съемочных дней на площадке одновременно работали звезды, дети, животные, каскадеры и специалисты по визуальным эффектам. А вот с парикмахером, обладателем «Оскара», пришлось расстаться в середине съемочного процесса: пожилому человеку было трудно справляться с таким большим объемом работ.
В настоящее время Дана Зияшева с коллегами заканчивают монтаж Greatland и работает над визуальными эффектами; чтобы воплотить все задуманное, требуется еще $15 тыс. — совсем немного по голливудским меркам. В настоящее время команда запускает краудфандинговую кампанию на ресурсе для поддержки фильмов Seedandspark.com, где поддержать проект (а потом увидеть свое имя в титрах) могут все желающие помочь с финансированием. Выход фильма в прокат намечен на середину 2019 года. Режиссер хотела бы получить поддержку от казахстанских коллег в плане продвижения фильма и защиты его от пиратов на русскоязычном рынке.
— Фильм «And then I go», в котором сыграл мой сын, украли и перевели на русский язык, из-за чего он не мог быть продан ни в Россию, ни на другие русскоязычные рынки. Конечно, это сильно ударило по карману всех, кто работал над фильмом, в том числе и по нашему, — объясняет Зияшева.
В ее долгосрочных планах сериал о мамлюках, снятый по технологии успешных британских исторических проектов. Исторические сериалы, признается Дана, один из любимых ее жанров, и воплотить в одном из таких проектов историю кочевников — давняя мечта и новый вызов.
https://forbes.kz/woman/kak_urojenka_kazahstana_pokoryaet_amerikanskiy_kinoryinok/
[:]