АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Как в учебных заведениях учат коррупции

samoestrashnoes2В Казахстане коррупция впитывается с молоком матери – это национальная «идеология», «двигатель карьеры», «смысл жизни». 2 сентября 2013 года указом Президента РК Бахытжан Жумагулов отправлен в отставку, однако коррупция в системе образования как была, так и осталась, значительно усилившись за три года работы Жумагулова министром образования и науки.

 

Детские коррупционные зачатки   

Коррупция сопровождает человека на всем протяжении его жизни – от рождения до смерти. С коррупционными фактами сталкивается каждый житель страны, и они нередко воспринимаются как нечто непреодолимое и неизбежное. Дело дошло до того, что коррупция в масштабах республики ныне угрожает национальной безопасности. Трудно определить, в какой сфере деятельности она отсутствует – так незаметно проникла во все сферы и в новых «технологических» проявлениях и схемах, особенно за последнее десятилетие.

Вознаграждения врачам в родильных домах – это в порядке вещей с советских времен, хотя это было в малом масштабе по сравнению с современным опытом. А вот «плата», а точнее взятка для устройства ребенка в детский сад – это уже «достижение» в годы независимости. Конечно, и в советское время практиковалась помощь родителей в ремонте учебного заведения, но она несравнима с нынешним размахом «помощи».

Ее размер варьируется в зависимости от региона и города. Например, в Алматы несколько лет тому назад составлял около 40-90 тысяч тенге. Эта сумма взималась в виде помощи детскому садику, иногда даже через кассу заведения, но при этом старались обходиться без квитанции об оплате или она оставлялась в садике. Этому способствует огромная очередность в дошкольные заведения, в которую надо вставать с рождения ребенка. А официальная плата за годы нахождения ребенка в детском садике сопоставима с оплатой обучения студента в вузе.

Такая же распространенная традиция и при оформлении детей в школу, особенно в специализированную или гимназию, где «плата» может достигать огромной суммы. Опять-таки этому способствует дефицит ученических мест в городских школах и стремление родителей устроить детей в лучшую школу. Здесь речь не идет о частных учебных заведениях. Естественно, такая практика пагубно влияет на общую успеваемость школьников, ибо «блатные» слабые ученики ухудшают показатели даже гимназий, хотя в них практикуется тестирование и собеседование при приеме в 1 класс. Директор школы из-за «оплаты» не может исключить ученика за неуспеваемость или оставить на второй год в одном классе, как в советское время.

Хотя официально запрещены поборы с родителей, они сдают деньги в фонд класса и школы. К тому же на законных основаниях любой родитель может оказать спонсорскую помощь школе. Это следует из Приказа Директора Департамента образования г. Алматы (от 16.10.2006) «О запрете сбора денежных средств в учреждениях образования»: «2.4. Рекомендовать руководителям учреждений образования открыть «счета спонсорской и благотворительной помощи», на которые может перечисляться благотворительная помощь». Конечно, этот пункт можно использовать в свою выгоду.

Интересно, что в этом приказе отсутствует так называемая материальная помощь со стороны родителей для ремонта учебного заведения, чем грешат многие руководители. Наоборот, в нем говорится: «1.2. Запретить: все виды сборов денежных средств с родителей учащихся, в том числе не допускать сбор денежных средств за прием в школу, перевод из школы в школу, либо из класса в класс, или обучение в учреждении образования и т.д.; сборы денежных средств с администрации, педагогического состава, технического персонала, учащихся учреждений образования на любые нужды учреждений образования».

Нередко в средней школе учителя помогают при тестировании или не препятствуют школьникам пользоваться сотовыми телефонами, чтобы не ухудшать школьные показатели. Учителя умудряются «помогать» школьникам и при промежуточном государственном контроле или просят школьников помогать друг другу – списывание стало очень удобным «учебным» процессом. А еще удивляются, что у выпускников плохо развита устная и письменная речь: ведь нет же традиционных устных и письменных экзаменов. Продают и «Алтын белгі»: в прошлом году в одной из алматинских школ директор просил за «золото» 3 тысячи долларов. Таким образом достигается афишированная благополучная статистика.

Нередко даже места на школьных олимпиадах покупаются на деньги или достаются «по блату». Ушло то время, когда умные, способные, талантливые ребята поддерживались обществом и государством, и из них вырастали достойные ученые, деятели культуры, общественные и политические деятели.

 

Распродажа знаний на поток

Благостную статистику немного портило проведение промежуточного государственного контроля в организациях образования РК, введенное в конце 2007 года, в 4, 9 (10) классах, во 2 и 3 курсах вузов. Это компьютерное тестирование в известной мере позволяло следить за качеством знаний школьников и студентов. Однако оно было отменено через 4 года – в конце 2011 года. Видимо, показатели при объективном тестировании были неутешительными, особенно в стенах высших учебных заведений, что препятствует традиционной коррупции.

Эта национальная «традиция» достигает кульминации в высших учебных заведениях. Если в школах «плата» за хорошую оценку, тестирование, экзамены, аттестат еще не получила повсеместного распространения, то в вузе – это очевидная реальность с устойчивой системой оплаты за тестирование, зачеты, экзамены, курсовые, дипломные работы. Например, экзамен стоит 5-15 тысячи тенге.

Самое интересное, эта картина всем известна, но, тем не менее, система образования на официальном уровне у нас считается вполне успешной. За редким исключением, не привлекаются к уголовной ответственности заведующие детских садов, директоры средних школ, ректоры вузов, хотя нередко коррупция в учебных заведениях процветает с их участием.

«В одной из компаний, телефоны которой корреспондент Азаттыка нашел в Интернете, сообщили следующие расценки. Курсовые работы стоят пять тысяч тенге (около 30 долларов), дипломные – 50 тысяч тенге (около 300 долларов), а диссертации — 70 тысяч тенге (около 400 долларов). Являясь по своей сути мошенничеством, данное явление никак не контролируется властями, и никакой статистики по нему не ведется» (Ерден Карсыбеков. Как получают научную степень на заказ. 21.01.2013).

Здесь даны цены «на поток», т.е. самые низкие. Реально же цены намного выше: по другим данным, дипломные работы оцениваются от 500 долларов и выше, диссертации – от 2 тысяч до 20 тысяч долларов. В «полевых условиях» учебного процесса темы курсовых, дипломных работ определяют преподаватели данного вуза и, соответственно, цены «для помощи и консультации». Не говоря о зачетах и экзаменах с определенными «тарифами». Сами вузовцы оценивают количество студентов, которые учатся своими силами, как небольшое.

Недаром президент Нурсултан Назарбаев дал поручение Правительству в 2012 году создать в пилотном режиме ряд независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций в 1-2 сферах. Т.е. создается новая надвузовская структура, проверяющая квалификацию выпускников вузов. Это косвенно подтверждает снижение уровня знаний в высшей школе и выражает недоверие к ее дипломам.

Неудивительно, что при таких объективных данных после окончания вуза или колледжа коррупция становится «естественной» для начинающего новую жизнь специалиста. Если в прямом и переносном смысле человек впитывает с молоком матери «энергетику» всеобъемлющей коррупции, с которой он вынужден жить с самого рождения, как можно впоследствии «вытравить» с него и общества «коррупционные вирусы»? Ведь эта коррупционная схема действует и после окончания учебного заведения на следующем этапе жизни: при устройстве на работу, продолжении учебы, защите диссертации и т.д.

 

Девятый вал лжеученых 

Как известно, теория и практика не существуют раздельно. Если образование и наука не дают ощутимого результата в виде интеллектуальной и материальной национальной продукции, то официально выдаваемые достижения казахстанского образования и науки не имеют под собой реальной основы, и они, как и многое другое у нас, являются лишь приписками. В советское время высокий уровень образования и науки в Казахстане позволял достигать такого же уровня в развитии культуры, во многих отраслях народного хозяйства – это тесно связанные между собой сосуды.

Общеизвестно снижение общего образовательного уровня учащихся, студентов и низкая квалификация молодых специалистов за годы независимости. Дело дошло до того, что в общеобразовательные школы идут случайные люди: не имеющие педагогических навыков, способностей общения с детьми, косноязычные, плохо владеющие языком и т.д. Талантливая молодежь особо не стремится на работу в учебные заведения: базовая ставка научного сотрудника, молодого учителя, преподавателя, воспитателя в садике – около 40 тысяч тенге, в придачу – коррупция.

Если в советское время или ныне в России доктора наук выдают определенное количество газетных, журнальных статей, монографий и книг, то наши доктора, за редким исключением, не блещут таким ожидаемым от них естественным проявлением образованности и интеллекта. Они даже редко дают интервью по своей специализации, чтобы не обнаружить свою некомпетентность. Процветает среди докторов наук т.н. «соавторство»: пишут монографии их подчиненные, а соавторами становятся лжеученые. Давать взятку принуждают даже тех, кто пишет диссертации самостоятельно. Покупка научных работ, подготовленных другими лицами, практикуется не только среди лжеученых, но и среди крупных чиновников нашей страны: как говорится, ученых – тьма, а книг – нема. Если в Европе обвинение в плагиате приводит к большим скандалам и отставкам, в России иногда приводит к конкретным санкциям – отставкам, уголовному наказанию, то у нас на этом фронте – тишина.

Самое страшное в такой неприглядной «научной» картине травля честных и компетентных ученых, специалистов, преподавателей со стороны лжеученых с их купленными монографиями и диссертациями. Доктор исторических наук, профессор Казахского национального технического университета им. К.И.Сатпаева Есенгазы Куандык на одном из круглых столов привел множество фактов злоупотреблений, коррупции, непотизма, плагиата и т.д. в КазНТУ, факты непотизма, трайбализма в самом Министерстве образования, а также как незаслуженно становятся докторами наук. Этот человек, который не раз испытал всевозможные притеснения, гонения со стороны своих оппонентов, через суды восстанавливал справедливость и свое честное имя. Написал 57 писем на имя министра образования, на имя президента страны, в Агентство по борьбе с коррупцией по различным негативным фактам в области образования, ряд статей об этой проблеме.

Для иллюстрации уровня современного высшего образования Есенгазы Куандык привел такой пример: 3 тысячи студентов в КазНТУ в 2010 году сдавали государственный экзамен по истории Казахстана на основе тестирования, из них 3 тысячи(!) получили отличные оценки. Это небывалый случай в истории высшего образования – 3 тысячи пятерок на госэкзамене! Наверняка, такое проявление «учености» со стороны студентов не обошлось без «помощи». Профессор оценил современное состояние в области образования как саботаж президентской политики интеллектуальной революции в обществе, как игнорирование требований президента по повышению качества подготовки специалистов.                           

 

Бюрократия, коррупция, бескультурье как идеология образования  

Как известно, государство имеет особенность обрастать бюрократическими структурами. Не исключение и Министерство образования и науки, в котором тоже появились различные органы: управления образования, департаменты по контролю в сфере образования, департаменты по защите прав детей и т.д. И соответственно, увеличились контролирующие комиссии, которые заглядывают даже в поурочные планы(!) учителей и преподавателей. Дело доходит до того, что некоторые проверяющие не знают что проверять: часто всевозможные комиссии просто дублируют друг друга. Соответственно, возросла и бумажная работа учителей и директоров школ по разнообразным отчетам. Например, в советское время отчет директора школы в районный отдел народного образования занимал около двух часов, а ныне отчет занимает несколько(!) дней – так увеличилось количество различных отчетов и контролирующих органов.

Казахстанская система образования отличается и чрезмерной загруженностью школьников из-за дополнительных предметов, вроде самопознания, валеологии, мұқағалитану, религиоведения и др., которые «размывают» научную картину мира. Образование нужно человеку, чтобы получить объективные представления о картине мира, жизни человечества, т.е. представления о том, как устроен мир. В СССР эту функцию выполняла коммунистическая идеология, которая многое объясняла в области политики, экономики, культуры, науки, этики и т.д. Ныне она заменена непонятным «винегретом» из системы Парфирия Иванова, религиозных праздников и представлений, информации о СПИДе, знания своей родословной и т.п. Например, в 6 классе алматинской школы проводят классные часы на тему СПИДа(!) – учителя говорят, что такая тематика спущена «сверху».

Если коррупция в системе образования РК значительно снизила его качество, то «размытое» его содержание создает идеологический вакуум, дефицит культуры, зыбкую картину мира. Весь мир пытается выжить в условиях системного кризиса, нравственной деградации и нехватки свежих идей, в том числе и у нас. В таком кризисе именно культура, нравственность, научное познание могли бы стать спасительной силой.

Недаром наша страна  переживает кризис государственности из-за отсутствия идеалов, идеологии и патриотизма: коррумпированным чиновникам очень трудно говорить о честности, нравственности, любви к родине, их мысли заняты своим обогащением и карьерой, а не высокими ценностями и интересами страны, поэтому работают чопорно и без должного патриотизма. Тотальное бескультурье снижает конкурентоспособность республики и даже угрожает национальной безопасности.

Чтобы прояснить интересы и увлечения молодежи, достаточно понаблюдать за поведением школьников и студентов из «крутых» семей в «крутых» учебных заведениях. В них особенно выпукло проявляется отсутствие культуры и образованности, хамство, вседозволенность, «решение» проблем с помощью денег, насилие по отношению к детям из «народа», стремление к «красивой жизни» и т.п. Кстати, такая «идеология» проникла и в обычные школы. В сознании молодежи сеются семена криминальной культуры. Дикие нравы проникли во многие учебные заведения, где наблюдаются рэкет, насилия, грабежи, участились случаи с использованием огнестрельного оружия, распространяются детская проституция, суициды.

Поэтому огромное значение имеет содержание и оформление школьных учебников. Нередко в учебниках встречаются спорные с точки зрения художественной ценности стихи и тексты малоизвестных казахстанских авторов, слабые переводы зарубежных классиков. К работе над учебниками необходимо привлекать опытных полиграфистов, иллюстраторов, специалистов анимации; больше практиковать традиционную устную и письменную работу; больше уделять внимания эстетическому и нравственному воспитанию школьников, повышая уровень преподавания предмета рисования, музыки и пения. По примеру английских учебников можно широко использовать комиксы. Заодно разрешить проблему с обучающими материалами с привлечением современных писателей, поэтов, переводчиков для составления текстов и стихотворений на высоком художественном уровне по разнообразной тематике, для идентичного перевода зарубежной классики.

В этом плане показателен пример школьного предмета математики, который ежегодно совершенствуется, усложняется, обновляется новыми упражнениями и логическими задачами, дополнительными пособиями по контрольным работам и подготовки к олимпиадам. Не последнюю роль сыграла относительная «совместимость» математики для тестовых вопросов (в отличие от гуманитарных предметов). Недаром наши школьники в международных олимпиадах по математике показывают хорошие результаты.

Несмотря на свои недостатки, в коррумпированной системе образования своеобразным ситом остается Единое национальное тестирование (ЕНТ). На сегодняшний день обязательное тестирование при его совершенствовании может стать инструментом против коррупции. То, что зло коренится не в самой системе тестирования, а в практике ее внедрения и проведения, подтвердили и сами преподаватели. Даже совмещение тестирования с традиционными экзаменами может не принести успеха, если государство и общество не вытеснят коррупцию и бескультурье из системы образования.

Как сказал директор обычной сельской школы: «Если бы не ЕНТ, мои выпускники из простых семей не смогли бы стать студентами престижных вузов Алматы». В самом деле, если не ЕНТ, то наши новоявленные богачи скупили бы целые факультеты и вузы для своих детей, благо в обществе доминирует «коррупционная» идеология. Для ее преодоления необходимо перенимать передовые опыты не только западной, но и советской системы образования в плане содержания учебников, методики преподавания, научности и последовательности подачи знаний, объективности оценки знаний учащихся, преодоления социального расслоения учащихся по учебным заведениям, бесплатности образования, неподкупности, интеллигентности работников образования.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

d.eldesov@mail.ru