Играть на домбре и петь казахские народные песни — это хорошо. А кушать беспармак, казы и карта — ещё лучше.
Однако, не национальная кухня и не национальные инструменты делают из нас казахов. Для того, чтобы стать истинным представителем казахской нации нужно гораздо большее.
Во первых — начнём с того, что необходимо знать Жеты Ата, то есть отлично разбираться в совей родословной вплоть до седьмого колена. Знание собственных предков очень важно и необходимо.
Настоящий казах обязан с большим уважением относиться к памяти тех кому он обязан своим появлением на свет. Такое уважительное отношение должно проявляться в том, чтобы своими добрыми делами не уронить честь рода. Именно, добрые дела, а не разные языческо- шаманские ритуалы составляют достойную память предков. Только совершая благородные и милосердные поступки, а не исполняя сомнительные тенгрианские пляски можно быть достойным собственных прародителей.
Знание и уважение своих предков обеспечивает понимание собственного места — преемственности поколений в своём роде, или если смотреть шире — в своём Жузе.
Во вторых — осознание своей жузовской и родовой принадлежности вместе с тем не исключает осознание принадлежности ко всей казахской нации. Все мы, вне зависимости к какому роду или Жузу относимся, ощущаем себя частицей большой семьи — Казахской Нации. Все мы — казахи, и поэтому являемся друг другу родственниками и братьями. Тем боле, что у каждого казаха предками как с мужской, так и по женской линиям являются представители всех родов и Жузов. Мы есть Единый Казахский Народ.
Ощущение всеобщего Казахского братства не может ограничиваться лишь записью в паспорте или пустыми словами. Настоящий казах обязан жить одной жизнью со своими братьями. Ему надлежить испытывать одни и те же радости, или нести общую ответственность за судьбу народа. Казах не должен ставить свои личные, или семейнные, или родо- жузовские интересы над общеказахскими интересами.
Более того, ради общего казахского дела ему нужно поступаться как лично- семейными, так и родо- жузовскими соображениями. Только в этом случае его можно будет назвать настоящим членом Большой Казахской Семьи.
В третьих — казах это патриот своей страны и независимого государства. Патриотизм это не прикладывание ладошки к пиджаку во время исполнения гимна. Патриотизм это готовность всеми силами и средствами защищать независимость Казахстана. И, если понадобится ( без всякой патетики ) отдать жизнь ради Свободы своей Родины.
Патриотизм основывается на чувстве национальной гордости. При этом гордость не нужно путать с гордыней, которая выражается в пренебрежении и презрении к другим народам. Наоборот, патриот не может быть чванливым и кичливым националистом или расистом. Эти отрицательные явления несовместимы с высоким и чистым чувством настоящего патриотизма.
Патриотизм, базирующийся на национальной гордости питается национальной славой. А она св свою очередь берёт исток из национальной истории. Именно славные действия предков вселяют в человека чувство национальной гордости, которая затем перерастает в патриоитизм.
Патриотизм как и национальная слава и гордость требуют конкретного содержания. Иначе они будут беспредметными и никчёмными понятиями.
Для казахов национальная слава в большей степенни связана с Чингиз Ханом. Великий Хан Чингиз не только был коныратом, но и основал казахский народ. Поэтому, без преувеличения можно заявить, что Чингиз Хан есть отец казахского народа.
Разумеется, что гораздо раньше его существовали роды и племена, которые составляют нынешнею нацию. Например, албаны,ашины, дулаты, кипчаки, найманы и другие имели долгую и яркую историю, уходящую в глубину столетий. Но до империи Тэмуджина они ещё не были казахами. И только в империи Чингиз Хана они были обьеденены и стали единым, цельным и могучим народом.
Поэтому, Чингиз Хан для казахов значит гораздо больше чем Цезарь для итальянцев, или Наполеон для французов.
Будучи отцом казахского народа Хан Чингиз обеспечил нам мировую славу. Поэтому КАЗАХИ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОРИЧЕСКИ ВЕЛИКИМ НАРОДОМ. Относительно небольшой по количеству, но великий по своей мировой славе казахский народ может о праву гордиться своей историей. Но при этом не превозноситься перед другими народами.
В четвёртых — настоящий казах должен быть полноценной личностью, то есть быть скромным и добрым. Эти наиболее важные качества полноценной личности обеспечивает Ислам.
Только Исламская религия делает человека по настоящему скромным. Не застенчивым, стеснительным и нерешительным, а скромным в изначальным понимани этого слова.
Не лживая напускная скромность, а идущая от глубокой Веры и убеждённости в то, что и человек и всё мироздание создано Всевышним и полностью зависят от Его Всевышнего Воли..Такое убеждение обуславливает адекватное позиционирование индивида — так называемого Я к действительности , то есть к сверх Я.
Очевидно, что подобное оптимальное позиционирование личности помогает в жизни. Оно избавляет от самонадености, переоценке собственных возможностей и недооценке способностей других людей. А это и является залогом эффективного противостояния внешним вызовам и проблемам в нашем сложном и опасном мире. Так что скромность это не абстрактная этическая категория, но очень правильный способ выживания и в конечном счёте- гарантия благополучия..
Кроме того, Ислам даёт человеку подлинную Свободу.
В Священном Коране говориться, что нет у человека другого господина кроме Аллаха Великого и Мудрого. Это значит, что только Аллаху Милостливому и Милосердному нужно поклоняться.
Ни начальству, ни старшим, а лишь Единственному Аллаху Создателю каждой вещи.Таким образом, можно говорить о том, что Ислам соответствует демократическим ценностям.
Тем не менее, поклонение Аллаху Господу миров не отменяет уважительного отношения к старшим и исполнение служебных обязанностей, что при этом не должно пониматься как поклонение.
Вместе с тем, Ислам даёт человеку бесстрашие перед другими людьми. Только Аллаха Великого и Мудрого нужно бояться.- » Не бойтесь людей, а бойтесь Аллаха» сказано в каноническом тексте мусульман.
Таким образом, Ислам обеспечивает человеку чувстсво подлинной Веры, бесстрашия и личной внутренней Свободы..
Не верь никому кроме Аллаха, не бойся никого кроме Аллаха, не проси никого кроме Аллаха.
Ислам также призывает к доброте, которая не означает мягкотелости и бесхребетности. Доброта это постоянные дела в помощь нуждающимся и отказ от дел, которые могут причинить вред духвному — психическому и физическому состоянию других людей.. Добрые дела должны совершаться по отношению ко всем без исключения людям, независимо от их национальности, расы или религии. Гуманизм не должен быть избирательным и ограничиваться национальными, расовыми или конфессиональными рамкам.
Доброта и скромность, прививаемые Исламом определяют нравстенно- духовное здоровье как отдельного человека, так и нации в целом.
Одновременно, Ислам обеспечивает здоровье телесное. Он налагает запрет на алкоголь и наркотики, а также на внебрачные сексуальные связи. За счёт этого обеспечивается нераспространение алкоголизма, наркомании и венерических заболеваний, что и составляет здоровье отдельного индивида и общества.
Таким образом. Ислам — это не только дань традициям или следование культурным стандартам. Ислам это конкретная прибыль для всех мусульман Прибыль не в примитивно — вульгарном базаркомовском понимании прибыли как мешка картошки или лука. Но вполне осязаемая прибыль и очевидная выгода в виде укрепления здоровья и адекватного поведения, которое в свою очередь и есть залог жизненного успеха..
При этом, Ислам отрицает какие либо крайности, то есть экстремизм во всех его проявлениях. «Аллах не любит излишиствующих» — сказано в Священном Коране.
Ислам гарантирует полноценное развитие личности. Исповедующие Ислам люди отказываются от преступлений и ведут себя высоконравственно. Им претит терроризм, любые формы экстремизма и ксенофобии. Мусульмане добры и скромны. Они здоровы в духовном и физическом отношении.
Ислам, приносящий несомненную пользу и выгоду тем, кто его придерживается, является главной и самой важной ценностью настоящего казаха.
Подлинный представитель казахской нации обладает такими признаками как — приверженность Исламу и является примерным и законопослушным мусульманином. Он также патриот, соотносящий национальную гордость со славным наследием Чингиз Хана. Настоящий казах поддерживает единство своего народа, а также уважает своих предков и свой род. Это и есть базовые ценности настоящего казаха.
К сожалению. далеко не все казахи имеют перечисленные качества. Поэтому можно говорить о неком идеале казаха, к которому нужно стремиться.
Для того, чтобы правильно осмыслить перечисленые основополагающие ценности настоящего казаха необходимо установить их чёткую взаимосвязь, субординацию и провести систематизацию Это позволит избежать противоречий и путаницы.
Четыре базовые ценности настоящего казаха по степени важности упорядочены следующим образом-
Первичное ( ценность № 1 )- это приверженность Исламу.
Вторичное ( ценность № 2 ) — это патриотизм, основаный на чувстве национальной гордости за наследие Чингиз Хана,
Третичное ( ценность № 3 )- это обеспечение единства казахской нации. Такое единство означает всеобщее Казахское Братство и Родство..
Четвертичное ( ценность № 4 )- это уважение к своему роду и предкам до седьмого и далее колен .
Последовательное и упорядоченное представление ( от общего к частному ) этих четырёх базовых ценностей и составляют Систему Казахских Ценностей- казахскую аксиологию, При её составлении использовался категориально — понятийный аппарат различных научных дисциплин — историографии, культурологии и философии. Поэтому приведённая система может рассматриваться в качестве методологического обоснования нашей идентичности.
Ахмед Мурзабулатов.