[:ru]
Одним из малоизученных и мало освещаемых вопросов остается у нас вопрос о мусульманстве и вере нашей интеллектуальной элиты нач. ХХ в. Хотя в казахскоязычных СМИ можно встретить факты и материалы (воспоминания родственников и потомков, др. оригинальные источники), которые показывают, насколько глубоко верующими были Магжан Жумабаев, Миржакуб Дулатов и другие наши лидеры.
Алихан Букейханов, посещая в начале 1917 г. казахских солдат-тыловиков в прифронтовой зоне, по воспоминаниям очевидцев, услышав весть о смерти некоторых из них, преклонил колени и, прочитав аят Корана, помянул их в молитве. Ахмет Байтурсынов, находясь еще в царской тюрьме, написал стихотворение-мольбу Аллаху, а Мустафа Чокаев в Париже исполнял функции имама в мечети…
Но в том-то и дело, что это не была показная религиозность и деланное благочестие, тем более выделение через одежду, бороды, экстравагантное поведение. Вера алаш-ордынцев была скромной верой, спрятанной в глубине их благородных сердец. Религия, квинтэссенция Корана были у них не столько на языке, а сколько в благих деяниях, в подвиге и самоотречении, джихаде (борьбе) с пером в руках за просвещение и освобождение своего народа, Родины.
Здесь стоит сказать, что, в целом, в нашей национальной традиции, еще со времен Казахского Ханства не было отдельного понятия «религия», «религиозность», выпячивания духовной стороны и противопоставления ее всей остальной жизни социума. Вместо этого ценности и ритуалы ислама были гармонично интегрированы в контекст обычной, можно сказать, светской национальной жизни. А тем более с наступлением ХХ века актуализировалась задача нациестроительства, укрепления национальной идентичности, также разумной секуляризации, что требовало, так сказать, интериоризации религии, т.е. акцента на внутреннее духовное самопознание и самореализацию.
М.Дулатов, М. Жумабаев, Б. Майлин и другие деятели казахской культуры были питомцами исламского университета в Уфе «Галийа» (оно называлось «высшее медресе»). Это образцовое татарское учебное заведение давало тогда отличное теологическое и светское (европейское) образование одновременно. Поэтому, конечно, казахским деятелям ничто мусульманское не было чуждо, в том числе намаз, молитвы.
И вот, как-то писали в СМИ о коврике для намаза («джай-намаз»), принадлежавшем поэту Магжану, который родственники, потомки из Петропавловска после больших колебаний согласились отдать в музей. На коврике для намаза сильно изношены и протерты до дыр именно те места, где делаются «саджада» (каз.сәжде), т.е. ритуальное челобитье и коленопреклонение.
Можно догадываться, как в годы, когда над всеми алаш-ордынцами нависли грозные тучи, и взбесившиеся безбожники осыпали их клеветой, преследовали, они тайно молились Всевышнему, в отчаянии, может, даже в слезах (но Аллах предначертал для них путь мучеников за правду). Драгоценного поэта казахов, обладателя тонкой аристократической души, «великолепного Магжана» (как назвал его русский автор), «казахского Пушкина», имевшего даже дар прорицателя бесконечно травили морально, а потом и физически истязали как только могли…
И как это можно понять психологически и посочувствовать! С болью сострадать им, тем более если вспомнить последовавшие затем страшные их мучения уже в сталинских тюрьмах и лагерях. Пусть Всевышний Аллах удостоит их за все мучения высших садов Рая! В тюрьмах НКВД нашу интеллигенцию жестоко били и пытали. И это страдание на самом деле невозможно описать никакими словами. Есть даже такие страшные фото заключенных – наших национальных мучеников С. Сейфуллина, Б. Майлина, А. Байтурсынова, А. Букейханова и др. (почему-то их редко печатают).
Могли живьем вырывать ногти (известен факт, когда при допросе человеку с кровью вырвали усы). В ходе бесконечных сатанинских допросов могли лишать человека сна, даже не разрешать садиться, доводя почти до умопомешательства; кормили гнилой картошкой и черствым хлебом, использовали в каторжных работах в тундрах и лесах (все это – хорошо известные факты из сталинских концлагерей в СССР).
Сакена Сейфуллина (хотя он был не алаш-ордынцем, а коммунистом), до суда при допросе подвесили головой вниз и привели из алма-атинских школ отряды пионеров(печатали воспоминания). Эти пионеры, каждый с звонким криком «Предатель Сейфуллин!», по очереди плевали ему в лицо. Выдержавший все аристократ Сакен тут закричал: «Я все подпишу, только уберите детей!». У историка Е. Бекмаханова «паханы»-уголовники в тюрьме постоянно отбирали еду, так что он ходил постоянно голодный. И только однажды, отбывавшие вместе с ним наказание лица кавказской национальности, а именно чеченцы, узнав от другого казаха, что этот бывший профессор писал книги про «казахского Шамиля» (хана Кенесары), наказали обижавших его русских зэков и взяли его под свой патронат.
У нас вообще не достает микроисторического и социально-психологического подхода, показа «человеческого лица» истории, повседневности войны, эпохи миграций, самовыживания в тяжелых условиях голода, экологических бедствий и пр. Учебники и различные популярные книги по истории Казахстана представляют наше прошлое схематически и искусственно-пафосно. Не показывается не только темная, но и светлая сторона повседневности, микроистория, в которой есть надежда, любовь, красота, вера и стойкость, рожденный в труде и страданиях опыт братства и взаимопонимания между людьми разных этнических корней…
А если подумать: алаш-ордынцы ведь тоже были человеческими творениями («пенде» — каз. смертные), а не спущенными с небес богами, инопланетянами или красиво нарисованными картинками. У них была такая же, как у всех нервная система (вовсе не стальная), такая же красная кровь, и им тоже был свойственен человеческий страх смерти. Они тоже могли от мучений и пыток кричать и плакать, звать во сне или в бреду маму…
Зачем нам надо все это рассказывать? Во-первых, для адекватной оценки коммунистической системы, кошмара 1937/38 гг. в нашей истории. Когда же это как следует не знают, то легко впадают в ностальгию по «милым» Советам…Во-вторых, нам нужно понять глубину и масштаб страдания, цену Страдания, его религиозного смысла, притом страдания лучших, избранных – «агнцев Божьих», как сказал бы христианин. И не случайно Лидер нации Н. А. Назарбаев в своей замечательной книге «В потоке истории» гениально прозрел, сравнив коллективное историческое страдание казахского народа с беспрецедентными испытаниями библейско-коранического Айюба (Йов), Айюб-пайгамбара.
Да, сейчас легко быть мусульманами, бравировать религией, рекламировать ее, летать на самолетах в хадж, обвинять всех направо и налево в «кафирстве», тогда как никто из них не прошел настоящее испытание на прочность «имана» (веры). А как тяжко было казахам (именно казахам, а не арабам, персам или туркам!), кто родились в черную эпоху ХХ века, лицом к лицу столкнулись с Сатанизмом и были вынуждены пройти, что называется, через Голгофу! И, наверное, опыт сильного Имана (веры, стойкости в верности Богу), смирения и упования на Всевышнего не стоит искать где-то за границей. Оно, великое и священное, быть может, рядом, и было оно в биографии наших предков, в истории Отчизны. И во многом благодаря такому тяжкому испытанию и их (героев истории) подвигу мы имеем сегодня мир и согласие. Которое нужно беречь…
Н. Нуртазина,
профессор КазНУ им. аль-Фараби
[:]