АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИМЕЮТ К ЧИНГИСХАНУ СОВРЕМЕННЫЕ МОНГОЛЫ?

Логоти3«Ты собрался дойти до Балкан.

Мы тоже там когда-то побывали…»

«Барар жерін Балкан тау,

Ол да біздің көрген тау…»

 КАЗАХСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ…

 

Как-то, просматривая интернет-страницы, на одном из русскоязычных сайтов я наткнулся на статьи, в которых высказывались сомнения по поводу, «а было ли монгольское нашествие?».

 

В них высказывалось мнение, что вместо монголов был поход одного из русских князей.

Может, кто-то, кто не знает историю подмявших под себя Европу и Азию полчищ ЧИНГИСХАНА, под копытами коней которых клубилась пыль с завоеванных земель, и поверит в эту версию.

 

Тема «чингисхановских завоеваний» и у нас в Казахстане вызывала и вызывает множество споров.

 

До сих пор нет конкретных ответов на вопросы о роли и отношении к «монгольской экспансии» тайпов (ру, род), составляющих современный казахский народ.

 

Возможно, что в те времена некоторые казахские роды после того, как окрепли и почувствовали свою силу, присоединились к ставшей уже небольшой группе монголов, в свое время взявших власть в степи в свои руки?

 

В исторических книгах написано, что в Найманском государстве презирали монголов, называли их «дурно пахнущими и одетыми в лохмотья». Найманы не признавали их власть, восставали и сражались против них до последних сил.

 

Как говорится в летописях, описывающих события того времени, такие роды, как Найман, Керей, Конырат, Кипчаки противопоставляли себя не столько монголам, сколько друг другу.

 

Не углубляясь в казахскую историю, надо все же выяснить этот вопрос. Ведь «Сокровенная летопись монголов» на самом деле является описанием древней истории казахов.

 казах

В то же время это не означает, что мы отрицаем героические деяния династии Чингисхана в истории Казахского ханства. Любой казах почитает всех казахских ханов-чингизидов от ТАУЕКЕЛЯ до КАСЫМА, которые не жалели своих сил и жизней во имя процветания своего улуса, государства.

Но это – тема для другого разговора.

 

Если опираться на исторические материалы, то возникает очень много сомнений в существовании исторической преемственности между современным Монгольским государством и древними монголами.

 

Во-первых, все средневековые «монголы» позже приняли ислам и назвались мусульманскими именами.

Известно однако, что завоевав часть Индии, БАБУР основал империю, которое позже англичане назвали «государством Великих Моголов».

 

В то же время вся династия основателей государства «Великих моголов» полностью представляет собой выходцев из «Дешт-и Кипчак».

 

А современные монголы придерживаются буддизма, их имена и язык непонятны и сложны для народов улусов-государств, управлявшихся потомками Чингисхана – чингизидами.

 

Некоторые историки выдвинули версию, что современные монголы – это выходцы из Алтая, которые переселились на территорию сегодняшней Монголии и возродили название «монголы».

 

Как, к примеру, огузы, покинувшие в свое время Центральную Азию. Они завоевали Византийскую империю и возродили на исторической арене имя «тюрков».

 

Когда группа археологов и историков во главе с Алькеем МАРГУЛАНОМсти Улытау открыли мазар (погребальный курган) ЖОШЫ-хана (хан Джучи, сын Чингисхана), то рядом с его останками увидели тамги 26 тайпов (крупных родов).

 

Позже ученые установили, что эти тамги (гербы) принадлежат казахским родам (ру), и ни один из них не имеет отношения ни к одному роду современных монголов.

 

Одной из причин того, что Чингисхана относят к «монголам», является имевшая место до последнего времени предвзятая «русоцентристская» («европоцентристская») установка отнесения родов найман, керей, конырат, входивших в империю Чингисхана, к монгольским племенам.

Все роды, которые на курултае подняли на белой кошме и объявили ЧИНГИЗА ханом, были названы «монголами».

 

Однако, надо отметить, что слов «курултай», «хан» в языке современных монголов нет.

 

В то же время все имена ханов Золотой Орды, а также названия городов, военная и общественно-социальная терминология того времени представляют собой только кипчакскую лексику.

 

Таким образом, современные монголы, использовав русский шовинистический подход в исторической науке, присвоили себе такую историческую личность, как Чингисхан.

 

В то время как современные буддисты-монголы не имеют никакого отношения к истории Золотой Орды.

А если даже их предки и имели когда-то хоть какое отношение к империи Чингисхана, их было очень мало и все позже отуречились и ассимилировались с кипчаками. Это подтверждается историческими  документами.

 

Как известно, многие поколения наших историков в своих трудах опирались и опираются до сих пор на искаженные шовинистами исторические сведения и факты.

 

На самом деле, нет никаких оснований  верить в правдивость русских историков.

К примеру, всесторонне исследовав французский перевод «Истории государства Российского» КАРАМЗИНА, маркиз Адольф де КЮСТИН пришел к следующему заключению:

 Воины

«Если бы русские убедились в том, как много ошибок содержится в труде столь почитаемого ими историка, то они бы настолько его возненавидели, что умоляли бы царя наложить строгий запрет на чтение наряду с Карамзиным трудов всех других русских историков».

 

Я не историк, который может давать научную оценку историческим событиям, поэтому могу ошибаться. Но считаю, что уже давно настало время поставить окончательную точку в рассматриваемом вопросе.

 

Дело в том, что до сих пор нет содержательного ответа на все вопросы, которые рассматривались на страницах казахской печати в ходе большой дискуссии, посвященной Чингисхану.

Сегодня в используемой исторической литературе, касающейся казахской истории, содержится множество необоснованных выводов.

В учебниках имеется много заключений, взятых из советских источников, в которых наша история представлена в виде искаженных в свете советской идеологии сведений и фактов.

 

Поэтому у нас сегодня не хватает исторических трудов и учебников, в которых была бы правдиво и аргументированно отражена история наших предков. После прочтения которых у читателей формировалось бы государственническое мировоззрение, объективное, системное восприятие нашей исконной истории.

 

Что касается истории монгольских завоеваний и сомнений по поводу были ли они вообще, высказываемых на русскоязычных сайтах в Интернете.

Так, в отношении «монгольского похода», который действительно имел место, свой взгляд на него выразили в документальных свидетельствах мусульманские историки-летописцы того времени.

 

Кстати, известный современный российский историк, президент Российского государственного гуманитарного университета Юрий АФАНАСЬЕВ, высказал следующее свое мнение, характеризующее «правдивость» и «компетентность» советских историков:

 

«Если вы спросите любого, кто обучался в советской школе, кто такой Дмитрий ДОНСКОЙ, он вам расскажет, что де Дм. Донской возглавил русское войско в Куликовской битве, выступив за «избавление от татарского ига».

Но если бы кто-нибудь сказал самому Дм. Донскому про «избавление от татарского ига», он бы пришел в ужас от подобного утверждения.

Дело в том, что он признавал над собой власть ордынского властителя, татарского хана.

А Мамай был одним их тех, кто хотел провозгласить себя ханом.

Донской же выступил против этого и защищал законного хана Золотой Орды.

Поэтому он бы ни  в коем случае не согласился бы с тем, что его целью было избавление от «татарского ига», посчитав это за чушь и бред.

Однако сегодня подобные измышления стали нашим классическим

историческим умозаключением…».

 

 ПОРАЖЕНИЕ  «МОНГОЛОВ»

 

После завоевания Ирака и Сирии, «монголы» решили захватить Египет. Но султан Египта Сайфутдин КУТУЗ, не дожидаясь их наступления, со своим войском вышел навстречу врагу.

Как указывается в исторических источниках, в этой грандиозной битве участвовали кипчакские батыры – выходцы из Казахской степи, возглавившие войска, состоявшие из воинов тюркских родов.

 

В кровопролитном сражении в местности под Айн-и-Жалут египетское войско возглавил БЕЙБАРЫС, а ордынцев полководец КЕТБУГА из рода Найман.

 

В этой битве уставшие от прежних походов « монголы» потерпели сокрушительное поражение.

Спустя некоторое время после смерти Сайфутдина Кутуза правителем Египта стал тюрок, известный в истории под именем султан БЕЙБАРЫС.

Он вписал свое имя золотыми буквами в арабскую историю как освободителя Сирии от завоевателей.

 

ВЛИЯНИЕ НАШЕСТВИЯ НА ИСЛАМСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

И ПРИНЯТИЕ «МОНГОЛАМИ» МУСУЛЬМАНСТВА

 

Известно, что Орда установила свою власть в регионе между Ираком и Ираном. Бывшая столица Исламского халифата город Багдад тоже был под ее властью.

 

В то же время, находясь в центре тогдашней мировой цивилизации, «монголы» постепенно стали ассимилироваться в этой культуре.

Хотя многие правоверные мусульмане уже и не питали надежду на возрождение Ислама и думали, что пришел «конец света».

 

Но Всевышний предопределил будущее наших героических предков, которые стали мусульманами. Дворцовые исламские ученые и представители исламской религии читали проповеди представителям новой властной верхушки.

Таким образом, по повелению Всевышнего, «монголы» постепенно, добровольно принимали ислам.

 

Свидетелем одного такого замечательного события стал арабский историк ибн КАСИР, который взволнованно написал об этом:

 

«В нынешнем 694 году правнук Чингисхана, восседающий на троне в Казани, при поддержке эмира ТАУЗЫ принял Ислам.

Наряду с этим, многие ордынцы стали мусульманами.

Султан в день принятия Ислама снял со своих пальцев золотые, серебряные кольца с рубинами и раздал их в качестве милостыни неимущим.

Также он принял мусульманское имя «Махмуд» и в пятницу пошел в мечеть, где вместе с другими мусульманами совершил намаз.

 

Кроме того, было принято справедливое решение вернуть все ранее конфискованное имущество их владельцам, проживающим в Багдаде и его окрестностях.

Правоверные, наблюдая за тем, как суровые «монголы» вместо изогнутых мечей держат в руках четки (таспих), воздали Аллаху свои молитвы и благодарности».

 

Источник: www.qazaquni.kz/ , автор – Жолымбет  МӘКІШЕВ

Статья дается в сокращении.

 

Перевод Ғайнижамал  ШЕКЕЙ