Интеграционная политика, которую проводит акимат Карагандинской области, дает свои плоды. Завод, созданный в Караганде совместно с белорусской компанией «БелАЗ-Холдинг», выдал свой первый продукт — 45-тонный карьерный самосвал «БелАЗ».
Вчера посмотреть на первый белорусский транспорт карагандинской сборки приехали председатель Минского облисполкома Борис Батура и генеральный директор ОАО «БелАЗ» (управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг») Петр Пархомчик. С восхищением минские гости разглядывали плод совместного сотрудничества. К работе самосвал приступит уже через пару дней на одном из карьеров по добыче полезных ископаемых. Правда, на первый самосвал претендуют представители трех карьеров – в Балхаше, Караганде и Жезказгане. Кто первый из горнодобывающих предприятий внесет оплату и заключит договор реализации, тот и станет обладателем машины отечественной сборки. И это несмотря на то, что стоит товар немало – 40 миллионов тенге. Но тут в приоритете не деньги, а качество машины, которое прослужит долгие годы. Да и ремонт не станет проблемой, поскольку запчасти тоже производятся на этом заводе.
— Первый собранный здесь «БелАЗ» является первой ласточкой нашей совместной деятельности. Судя по успешному старту, можно оптимистично прогнозировать, что дальнейшее производство машин будет расширяться. Радует, что все договоренности, которые имеются между двумя странами, так скоро начали воплощаться в жизнь, — сказал Борис Батура.
Карагандинский завод «КазБелАЗ» был открыт в 2011 году. Этот проект стал показателем успешной интеграции и слияния иностранного бизнеса с местным. На этом заводе будут выпускать не только карьерные самосвалы БелАЗ-7547, но и запчасти к ним. Спрос на запчасти так же велик, как и на сами машины. Только в Карагандинской области работает более 220 автомобилей «БелАЗа». Портфель заказов от потенциальных покупателей превышает все ожидания. За надежно собранными отечественными самосвалами уже выстроилась очередь. Завод готов закрыть всю потребность Казахстана в данных машинах. Проектная мощность — 30-33 самосвала в год.
— Этот завод по производству запасных частей и сборке техники под маркой «КазБелАЗ» — не единственный проект, реализуемый с участием белорусских партнеров. Таких проектов в Карагандинской области несколько, и все они работают благодаря тому, что в стране проводится интеграционная политика, — отметил аким области Бауржан Абдишев на презентации первого карьерного самосвала. – Надеюсь, что этот самосвал станет одним из сотен и тысяч подобных машин, которые будут собираться на карагандинском заводе. И уверен в дальнейшем улучшении технических характеристик – максимально длительной эксплуатации и повышения грузоподъемности.
Карьерный самосвал «БелАЗ-7547» собран карагандинскими автомастерами, которые прошли обучение на белорусском заводе. Машина собрана исключительно из комплектующих и по технологической документации ОАО «БелАЗ».
— Этот транспорт полностью соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза, о чем имеется декларация и протокол испытаний, — сообщил генеральный директор ТОО СП «КазБелАЗ» Сергей Потылицын. — Получен сертификат CT-KZ в соответствии с законодательством Казахстана. Наши потребители — это горнодобывающие предприятия.
Этот проект «Производство запасных частей и сборка техники «КазБелАЗ» включен в Карту индустриализации. Его общая стоимость – 10 с половиной миллиардов тенге.
Учитывая успехи деятельности завода, Карагандинская и Минская области решили продолжить дружбу в более широком формате, и подписали план мероприятий по развитию сотрудничества. Стороны будут поддерживать теперь еще и торгово-экономическое, научно-технические и культурные отношения. Меморандум имеет срок сотрудничества – до 2015 года. Но эта дата, как сказали аким Карагандинской области и председатель Минского облисполкома, лишь формальности. У дружбы нет срока, и в дальнейшем меморандум просто пролонгируют.
— Наш визит в Карагандинскую область – это ответ на ваш апрельский приезд в Беларусь, — сказал Борис Батура. – Мы желаем развивать двустороннее сотрудничество и доказываем это желание своим ответным визитом и подписанием меморандума. После подписания плана конкретных мероприятий наши деловые отношения, уверен, будут развиваться интенсивнее по всем направлениям — и по сельскому хозяйству, и по продовольствию, и по машиностроению.
Молоко тоже будут производить совместно с белорусами. Планируется открыть с участием белорусских бизнесменов специализированный завод по производству молока и несколько молочно-товарных предприятий. На этой встрече был подписан также дилерский договор между ТОО «ГеоМаш» и холдингом «Амкодор» по сервисному обслуживанию дорожно-строительной и коммунальной техники белорусского производства.
Айсулу АХМЕТОВА, Караганда
На втором фото: лидеры двух областей заключили меморандум о сотрудничестве.