[:ru]
А вы слышали о таком историке как Дмитрий Верхотуров? Если нет, то жаль! Это нужно видеть собственными глазами. Мы тоже не знали, что такой персонаж существует. Но, спасибо изданию «Караван» за просвещение. Небольшой экскурс в биографию данного персонажа. Верхотуров родился в местечке Краснояр в 1981 году. Судя по всему, до сих пор живет в России. Сам он писатель, историк, востоковед, экономист, российский общественный деятель, журналист, блогер. Короче, человек с кучей званий.
В 2001 персонаж решил, что может стать писателем. С тех пор написал десятки книг. Всю свою писательскую деятельность историк посвятил Сталину. Его перу принадлежат такие работы, как «Сталин и еврей», «Сталиниана», «Сталин и женщины», и «Голодомор». Кстати, в последней из книг Верхотуров задел тему голодомора на казахской земле в 1932-33 годах. Понятно, что на трагедию казахов, в которой погибли миллионы людей, экземпляр глядит с шовинистской точки зрения. В общем, историк уделяет большое внимание казахам в своих работах.
Но, самое интересное, что недавно газета «Караван» взяла интервью у Верхотурова. Главные тезисы, которые были озвучены в интервью, звучали следующим образом» « Почему казахи не знают о 31 мая?», « И стоит ли придавать значение этой дате, если она не признана на государственном уровне?». И это поразительно, с учетом того, что мировые историки признали трагедию казахов и приводили чудовищные цифры репрессированных и умерших от голодомора. Мир признал геноцид над нашим народом. Несмотря на это, Верхотуров перевирает факты, и высказывает абсолютно шовинистские позиции. По словам историка, казахи сами виноваты в репрессиях над собой. Ниже мы приводим интервью Верхотурова, чтобы нас не обвиняли в распространении дезинформации.
«Для начала обратите внимание, что нам предлагают скорбеть, не вдаваясь в детали и подробности, — отметил Верхотуров. — А почему? Это же очень интересно, в чем именно обвиняли тех или иных представителей казахской интеллигенции, по какой именно статье их осудили, да и вообще, что было написано в их следственных делах. Если уж мы затрагиваем эту тему, то нам надо ее детально изучить и разобраться в подоплеке этого процесса. Тем более что в такой постановке вопроса уже есть частичка лжи.
— В чем именно?
— Нам предлагают считать, что будто бы большинство представителей казахской интеллигенции стали жертвами репрессий, то есть что Казахстан лишился большей части своей интеллигенции и в своем культурном уровне упал. Но ведь это неправда. Образование, наука и культура в Казахстане шли на подъем. В 1934 году появился Союз советских писателей Казахстана, который в 1939 году провел свой второй съезд, а в 1954 году — третий. В годы репрессий Союз писателей Казахстана возглавлял Сабит Муканов, которого теперь считают классиком казахской литературы. И так далее, чтобы не перечислять факты культурного развития Казахстана в советские годы. Когда нам предлагают скорбеть, не вдаваясь в детали, я всегда подозреваю подвох. Вот в теме голода тоже было такое, потомки сельских активистов-бельсенды, героев коллективизации, осаживания и отъема скота, тоже предлагали скорбеть, но так, чтобы без подробностей, кто у кого и почему. Вот и здесь, на мой взгляд, то же самое.
Если подробно изучить следственные дела, то, думаю, мы узнаем много нового о предках нынешних представителей казахской интеллигенции и увидим впечатляющую картину ожесточенной борьбы за признание со стороны власти. В СССР интеллигентом считался только тот, кого признавала в таком качестве компартия. К признанию были положены непыльная работа, хороший заработок, квартира, доступ ко многим благам и привилегиям. Вот многие и были готовы на все, чтобы устранить любых конкурентов на пути к такому признанию партией и благам, не исключая клеветы и доноса. Так что если и вводить такой день, то с таким назидательным смыслом, что постыдно добиваться общественного положения и признания клеветой и доносами. С конкретными примерами, — убежден эксперт.
— Эта болезненная и важная для народа Казахстана тема покрыта «белыми пятнами». Позволит ли открытие историкам доступа к архивным данным помочь окончательно избавиться от этих «пятен», дабы в будущем избежать домыслов и дезинформации в отношении этого вопроса?
— Разумеется, если вопрос неизвестен в деталях, происходящих из надежных источников, то вас тогда очень легко обмануть. Собственно, в настойчивой пропаганде «скорби без вникания в детали» именно на это и делается расчет, что не найдется людей, которые не позволят себя окрутить слезоточивой болтовней и пойдут в архивы. Потому изучение документов, на мой взгляд, очень важная часть работы по развитию национальной памяти. Да, это, может быть, не слишком приятная работа, и кому-то лично она может не понравиться (поскольку затрагивает его предков), но знать об этом необходимо. Хотя бы затем, чтобы больше не было попыток использовать те же методы клеветы и доноса и в наши дни, чтобы общество приобрело к этому иммунитет»
Вывод. Так мыслит российский историк. Вот такое мнение он открыто высказывает. Он не может опровергнуть факт репрессий, и того, что голодомор был искусственно создан с целью уничтожения огромного населения. Поэтому, он решает перевернуть стрелочки на «казахскую интеллигенцию», которая писала доносы друг на друга. На эти вопросы должен отвечать не рядовой журналист, а казахстанские историки. Мы привели слова Верхотурова, надеемся, что его интервью не останется без внимания.
Нұргелді Әбдіғаниұлы
Abai.kz
[:]