АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Казахи Кавказа — воины-батыры, или наемники. Или, какое влияние оказали ранние казахи на формирование народов. Кавказа.[:]

[:ru]

Казахи прошлого чем-то схожи с Гулливером в мире лилипутов. По крайней мере, свои следы, зафиксированные в исторических хрониках, они оставили во многих странах, начиная от Венгрии и Украины и заканчивая Сибирью. Широко шагали наши предки.

Сегодня исследователи Кавказа задаются вопросом: — Кем были многочисленные племена казогов и шеркес, известные по средневековой истории Кавказа? И вот какие интересные результаты мы получаем.

 

«ЕЖЕ ЗОВУТСЯ ЧЕРКАСЫ».

Вторая глава.

КАСОГИ И ПАПАГИ.

Вопросы, на которые пока не существуют однозначного ответа.

Странные совпадения, или случайность ?

Папаги и касоги, которые упоминаются средневековыми летописцами, советские историки, поспешили отождествить с адыгами, и вследствие этой интерпретации, идентифицированы, как адыги, однако, насколько оно обосновано, попытаемся проанализировать те данные, которые противоречат этой версии, включая, исторические, этнографические и археологические.

Об этих племенах в X веке упоминает византийский император Константина Багрянородный (Порфирогенет) в 42-й главе его «Об управлении Империей: «Землеописание от Фессалоники до реки Дунай и крепости Белеград, до Туркии и Пачинакии, до хазарской крепости Саркел, до Росии и до Некропил находящихся на море Понт, близ реки Днепр, до Херсона вместе с Боспором, в которых находятся крепости Климатов; затем – до озера Меотида, называемого из-за его величины также морем, вплоть до крепости по имени Таматарха, а к сему – и до Зихии, Папагии, Касахии, Алании и Авасгии – вплоть до крепости Сотириуполь.

…За Таматархой, в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис, на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии – страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор – страна Алания». И обратите внимание, что Папагия, и Касахия не включены в состав Зихии, как это пытаются представить на адыгских сайтах, и если не считать это предумышленным намерением, тогда, что ? Проанализируем те данные, которые избегают не только сторонники адыгского происхождения папагов и касогов, но и те, кто считает, что донские и днепровские казаки имеют особое происхождение.

Немецкий учёный Юлиус Клапрот в 1822 пишет: «Папагия — это страна черкесов, которые жили на южном склоне Кавказа и в средневековых грузинских хрониках именуются Папагами, а их страна —Папагией. Ещё и сейчас у кабардинцев есть дворянский род, носящий имя Бабаги». Кабардинцев, пока возьмём на заметку.

Далее, он продолжает: «Затем следует Казахия, или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины ещё и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками (kasak)». Тебу де Мариньи (1818 г.): «Осетины и мингрелы называют черкесов «кезехи» или «казахи», что напоминает об употреблявшемся византийскими историками названии «Казахия» (АБКИЕА, с. 292). Вместе с этим, привлекает одна деталь в этой информации, «Папагия», как и «Казахия» находятся в стране черкесов, что непосредственно касается этой темы, о черкесах, но в начале, кого в источниках подразумевали под именем «казах» ?

В настоящее время, на Кавказе проживает тюркская народность карапапаги (или карапапахи), известное в Турции, ещё как терекеминцы. Карапапаги, что значит «чёрношапочники», кстати, как и «чёрные клобуки» на Украине ( На фарси Рашид ад-Дина «чёрношапочники» звучит как «Кулах-и Сийах» ), входят в состав азербайджанского народа, и проживают на территории современного Азербайджана, Грузии, Дагестана, Иранского Азербайджана и в Карской области Турции (и некогда на территории Армении). Карапапаги, странным образом, напоминают папагов, не только в «папаг». Карапапахи разделялись на казахов (казахлар), или казаков (казаклар) и борчалинцев, а в прошлом были известны и как черкесы. Уместным было бы напомнить, что сторонники противоположной версии, такие совпадения игнорируют или делают вид, что такого не существует.

В XVIII веке казахи упоминаются между Тифлисом и Гянджой, Карабахе и на территории современной Армении. Французский путешественник Жан Шарден (1643– 1713), после своего путешествия через Кавказ в Исфахан опубликовал в 1711 году в Амстердаме дорожные записки «Путешествие из Парижа в Исфахан», где он пишет: «Город Дилижан, и вся территория в 6 лъё (1 лъё – 4,444 км ) окружающая его (окружающая Дилижан с севера, юга, с запада и востока) принадлежала Гамчи хану и называлась страной казахов… Население Казаха составляют гордые и суровые горцы», и здесь их родство с дагестанскими казахами, подтверждается следующим фактом. Во 2-й полов. XVI в. шахом Тахмаспом была предпринята 1-я попытка переселения казахов-суннитов, в Хорасан, чтобы использовать их там против наседавших с севера узбеков, но верховный глава накшибендийского тариката в Дагестане из кумыков Шейх-Амир, располагавший 100 тысячами своих сторонников (мюридов), заступился за казахов. «Казахский хан Бедретдин был его верным мюридом, и шах был вынужден отменить свое прежнее решение». Французский путешественник Жан Шарден отмечает, как и Эль-Нувейдин, и Шемседдин Димашги, что эти казахи: « происходят от живущих на северо– востоке Каспия казацских племён».

В прошлом, на части исторических областях Азербайджана, где до сих пор проживают азербайджанские казахи, существовал Казахо-Шемседдилский султанат. Здесь же, сохранились топонимы, — «Казах», что на территории Азербайджана, и историческая область Борчалы между Грузией и Арменией В Дагестане по Эль-Нувейдину и Шемседдин Димашги карапапахов называли в XIV веке «Борчалу» и «Карабёрклу», где «Карабюреклу», имеет то же значение, что и «Карапапахи» — «Черношапочники».

Борчалы-казахи, или более обобщенно — борчалинцы первоначально были отдельными племенами, из которых потом сложились в народность, с общим самоназванием карапапах. Османские архивы разделяют карапапахские племена на две ветви: казах и борчалу, где казахи делились собственно на: казах, испирлу, пайдар (байдар), демирчи-хасанлу, чекванлу, нехри, а борчалы на: актала (или джары), узунлар, колагирен (гёлегирен), ташыр (ташир), пембек (пенбек), арпалу (эрпели). Оба племени совместно выступали ещё в 1048-м году на стороне к сельджукам во время Пасинской (Карс) битвы против Византийской армии, таким образом, мы доходим до тех времён, когда средневековые летописцы сообщают нам о касогах и папагах. И далее, придётся разбираться, что к чему ?

Эти борчалу –казахские племена, на Южном Кавказе связывают с Кыпчакской (Половецкой) степью, и по Эль-Нувейдину, и Шемседдин Димашги, они относятся к кыпчакским (половецким) родовым структурам Золотой Орды. Турецкий историк М.Ф. Кырзоглу так же полагает, что «Кыпчаки верхнего течения Куры и Чорука», или карапапахи являются потомками двух кыпчакских племён куман (кыпчак) и хазар. Куманы (или кыпчаки), иначе борчалу, вероятнее всего, как то взаимосвязаны с папагами, иначе, как объяснить самоназвание карапапаг ? Очевидно это племя, существовало под разными именами, или как вариант, на территории где жили папаги, стали преобладать кыпчаки, и, проживая совместно, могли принять новое имя борчалы. Не случайно упомянуты хазары, как иногда именуют в источниках касогов, потому как они входили в состав хазарского каганата, но как они стали кыпчаками, можно объяснить следующим предположением. Историки установили следующую тенденцию, племена и территории, получали имя, от господствовавшего, или более известного на той, или иной территории племени. И, так на географических картах прошлого, появлялись «Скифия», «Сарматия», «Алания», «Хазария», «Татария», и соответственно, имя этого племени, получали населявшие эту территорию племена. Таким же образом, появился и Дешт – и Кыпчак, а населявшие эти территории племена, не смотря на то, что они не образовывали единую этнополитическую общность, стали называться кыпчакскими. Дешт- и –Кипчаком называли степные пространства от Дуная, и до Алтая, которое разделялось на Восточный (от Алтая, и до Каспия) Дешт — — Кыпчак, и на Западный (от Каспия, и до Дуная). Территория Западного Кипчака в древнерусских летописях известна под названием «Половецкая земля» или «Половецкая степь» (или «Дикое поле»), а в византийских и европейских средневековых анналах называлась Комания (или Кумания).

В Половецкой степи, по «Лаврентьевской летописи», жило племя бурчевичей, которые входили в объединение половецкого хана Канчака. Бурчевичи, « указанны в восточных источниках, как аль–бури (buri)» (С.Плетнев), или бурджиты («бордж»), что на тюркском значит «Волк» В произношении тюрков Южного Кавказа, оно приобрело, как борчалы (сыновья волка) И эти же борчалы, упоминаются как «карабюреклу» (Эль-Нувейдин, и Шемседдин Димашги).

Прежде чем продолжить, стоило бы призадуматься, почему некоторые народы имеют несколько самоназваний, например, чеченцы известны и как нохчи, и как ичкерийцы ? Или, скажем кыпчаки, и они же половцы, и куманы ? О кыпчакском примере было сказано, и снова повторюсь,- это когда от более известного племени, начинают называть соседние племена, так от скифов, — скифами, сармат — сарматами, хазар – хазарами и т. д. И особенно так бывает, когда совпадают географические границы, имеют общий образ жизни, или говорят на одном языке. По крайней мере, можно утверждать, что один из этих факторов сыграл определяющую роль в судьбе касогов и папаг.

Если говорить о современных чеченцах, и, что они же нохчи, дополнительных утверждений в скобках, типа чеченец (нохчи), не требуется, и так очевидно, что это один и тот же народ, но когда говорят о народах прошлого, без таких пояснений, например, почему одни и те же племена называются касаки/кашаки/казаки/казахи, или половецкое племя бури/борчалы/бурчевичи/ /бурджиты/бордж , можно подумать, что речь идёт о разных племенах. Одна из таких причин, воспроизводство по характеру того или иного языка, другая, могут иметь и прозвища, например, «черношапочники». И это непосредственно касается папагов с касогами.

«Карабюреклу», синоним «карапапах», — «черношапочники», и это очевидно, но если говорить собственно о происхождении этнонима карапапах, вероятнее всего, оно было дано соседями от привычки ношения головного убора «папах(и)», или «папаг» выделявшее их от окружающего населения, а вот «бюрек» (так же головной убор) могло, образовался от слова «бюри» (или бури) из за обычая бурчевичей носить головные уборы из волчьих шкур, так как это кыпчакское племя ассоциировали с этим животным храбрость и силу. И действительно «бурчевичи» поклонялись волку. В русской летописи 1097 года, помещен рассказ о волховании, или колдовстве — половецкого хана Боняка — из Бурчевичей — перед битвой. «… И яко бысть полунощи и встав Боняк и отъеха от рати и поча вочьски выти…».

Но если «бюрек» и мог образоваться от слова «бури» (волк), то «папаг», или «папах» первоначально могло иметь совершенно иное значение, или даже не быть их самоназванием, иначе как объяснить информацию арабского ученого XIII века Ибн-Саид аль-Магриби: «Из кавказских народов самым западным был народ каса, далее к востоку жили азкяши, абхазы и аланы» ? Здесь рядом с народом «каса», и на месте племени папаг, указаны «азкяши», и вместо зихов, — абхазы. Не следует ли из этого, что «азкяши» было настоящим самоназванием папаг, а под абхазами и зихами подразумевались одни и те же племена ? И если разложить «азкяши» на две части, получается «аз», или «ас», распространённое самоназвание именно, среди булгаро – аланских племён, которые жили с таким именем на Кавказе, вплоть до появления Тамерлана. И вторая часть этнонима — «кяши», что на тюркском значит «люди», косвенно предполагает их тюркское происхождение. Это предположения, но есть и другие факты, а «факты, выстроенные в строгий логический ряд — выявляют и проясняют задачу».

Черкесы на Кавказе.

В Грузии. Половцы или кыпчаки, к которым Эль-Нувейди (XIV век), и Шемседдин Димашги относили карапапахов на территории Дагестана, называя их Карабёрклу и Борчалу, сыграли важную роль в судьбах Закавказье. Русский исследователь С.Плетнева в своём произведении «Половцы» пишет: «Половцы осуществляли те же обязанности в Грузии, что и «чёрные клобуки» в Киевском княжестве» [11,с.96]. Отметим, на Кавказе есть свои «черношапочники», как и в Киевском княжестве, и о «чёрных клобуках» в следующей главе.

По грузинским летописям, половцев (или кыпчаков»), приглашали в качестве военных наёмников против врагов этого государств . В 1118 году грузинский царь Давид IV Строитель, готовясь к войне с тюрками- сельджуками провёл через земли аланов 40 000 воинов- половцев во главе с ханом Атраком (сын Шарукана). Грузинский летописец пишет, следующее: « Послал людей верных и призвал половцев и тестя своего. Они же с радостью приняли….». Почему с радостью ? Грузинский царь Давид IV Строитель был женат на дочери половецкого хана Атрака Гурандухт, и летописец на это указывает «тестя своего». Гурандухт была «царицей всей Грузии» ( цитата из летописи). Летописец продолжает: « Половцев же поставил на местах удобных с женами и детьми их, с которыми было идущих в ополчение отборных сорок тысяч. Их снабдил он конями и снаряжением. И дал рабов, каких имел отборных и наученных в подвиге, около пяти тысяч человек, христианами соделавшихся, доверенных и испытанных в мужестве. И сами половцы в большинстве делались христианами день ото дня, и множество бесчисленное приобреталось Христу.» «Картлис Цховреба», под. ред. Кохчиашвили; «Картвили Эрис», история, том 2, И. Джанашвили. В 1122 г. кыпчаки и аланы участвовали в освобождении Тбилиси, в 1123-24 г.г. половецко- грузинские войска совершили поход на Ширван. Историки Давида сообщают численность половцев, которые принимали участие в этих походах – 50 тысяч. («История Грузии» пер. М.И. Броссе ч. 1 стр. 367 – 369).

При этом, как сообщает «Картлис цхвреба», половцы были христианами, и в Закавказье сохранились надгробья виде каменных изваяний лошадей и баранов на христианских надгробиях, и с изображением людей в характерной для тюркских народов одежде и обуви. Установлено, что христианские храмовые комплексы Узунлар (или Одзун), Санаин, Агбат, Гошавенк, Эйривенк, на Северо- востока Армении, до принятия ислама, принадлежали карапапахам, или тем же самым кыпчакам, которые вероятно перешли в православие под влиянием Руси, Византии, а может быть и касогов, которые стали христианами ещё при хазарском каганате.

Ещё несколько десятков тысяч половцев, вместе с аланами переселяются по приглашению грузинского царя Георгия III (1156- 1184), а во времена правления его дочери Тамары, были привлечены дополнительные их воинские контингенты. По мнению историков, именно верные грузинскому царю, кыпчаки смогли гарантировать передачу власти от не имевшего сына царя Георгия III к его дочке – величайшей грузинской царице Тамаре, при которой границы грузинского царства расширились далеко на юг. Первым мужем царицы Тамары, был сыном русского князя Андрея Боголюбского (причём, он был наполовину половцем), и половчанки Улиты. Надо сказать, браки между русскими князьями, и половчанками, были в те времена распространённым явлением, которые женились на «красных девках половецких», и в их детях уже текла половецкая кровь. Герой «Слова о полку Игореве», Игорь Святославич был на три четверти половец, мать и бабушка которого, были дочерьми ханов, а Юрий Андреевич Боголюбский, до женитьбы на царице Тамары, жил в половецкой степи среди родичей матери.

Таким образом, половцев, хорошо знали не только на Руси, но и в Грузии, следовательно, могли бы они перепутать кыпчаков, с другими кочевниками, называя половцев разными именами ? В грузинских летописях, включая «Истории и восхвалении венценосцев», упоминаются кашаки, которые в 1191 год принимали участие в военном походе Вардана Дадиани. В грузинских источниках касоги именуются «кашаги», в частности в грузинской «Истории и восхвалении венценосцев» сообщалось, что кашаги участвовали в походе Вардана Дадиани, или о каких кашаках идёт речь, если в тех же самых событиях, иногда вместо кашаков, упоминают кыпчаков, или черкесов ? Вардан Дадиани, был МИНГРЕЛОМ, и здесь стоит вспомнить Потто: «восточных черкесов,… осетины ещё и сегодня называют казахами (kasakh), а МИНГРЕЛЫ — казаками (kasak)», где автор объясняет, как одно и то же племя именуется разными именами, и в других источниках указано, что «кашаки» арабское воспроизведение касогов, и они же здесь, черкесы. В Грузии черкесами называли кыпчаков. В. Анчабадзе: «Кыпчак — это черкес». Кыпчаки Северного Кавказа по данным грузинских летописей XI-XIV вв. Нальчик. 1960. С.117. «Кипчаки – состоят из двух ветвей – черкасы и токсобичи», кочевавшие в степях Пред Кавказья». Только тех, кто пришёл позже, в грузинских летописях называли «новыми кыпчаками» (кивчаки ахални), а, кто ранее — накиз чакарас (чаркас). Картлис Цховреба, под. ред. Кохчиашвили; «Картвили Эрис», история, том 2, И. Джанашвили. Те, кыпчаки, что остались на территории Грузии, ассимилировались с грузинами. На сегодня известно по разным оценкам, что от 10- до 20% грузинских фамилий имеют тюркское происхождение, например, Бурджанадзе, от кыпчакского племени «Бордж», иначе «Борчалы». Потомки «борчалинцев» до сих пор проживают в Грузии, как часть азербайджанцев. И они сохранили предания о своём происхождении от кипчакского племени «бурдж-оглу» (или сыновья волков).

В Дагестане. «Отметим, что в иранских и грузинских источниках под названием «черкес», «черкес-хан» известны кумыки и их правители — шаухалы Тарковские» [Алиев, 2009, с. 28]6). «Среди сторонников царевича Исмаила был Шахмал-султан, черкесский вождь» (Мамиствалишвили Э. М. Политическая борьба в Сефевидском государстве и грузины, с. 110). «Не безосновательно будет предположить, что родоначальником грузинских Черкесидзе (следовательно, и дигорских «царгасат) был кумыкский шаухалид (Чергес-шаухал), находившийся на службе у сефевидских шахов, в 1577 г. после нанесенного ему в Ширване сокрушительного поражения бежавший со своими людьми в Кахетию» [Kirzioglu, 1993, с. 262-263]. ». Черкесы упоминаются на Северо — восточном Кавказе Н. Витсеном в 1640 г. : «Страна черкесов», «лежит у самого Каспийского моря. Языком, одеждой они похожи на дагестанцев».

» Вспомним касогов » …

Касахия занимала территорию к востоку от Папагии:» Затем следует Казахия, — продолжает Потто, — или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины ещё и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками (kasak) «. Эта информация интересна его убеждением, что страна «Казахия»: «ЭТО КАССОГИ (kassoghi) РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ». Похожим наблюдением делится, и российский учёный Карамзин (1766-1826). В пятом томе своей «Истории государства российского»: » Вспомним касогов, обетавших по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что осетинцы и ныне именуют черкесов касахами». » У горских татар раб назывался касак»,- пишет Миллер, но здесь не об этом, а важно другое, — «это имя, по-видимому, тождественно с осетинским названием черкесов касаг, известным в нашей летописи в форме касог. «. [Миллер Вс., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды. 1883.]

Касоги впервые упоминаются в русских летописях, с походом на хазар князя Святослава в 965 году. Представляет интерес пересказ В.Н. Татищевым информации «Повести временных лет» о Восточном походе киевского князя Святослава в 965 г.: «6473 (965). Война с казарами. Каган. Казары побеждены. Беловежа. Ясы. Косоги. Ходил Святослав на казаров. Слышавши же, казары вышли против него с князем своим каганом (136), и, соступившись войсками, учинили жестокий бой. И после долгого и мужественного обоюдно сражения одолел Святослав и град Беловежу взял. И потом пойдя, ясов и косогов победил, из которых много привел в Киев на поселение, а грады их разорил (137)».

В научной литературе встречаются ссылки, на более раннее упоминание касогов в армянских, византийских и грузинских сочинениях, но эти сведения не выдерживают критики. Например, косогдиане монаха Епифания писавшего в конце VIII — начале IX веков появились в результате ошибки переписчика, о чем есть информация у исследователя этого текста (Васильевский В.Г. 1909). В.Н. Татищев не только не имел четкого представления о нахождении Тмутаракани, которая соседила с землями касогов. Не имел он и четкого представления о происхождении касогов.

Практически все исследователи локализуют касогов в Предкавказье, в бассейне Кубани, которая обозначена на карте Константина Багрянородного, как страна «Касахия» . Сведения Константина Багрянородного подтверждается и персидской географией «Гудуд ал Алэм» 982 года, которая была обнаружена русским капитаном А. Г. Туманским, где «Земля Касак», указано в Приазовье, и на Кубани. В 943 году арабский историк и географ Аль-Масуди, в своем сочинении «История Ширвана и Ал- баба», упоминая страну «кашаков», сообщал, что этот народ живёт в соседстве с аланами, между Кавказским хребтом и морем Рум.

Со времен В.Н. Татищева представления ученых о касогах сильно изменились, хотя среди них есть расхождения в деталях. В одном месте он локализует хазарскую крепость Белая Вежа, а вместе с ней и хазар, ясов и касогов в Подунавье, в другом, упоминает на Дону. Археологами были исследованы более двадцати могильников в Западном Закубанье и в районе Анапы – Геленджика, — Борисовский могильник, Дюрсо, могильники Казазово-2, Молдовановский, Псекупский и др, объединённые в кубано-черноморскую группу кремаций раннего Средневековья, которые, как считают учёные, принадлежали касогам. Как выяснилось, своих погибших воинов касоги кремировали. Прах в ритуальных керамических урнах размещали в могиле, а сверху насыпался небольшой курган, сопровождали оружием (известны и доспехи), конской упряжью, украшениями (в том числе из драгоценных металлов), бытовыми предметами, очажными принадлежностями и др,, что отличало их от адыгов- зихов, с их «ингумационными захоронениями в каменных ящиках».Для территории расселения зихов VI-IX вв. характерны своеобразные захоронения в так называемых «каменных ящиках». Кремационный обычай захоронения, как до этого предполагалось, было характерным только для Северо – западного Кавказа, однако исследование Сухогомольшанского могильника в Подонцовье, показало, что оно было характерным и для населения Салтово Маяцкой культуры, «что позволяет предположить наличие представителей данного этноса в Подонцовье» [Пьянков 2001, 117-120, который потом, по мнению А.В.Пьянкова, была привнесена на Кубань этими переселенцами.

«Данные археологии свидетельствуют, что близкородственное носителям кремационного обряда население в хазарское время проживало на северо — западной границе Хазарского каганата» О.Б. Бубенок. П.С. Успенский: «на основе сравнения погребального обряда и инвентаря исследователи выдвинули предположение об общем происхождении населения, оставившего кремационные могильники» на Кубани и Северского Донца. «На сходство двух групп кремационных погребений, — продолжает Успенский, — указывают прямые аналогии материалам из захоронений типа Дюрсо в памятниках Северского Донца, поэтому в настоящее время выводы А. В. Пьянкова и В. А. Тарабанова поддержаны многими исследователями». (Аксенов, Тортика, 2001. С. 201; Армарчук, 2003. С. 2240.

Необходимо было иметь представление, и о том, где Святослав в 965 г. мог встретить ясов и касогов на пути к хазарам. Имеется группа исследователей, которые считают, что в 965 г. Святослав достиг низовьев Кубани и таким образом покорил касогов на Таманском полуострове, положив тем самым начало Тмутараканскому княжеству. Г.Ф.Турчанинова, проанализировав маршрут Святослава, выдвинул другое предположение, что в принципе перекликается последними выводами археологов о пребывании касогов до Кубани, — на Дону: «…нет никаких оснований думать, что битва с ясами и косогами произошла где -то на Северном Кавказе. И те и другие могли находиться (и скорей всего находились) в Подонье, ниже Белой Вежи. Вероятно, и этническое название косог вошло в русский язык тогда же, будучи заимствовано из языка не северокавказских, а подонских ясов — алан, ниже которых у дельты Дона сидели косоги…» [Турчанинов, 1971, с.75].

О пребывании касогов на Дону упоминал ещё В.Н. Татищев «Ясы, в Молдавии с косогами,.. но другие упоминаются на Дону», что подтверждают происхождение касогов из Дона. Население Салтово -маяцкой культуры (вторая половина VIII – начало X вв.), откуда прибыли касоги, входило в состав Хазарского каганата – государства, которое занимало обширные территории Восточной Европы, начиная с середины VII в. (630 г.), и до второй половины X в (с 630 г. по 965 год). «Памятники салтово-маяцкого типа известны и далеко на северо-востоке — на средней Волге, в землях древней Волжской Болгарии. Благодаря письменным источникам мы знаем, что какая-то часть приазовских болгар ушла в VII-VIII вв. в эти далёкие северные земли и образовала здесь новое государство — Волжскую Болгарию». Плетнёва С. А. «От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура». — М, 1967. Население Хазарского каганата, практиковало как катакомбный, ямный, так и кремационный обряды погребения. Эта крупнейшая археологическая культура раннесредневековой Евразии, принадлежало в основном тюркским группам населения Хазарского каганата — болгарам, аланам и собственно хазарам, хотя болгары были основным населением этой культуры. В.В. Мавродин: «На юге распространения салтовской культуры жили болгары. Типичным их памятником являются Зливки. Здесь, в частности, в междуречье Прута и Днестра, жили «черные болгары» «Повести временных лет». Это были те тюрки, с которыми, как и с аварами, славяне столкнулись еще на заре своей письменной истории. Видимо, и древнейшие тюркские заимствования в языке восточных славян связаны с болгарами». О тюркском преобладании, свидетельствуют тюркские надписи на стенах аланского Маяцкого замка и др, «Причём тюркский язык, судя по одинаковым надписям на камнях Маяцкого городища и на баклажках, найденных на нижнем Дону, был распространён в те столетия по всему Подонью — и на аланских лесостепных, и на болгарских степных поселениях, и в кочевьях», и « в Хазарском каганате язык и письменность и у аланов, и у болгар были тюркскими.» пишет Плетнёва С. А. в своей работе «От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура». — М, 1967. «Общие язык и письменность, — продолжает С.А. Плетнева, — были еще двумя факторами, которые объединяли на огромной территории жителей каганата в единое целое, воспринимаемое так и их соседями, и ими самими, и всеми странами и государствами, с которыми они сталкивались в походах, на торговых путях, в дипломатических поездках. Этим единым целым было хазарское государство, население которого, несмотря на разноэтничность, называлось, видимо, хазарами».

После того, как внутри хазарского каганата возникла гражданская война, этим воспользовались печенеги и гузы с востока и русичи Святослава с запада, вот тогда-то и появились в русской летописи ясы аланы, и касоги. По мнению А.В.Пьянкова, хазары в этот нестабильный период времени, и переселили из Северного Донца в бассейне Кубани кочевников для укрепления юго-западной границы Хазарского каганата, «самоназванием которых был термин касс» (А.В.Пьянков). О. Б. Бубенок в своей работе «Касоги на юго-западной границе Хазарского каганата», соглашался с тем, что появление кремационного захоронения в При Кубанье , и возникновение нового этнонима касоги – взаимосвязаны. Арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896–956 годы), получивший прозвище имама всех историков, подтверждает это в своих трудах, говоря о том, что касоги проживали за Кавказским хребтом, И НЕ ЯВЛЯЛИСЬ ГОРЦАМИ. Кроме того, примечательно место возникновения имени Касог — это бассейн реки Кубань — места многовекового кочевания гуннов, в частности болгар, савир, и, «очевидно, — предполагает А.В.Пьянков, касоги, — тюркского происхождения». «Очевидно, носители кремаций этого типа, как на Кубани, так и на Северском Донце связаны со степными культурами и имеют тюркское или угорское происхождение. Вероятно, обе группы были частью одного этноса и носили общее для них имя — касоги/касахи/кашаки», заключает А. В. Дмитриев.

«В 50-х годах «мадьяроведы», хотя и не столь прямолинейно, но полагали, что венгры времен существования Лебедийского союза (IX в.) обитали в степях между Донцом и Волгой, т.е. на территории салтово-маяцкой культуры. Э. Мольнар прямо называет некоторые памятники салтово-маяцкой культуры (например, Воробьёвский могильник) венгерскими.» Плетнёва С. А. «От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура». — М, 1967.

http://docplayer.ru/39873918-Kasogi-na-yugo-zapadnoy-granice-hazarskogo-kaganata-o-b-bubenok.html

http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/ot-kocheviy-k-gorodam-saltovo-mayackaya-kultura

Касоги — это военная каста, или наемники ?

До сих пор нет чёткого понятия о значении, слова «касог». «Раннесредневековые источники дают нам один из вариантов первоначального названия хазар – коса». Источник: «Касоги на юго-западной границе Хазарского каганата» О. Б. Бубенок. В булгаро-аланское время в различных ситуациях на арену выходили то асы, то дахсасы, то булгары, то барсилы, то хазары и последними, касоги, но все эти племена были разночтениями имен отдельных подразделений одних и тех же племенных объединений, и по мнению Б. Б. Ирмуханова, этнонимом ка-са, ко-са, в китайских источников, именовали хазар (ук. раб. стр. 66), хотя Данлоп, ссылаясь на китайские летописи, считает, что: «ко-са» этнонимом древних уйгур (, стр. 64).,.В науке нет никаких оснований считать все эти племена разноязычными. И несомненно, изначально термин касс (кос) являлся самоназванием народов тюркского происхождения, например, кайсаки, и, кстати, у адыгов не сохранилось даже близко, подобного самоназвания.

Термин кас заставляет вспомнить этнические и социальные названия хазар, казак, казах, и здесь следует вспомнить роль касогов, которые предназначались для выполнения определённой военной функции на северо – западных границах каганата. Не здесь ли кроется ответ на вопрос, что значит касог, или, как более древнее воспроизведение слова казак ? По закону образования существительного из глагола (присоединением суффикса: ак, акг, га, ка и т. д.) в тюркских языках изначально было Кас+Ак, что на тюркском значит «Белый Гусь», что и является этимологией слова Касак – Касог — Казак – Казах -Кашак.. Возможно, где то здесь кроется и ответ значения «Папаг», где «Ак», — «Белый», но вот, что значит «Пап» ? Тотемом у хазар был Лебедь (Гусь). Этнические термины «касог», «казах», «казак», «хазар», «куман» имеют общий тотемный термин Кас (каз, хаз, ку) – «Лебедь (Гусь)». Этнический термин «Лебедь» впервые употреблен в русских исторических источниках в древнерусской легенде об основании г. Киева и Киевский Руси. Согласно этой легенде, братья Кий, Хор, Щек и их сестра Лыбедь И Киев и Тамань принадлежали в свое время к одному государству Хазарскому каганату.

По пути на Балканы, мадьярские кочевники несколько раз останавливались, основывая что-то наподобие государственных образований. Одно из них очерчивается границами Дона, Азовского моря, долины реки Кубань и Кавказского хребта. Называлось оно Лебедией, по имени венгерского воеводы Лебедия, и венгры жили здесь в VIII — IX вв. Не переосмысленное ли слово «Лебыдь», от «Касог», — «Белых Гусей (или Лебедей)», с которыми совместно проживали на этой территории в это время ? И имя венгерского воеводы, от «Касог» ? Венгерский филолог Габор Балинт считал, что кабардинский язык родственен венгерскому, Я. Потоцкий: «Кабардинцы — выходцы из хазарского племени кабаров, кабарты стали предками князей Кабарды». (М. В. Аталиков). О кабарах писал еще византийский император Константин Багрянородный, что они в Лебедии присоединились к мадьярам, и пошла вместе с мадьярами в Европу. Мадьяры были политически организованы тюркской аристократической верхушкой, которые дали мадьярам королевскую династию — Арпад. Арпады принадлежали к хазарскому племени кабаров. В Византийском протоколе, в соответствии с которым, при обмене послами при Константине Порфирогене на мадьярских лидеров так всегда и ссылались как на «Принцев Тюрков «.

В целом этноним «хазар» значит «Народ Лебедя», и по содержанию почти совпадает с «касог», следовательно, «касоги», те же хазары, но как было уже сказано, с определённой функцией предназначения, — цель которых состояло, в защите границ на окраинах хазарского каганата. И в этом сильно ли они отличались от казаков ? Нет, и касогов можно считать прямыми предками донских казаков. Раскопки казачьего кладбища в Чигирине, выявило, что по черепам казаки были близки, именно к хазаро-булгарскому типу. Древнее их тотемное представление об этой птице, отразилась в гусарах, которые шли в бой, увенчиваясь их крыльями на спинах, когда они служили в Речи Посполитой. Не знаю, по странному ли совпадению, или стечению обстоятельств, или этот принцип был воспринят от тех же гусар, но европейских наёмников сегодня называют «Дикими Гусями», которые выполняют, примерно ту же самую роль, что было у казаков, — наём на военную службу.

И последнее. Не смотря на то, что в хазарском каганате, жили различные племена, все они назывались хазарами, и между собой они разговаривали почти на одном, и том же языке, но основными, были булгаро аланские племена, которых их иногда называли общим именем «ас», а асы подразделялись на родо — племенные группы, среди которых были черкасы, как и таулуасы, суасы (волжские булгары) и т. д, И касоги образовались именно из черкас.» Территорию распространения болгар нельзя ограничивать только степной полосой; по-видимому, они постоянно в большом количестве селились в плодородных долинах лесостепного Подонья». С.А. Плетнева. » Даже в начале XV в. во всем этом обширном регионе, между Доном и Северным Донцом не было ни одного русского города, а население бассейна Дона, русские летописцы называют ясами, касогами, или черкасами. «Ясы» и «касоги», — продолжает С.А.Плетнёва, — были названиями тюрко-болгарских племен, живущих от Кубани на Северном Кавказе до Днестра на северо-западном Причерноморье. Их же впоследствии именовали черкасами». В.В. Мавродин: «На юге распространения салтовской культуры жили болгары. Типичным их памятником являются Зливки. Здесь, в частности, в междуречье Прута и Днестра, жили «черные болгары» «Повести временных лет». Это были те тюрки, с которыми, как и с аварами, славяне столкнулись еще на заре своей письменной истории. Видимо, и древнейшие тюркские заимствования в языке восточных славян связаны с болгарами». «Вопреки распространенному мнению, приходится признать, что этноним касоги или касс — в хазарское время использовался… первоначальным обозначением кочевого населения» считает и О. Б. Бубенок («Касоги на юго-западной границе Хазарского каганата»),

Заключение.

Как объяснить, что одни и те же топонимы, ононимы и этнонимы, упоминаются на разных территориях, если считать их не единородными ? Не странно ли, что такие совпадения повторяются, или они случайные ? На этот вопрос отвечает арабский ученый Ибн-Саид аль-Магриби, живший ещё в XIII веке: » Из кавказских народов самым западным был народ каса, далее к востоку жили азкяши, абхазы и аланы. Все они были христианами, кроме абхазов, все считались тюрками». «Историческая наука в состоянии превратить данную гипотезу в объективную истину, но традиции в науке так же сильны, как и в жизни. 

Манс Кускаров.

Объединенный Кавказский форум

 

[:]