[:ru]
Народный ислам может оказаться серьезным оппонентом салафизма, убежден религиовед Артур Артемьев.
Эксперты все чаще начинают говорить о так называемом «казахском» исламе, который отличается от классического. Этот казахский ислам официальное духовенство старательно не признает. Почему это происходит, нам рассказал доктор философских наук, профессор Артур Артемьев. Он читает лекции по религиоведению для казахскоязычной аудитории некоторых вузов и видит, как сторонники народного ислама реагируют на классический.
Классический и народный ислам
— В Актобе, Алматы и Казахстане в целом идет неприкрытая борьба с салафизмом. Но раз спрос рождает предложение… значит, нужно искать альтернативу этому радикальному течению?
— Я неоднократно говорил и еще раз повторю: салафизм — наирадикальнейшее крыло ваххабизма. Ваххабиты, представители официальной религии Саудовской Аравии, сами несколько дистанцировались от салафитов из-за компрометирующего поведения.
— Вы согласны с тем, что существует некий «казахский» ислам, который отличается от классического?
— Изначально, особенно в советское время, в Казахстане пропагандировался так называемый «народный» ислам. Когда он только появился в Казахстане благодаря таким суфистам как Ахмед Яссави, то стал сочетаться с народными традициями. Поэтому они и сохранились как в одежде, так и в быту, и в поведении казахов. К примеру, паранджа в Казахстане никогда не использовалась, хиджаб если и носили, то чаще женщины пожилого возраста, а молодежь никогда не закрывала лица. Короткие штанишки обычно тоже не носили, длинные платья чаще можно было увидеть на сельчанках, нежели на жительницах городов. Народный ислам в Казахстане отличается от классического безусловно.
И когда Абсаттар Дербисали приехал из Саудовской Аравии и возглавил наше Духовное управление мусульман, то первое, что он сделал — стал бороться с проявлениями народного ислама
Он активно пропагандировал искоренение народных традиций, идущих вразрез с классическим исламом. Дошло до того, что Верховный муфтий призывал перестать поклоняться святым местам, предлагал избавляться от мазаров, а могилы вообще сравнивать с землей. Начались гонения на суфиев, по телевидению все чаще происходили дискуссии на эту тему. И тогда несколько религиоведов, в том числе и я, выступили с заявлением, что подобные идеи со стороны Верховного муфтия — опасная тенденция, а агитация казахов на классический ислам — прямой путь к ваххабизму. С нами, конечно же, не соглашались. Но во всяком случае прекратилась откровенная пропаганда классического ислама.
В борьбе за светскость
— Вы говорите в прошедшем времени…
— Сейчас тоже подавляющее большинство казахстанских мусульман исповедует народный ислам. Обратите внимание, что хиджаб носят далеко не все женщины. В основном эту моду привнесли оралманы, приехавшие из Китая и Монголии, где ислам от казахстанского несколько отличается. Сунниты ведь не везде одинаковые.
— А может ли «народный» ислам стать своеобразным ответом салафитам?
— Думаю,
если общественности чаще и больше рассказывать об истории казахского ислама, это будет только положительно
Но, к сожалению, в нашем Духовном управлении опасаются поднимать этот вопрос, чтобы не прослыть еретиками в глазах почитателей классического ислама.
— Периодически говорят о том, чтобы признать ислам государственной религией, но при этом не давать этому институту никакой власти. Аргумент у подобных высказываний таков, что это едва ли не единственный путь держать умму под контролем. Но как такие идеи вяжутся со светскостью государства?
— Никак. Это недопустимо и опасно тем, что мы потеряем светскость. Мы проснемся в другой стране. Турция через это проходила. Ататюрк стоял на позиции светскости, за что в современности его до сих пор критикуют. В Турции все изменилось, как только к власти пришли мусульманские лидеры. Но в Казахстане потеря светскости опасна еще и тем, что мы многоконфессиональное государство.
Разве недостаточно того, что радикальные взгляды современных националистов стали приобретать устрашающий вид? И общество, между прочим, закрывает на это глаза
Мода на ислам
— А вы у своих студентов не спрашиваете, зачем они пошли в религию?
— Так совпало, что я читаю лекции для казахскоязычной аудитории, поэтому, конечно же, регулярно провожу со своими учениками открытые диалоги. Подавляющее большинство ссылается на семейные традиции.
Тех, кто пришел в религию по каким-то серьезным убеждениям, очень мало. Например, из семи моих магистрантов-религиоведов только одна женщина приняла ислам по убеждению
Она ходит в хиджабе, соблюдает все религиозные обряды и традиции, регулярно посещает мечеть и совершает намаз, постоянно читает литературу и просвещается. Остальные — мусульмане по названию. Сейчас в молодежной среде стало модным считать себя мусульманами, независимо от взглядов. В основном поминки проходят с приглашением муллы, однако большинство гостей приходят с непокрытой головой. И таких примеров можно привести массу.
Все тонкости религии нужно очень тактично и деликатно доносить до общества, однако большинство толковых экспертов не востребованы, а в разного рода государственных советах по религиозным вопросам состоят люди с сомнительным образованием и убеждениями.
[:]