АЛТЫНОРДА
Анализ

«Казахский становится языком массовой культуры» — Амребаев Айдар, политический аналитик

В предстоящем выборном процессе существуют чувствительные темы, которые могут стать своеобразным «яблоком раздора», расщепляющем единую ткань нашей нации. Порой политизации подвергаются темы, которые требуют просто четкого и последовательного исполнения существующих законов и правил, а не досужих рассуждений и идеологических манипуляций «на заданную тему».

Такой часто поднимаемой темой является вопрос государственного статуса казахского языка, который не смотря на законодательную четкость и определенность, все же порой становится предметом намеренных спекуляций, как со стороны так называемых национально-патриотических сил, так и с позиций сторонников официального двуязычия.

Полагаю, что взвешенное отношение к данной теме в программных документах партий, участвующих в нынешней электоральной компании, является залогом их политической зрелости и состоятельности. И, напротив, спекулирование на этой теме может негативным образом повлиять на позиционирование иных партий и кандидатов.

 Пока о своей позиции по данному вопросу официально объявила партия «AMANAT», отметив, что особое место среди маркеров идентичности казахстанцев занимает казахский язык. Партия настаивает на необходимости развивать консолидирующее начало казахского государственного языка. В своей политической платформе, партийцы отмечают необходимость:

— во-первых, стимулировать дальнейшее развитие и практическое применение казахского государственного языка;

— во-вторых, противостоять любым формам дискриминации на языковой основе.

   Надеюсь, что и другие партии, и гражданские активисты, заявившие о своем участии в выборах, будут также придерживаться взвешенных политических установок по этой проблеме.

  В этой связи, хотелось бы высказать свое мнение о вопросах дальнейшего развития государственного, казахского языка. Объективности ради, следует сказать, что к настоящему моменту, после принятого еще в 1989 году Закона тогда еще Казахской ССР «О языках», ситуация с «огосударствлением» казахского языка существенно изменилась. И этому способствовала не столько деятельность уполномоченных госорганов, коих было предложено за последние более, чем три десятка лет, не мало, а сам объективный ход социального процесса в стране.

Понятно, что процесс суверенизации общественной жизни охватил все стороны и слои нашего населения. Он самым непосредственным образом сказался, как на количественных показателях владеющих казахским языком, так и на его качестве, то есть степени освоения жизненно важных социальных функций.

Можно отметить ряд факторов, способствующих развитию казахского языка как государственного. В числе первого и самого значимого фактора, является демографический фактор. Если к 1989 году, времени принятия Закона «О языках», немногим более 39 %  жителей республики относили себя к коренному населению и лишь около 40% из них  владели казахским языком, а остальные, либо крайне слабо владели, либо не владели им вовсе, то по итогам последней переписи населения, к концу 2022 года, 80,1% жителей страны указали, что владеют казахским языком, 49,3% — что используют его в повседневной жизни. И только 19,9% отметили, что не владеют государственным языком.

В разрезе национальностей самый высокий процент владения казахским языком среди казахов – 99,6% опрошенных в ходе переписи ответили, что владеют им, 63,4% — используют его в повседневной жизни. Среди других этносов высокий уровень владения государственным языком среди узбеков (72%), уйгуров (71,7%), таджиков (63,6%), турков (61%), азербайджанцев (58,5%), татар (50,5%) и дунган (50,2%). Меньше всего владеющих казахским языком среди поляков (22,1%), белорусов (22,8%), украинцев (23,7%), русских (25,1%) и корейцев (36,5%).

Таким образом, рост числа владеющих казахским языком осуществлялся благодаря в основном росту числа самого казахского населения и представителей тюркоязычных языковых групп, для которых изучение казахского языка давалось значительно легче.

  Вторым фактором явилась урбанизация, то есть рост числа казахов — жителей городов. Следует заметить, что это способствовало изменению качества знания казахского языка, выполнения им своих социальных функций. Казахский язык постепенно становится базовым языком обучения в средних и высших учебных заведениях, становится востребованным в сфере официального делопроизводства и публичной культуры, и, в меньшей степени, в сфере науки, технологий и бизнеса. То есть, это те направления, в которых еще предстоит развиваться казахскому языку как государственному.

  Третьим фактором является объективный процесс сокращения сферы применения других языков, например, русского языка, за счет отъезда русскоязычных граждан из Казахстана. Правда события последнего времени, связанные с войной России в Украине, значительно снизили авторитет России и русского языка среди наших соотечественников, не принимающих войну, а также создали прецедент приезда в Казахстан «новых русских», бегущих от мобилизации. Среди них, кто решил остаться в нашей стране, наблюдается повышенный интерес к изучению казахского государственного языка и культуры. Это новый интересный тренд, который укрепляет казахский язык в инокультурной среде страны.

В настоящий момент русский язык ретранслируется и сохраняет свои позиции в Казахстане благодаря государственной поддержке и патронированию со стороны государства русскоязычных СМИ. Известна в этой связи инициатива Президента Токаева о создании международной организации по поддержке русского языка.    

  Четвертым фактором можно назвать усиление роли казахского языка как инструмента достижения социального успеха и карьеры среди «поколения Независимости». Иными словами, он становится популярным языком разнообразных «социальных лифтов» для многих иноязычных граждан. К тому же большим импульсом к мотивации в знании казахского языка становится его развитие среди молодежной коммуникации, в социальных сетях, популярной музыки, развлекательных каналах телевидения. В целом, казахский язык становится языком массовой культуры.    

  Таким образом, языковая тема с нашей точки зрения перестает быть темой политического дискурса, а вполне вписывается в общекультурный процесс дальнейшей суверенизации страны, обретения Казахстаном своей независимой культурной идентичности.

 

Амребаев Айдар,  политический аналитик