[:ru]
Сегодня в «Централ Азия монитор» опубликована статья под названием «Жертвы «ресурсного проклятия». Грозит ли Казахстану туркменский сценарий кризиса?» Несомненно, что вопрос для большинства стран СНГ весьма актуальный и злободневный. Поскольку, и это не секрет, начиная с России, большинство стран СНГ живут за счет продажи природных ресурсов в виде нефти и газа, а также других природных ископаемых. Да, у России имеется одно важное преимущество – она наряду с природными ресурсами продает и военную технику и оружие, которое является конкурентноспособным.
Еще раз хочу напомнить, что все страны Центральной Азии были сырьевой базой и для советской тяжелой промышленности, а также легкой, текстильной, кожевенной и пищевой промышленности СССР.
На сегодняшний день, Туркменистан — самая закрытая страна Центральной Азии. Туркменские власти продоставляют доступ к минимуму статистических материалов и аналитических отчетов. Международные организации, которые работают в Туркменистане, вообще не публикуют большой и детальной экономической аналитики. Однако, на сегодня ясно, что экономика Туркменистана переживает сложный период.
Официально ВВП Туркменистана растет в среднем на 6% в год. Около 90% экспорта этой республики приходится на один продукт — природный газ. И хотя с 2013 года объем поставок «голубого топлива» за границу вырос с 19 до 25 млрд. кубометров, в денежном выражении выручка сократилась с 9,1 до 6,6 млрд. долларов. Туркменская валюта -манат даже по официальному курсу просел относительно доллара на 20%, а, как сообщают наблюдатели, на «черном рынке» в Туркменистане за доллар просят около 30 манатов при официальном курсе в 3,5.
Если говорить о нашей стране:
- В Стратегии-2050 Елбасы поставил важную задачу – полностью переформатировать лицо национальной экономики, сделать так, чтобы казахстанская экономика и жизнь самих казахстанцев перестала зависеть от колебаний мировых цен на сырье.
Для этого была разработана программа форсированной индустриализации, начатая в 2010 году и зафиксировавшая лидерство Казахстана в пятилетнем индикативном планировании. Уже в 2011 году появились первые успехи в реализации этой программы: в Казахстане было введено в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечены постоянной работой 24 тысячи человек. Начался процесс активного восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершен рывок в переработке сельхозпродукции. К 2014 году было реализовано почти 300 инвестиционных проектов общей стоимостью восемь триллионов тенге, создано 160 тысяч постоянных рабочих мест и более 200 тысяч – на период строительства.
Главным итогом І индустриальной пятилетки стало начало серьезных структурных изменений в казахстанской экономике. С 2011 года хорошей традицией стали Дни индустриализации, на которых два раза в год – в июле и декабре – подводятся текущие итоги программы индустриального развития Казахстана, в формате общенационального телемоста презентуются проекты и отчеты регионов, запускаются новые производства.
Так на первом Дне индустриализации — 9 декабря 2011 года — в строй были введены завод по производству пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго» в Астане, метрополитен в Алматы, завод катодной меди «Сары Казына» в Балхаше, завод медицинских изделий «Супер Фарм» в Жамбылской области, Семипалатинский кожмехкомбинат, мясоперерабатывающий комплекс «Байсерке Агро» в Алматинской области, текстильное производство «Шымкент-Кашемир», были запущены Мойнакская ГЭС на реке Чарын, железнодорожные линии Жетыген – Коргас и Узень – граница с Туркменистаном, в Жамбылской области представлен проект автомагистрали Западная Европа – Западный Китай.
Летом 4 июля 2012 года в новом медиацентре Астаны состоялся общенациональный телемост, в ходе которого были введены в эксплуатацию объекты Карты индустриализации. Состоялся запуск Национальной цифровой сети телерадиовещания и нового казахстанского телеканала «24.kz», ориентированного на отечественную новостную телепродукцию. За два с половиной года реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития было введено в строй более 440 проектов общей стоимостью 1,8 триллиона тенге. «Однако не все предприятия были загружены в полной мере. Для некоторых главное было – красиво отчитаться: разрезать ленточку и забыть о заводе. Мое настойчивое требование заключалось в том, что акиматы должны содействовать реализации проектов не только на начальной стадии, а вплоть до их выхода на полную проектную мощность. Особое внимание, на мой взгляд, следовало уделять производству с высокой добавленной стоимостью и экспортному потенциалу. Учитывая глобальные перспективы технологического развития, уже в 2012 году необходимо было готовиться к следующей пятилетке», — такое замечание сделал Президент в своей фундаментальной работе «Эра независимости».
Глава государства путем программы форсированной индустриализации стремится осуществить перехол казахстанской экономики на новую модель – ростановую модель роста, основанную не на сырьевых ресурсах, а на диверсифицированной экономике и развитом человеческом капитале. С 2015 года в Казахстане предпринимаются следующие меры как развитие конкуренции, приватизация госпредприятий, внедрение новой модели банкротства без остановки предприятий, решение вопросов проблемных активов банков, доступ к финансированию и так далее. Эти действия помогут резко активизировать инвестиционную активность и развить МСБ. Во 2-й пятилетке акцент ставиться на стимулировании производительности труда в обрабатывающем секторе, активной политике по продвижению экспорта обработанных товаров на соседние рынки, по поддержке инноваций.
- Последние несколько лет Казахстан значительно улучшил свои показатели по инвестиционному климату, привлек ряд транснациональных корпораций. Только в 2015 году в Казахстан зашли несколько новых инвесторов. Например, финская Tikkurila построила завод лакокрасочных изделий в Алматинской области. Японская Toyota Tsusho инвестировала собственные средства в выращивание зерна и овощей. Кроме того, несколько компаний реинвестируют полученную прибыль в свои действующие проекты. Можно отметить французский «Данон», который вложил в средства в увеличение производства новых видов молочной продукции до 11 000 тонн в год. Южнокорейская компания Lotte – в создание второго производства в Шымкенте. Турецкая BTM Group реинвестировала в производство новых видов продукции в стройиндустрии. Нужно заметить, что иностранные инвесторы приносят не только деньги, но и прогрессивные методы ведения бизнеса, новые технологии. Казахстан в 2016 году завершил работы на основных отрезках автокоридора Западная Европа – Западный Китай и полностью ее открыл. В текущем году также откроется движение между Шымкентом и Таразом; вводятся в эксплуатацию участки на трассах Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, на отрезке Центр – Восток, полностью завершится реконструкция участка Омск – Павлодар. В целом реконструкцией было охвачено 2,2 тысячи километров автомобильных дорог. В следующем году строительство будет вестись на 1,6 тысячи километрах. Как я уже сказал, планируется полное завершение проектов Западная Европа – Западный Китай (424 км), Бейнеу – Актау (230 км), участков Астана – Темиртау (149 км), Алматы – Капшагай – Талдыкорган (120 км) и Астана – Петропавловск (51 км). Развиваются три ключевые «гавани» страны: паромный комплекс в порту Курык, «сухой порт» на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и столичный аэропорт, где пропускная способность увеличится с 750 до 1 750 пассажиров в час. До 2019 года поэтапно откроются новые международные сообщения по направлениям Гонконг, Токио, Сингапур, Нью-Йорк. Это необходимо для становления Астаны в качестве финансового центра мирового уровня.
- Несмотря на схожесть российской и казахстанской сырьевых экономик, имеются существенные различия: если в России с 1990 по 2016 год добыча нефти выросла на 7,4%, а газа упала на 1,8%, то в Казахстане эти показатели увеличились соответственно в 3,1 и 3,2 раза (данные BP Statistical Review of World Energy 2017). От 2,4 до 15 раз за эти годы выросли добыча свинца, меди, золота и урана. При этом Казахстан обошелся без присущего России огосударствления производственных мощностей в сырьевой сфере. В результате около 65% добычи нефти и более половины производства урана обеспечивают частные компании, во многих из которых контроль принадлежит иностранным фирмам.
В отличие от России с ее приватизацией девяностых, Казахстан пошел скорее по китайскому пути, сохранив в государственной собственности крупнейшие предприятия и впоследствии передав их в управление суверенному инвестиционному фонду. После кризиса 2008–2009 годов этот фонд под названием «Самрук-Казына», по сути, превратился в управляющую компанию. Эта структура распродала непрофильные активы (с 2014 по 2017 год число организаций, контролируемых «Самрук-Казыной», сократилось с более чем 600 до 300), организовала единую публичную систему закупок для нужд госкомпаний, а также подготовила большинство из них к приватизации, запланированной на 2018–2021 годы. Казахстан в течение всех последних 10 лет ориентировался на создание в стране «очагов» западного типа управления и восприятие международно признанных практик менеджмента.
Российский финансовый эксперт Иноземцев считает, что Казахстаном «прорубается окно в мир», в некую экстерриториальную зону, в которой будет обеспечен приоритет международных коммерческих норм над казахстанскими, создана инфраструктура решения споров на основе британского права, появятся возможности для регистрации новых компаний и возникнет своеобразная точка входа иностранных инвесторов на казахстанский фондовый рынок. Сегодня такая экстерриториальная площадка практически создана. Для этого правительству Казахстана пришлось внести изменения в конституцию и принять около 50 новых законов и подзаконных актов, делающих МФЦА «казахстанским Гонконгом». Российский эксперт прямо пишет: «Думаю, что именно два фактора стали залогом успеха: с одной стороны, проявленная политическая воля, с другой — предоставленная менеджменту свобода действий. В результате сейчас мы видим, что пока в Москве делали громкие заявления, в Астане спокойно работали и добились результата».
До конца 2018 года на новой площадке, разместившейся на территории комплекса, построенного для проведения Экспо-2017, предполагается зарегистрировать около ста иностранных компаний. Им предложат участвовать в приватизации крупнейших казахстанских активов. Уже в этом году состоится IPO «Казахтелекома», а также будут утверждены «дорожные карты» приватизации «Казатомрома», «Казмунайгаза» и «ЭйрАстаны».
Доверие иностранных инвесторов должно быть обеспечено не только успешным продвижением Казахстана в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса, в котором страна поднялась с 82-го места в 2006 году на 36-е место в 2017-м. Дополнительным гарантом станет специально созданный коммерческий суд МФЦА во главе с лордом Гарри Вулфом (с 2000 по 2005 год — верховный судья Англии и Уэльса) и правовой консультативный совет, составленный из представителей самых известных глобальных юридических компаний, в том числе White & Case, Hogan Lovells, Baker McKenzie и других. Размещение акций казахстанских эмитентов будет проводиться специально созданной в рамках МФЦА Астанинской международной биржей (AIX), стратегическим партнером которой выступила Шанхайская фондовая биржа, а поставщиком технологических платформ — Nasdaq.
Иноземцев делает такой интересный вывод: «При этом Казахстан не ставит перед собой невыполнимой (как это показал пример России) задачи стать финансовым центром глобального масштаба. Создатели МФЦА не скрывают, что брали пример с Дубая, который позиционируется как региональный финансовый центр в Персидском заливе и на Ближнем Востоке и занимает 19-ю позицию в новом рейтинге финансовых центров мира (Global Financial Centres Index). Москва расположилась в этом рейтинге за 2018 год на 83-й строчке.
Казахстан сегодня во многом видит себя «мостом» между Китаем (прежде всего его быстрорастущими западными провинциями), Передней Азией и Европой. Республика намерена стать центром деловой активности для международных компаний, собирающихся развивать бизнес по всей постсоветской Центральной Азии с прицелом выхода на близлежащие рынки.
Участие в ЕАЭС дает стране существенные преимущества для сбыта производимой тут продукции на емкий рынок России. Новое соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС предлагает гарантии для европейских компаний. А строительство новых транспортных артерий из Китая на Кавказ через Достык и Актау предоставляет возможности использования потенциала пекинской стратегии «Один пояс, один путь». В такой ситуации Международный финансовый центр выглядит не прихотью властей, а естественным элементом в складывающейся в Казахстане современной экономической системе.
Очевидно, что Казахстан сегодня — это успешная, но региональная экономика, которая зависит не только от своей преимущественно сырьевой специализации (и, как следствие, от волатильности цен на сырье), но и от политики России как ведущего участника Евразийского экономического союза. Однако экономическая политика страны — от создания очагов развития информационного хозяйства и развития науки и образования до встраивания в глобальные транспортно-инфраструктурные цепочки и принятия международно признанных «правил игры» — говорит о том, что Астана воспринимает свое положение в окружении мощных соседей не как политическую угрозу, а как шанс на ускоренное экономическое развитие.
Вот эти 3 веских и весомых довода полностью говорят, что нашему Казахстану не по пути, в экономическом плане, с Туркменистаном. Казахстанский путь ведет нашу страну к постепенному переходу от сырьевой экономики к экономике успешного развитого государства!
Керимсал Жубатканов, руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жаңғыру» Казахско-Русского Международного Университета.
Алтынорда
[:]