АЛТЫНОРДА
Главные новостиНовостиНовости Казахстана

Казахстан на рельсах глобализации: как страна становится ключевым транзитным хабом между Китаем и Европой

Казахстан ускоряется: масштабный железнодорожный проект «Достык – Мойынты» символизирует новую роль страны как стратегического транзитного узла Евразии. В условиях геополитической турбулентности республика делает ставку на инфраструктуру, логистику и транзит, стремясь стать незаменимым мостом между Востоком и Западом, информирует  Altyn-orda.kz

 


30 сентября 2025 года в Казахстане произошло событие, которое в ином контексте могло бы показаться сугубо внутренним инфраструктурным достижением. Однако запуск второй линии железной дороги Достык – Мойынты — не просто очередной участок стальных путей, а отражение более глубокой стратегической трансформации Казахстана: страна ускоряет движение к роли главного транзитного хаба между Китаем, Центральной Азией, Россией, Европой и странами Персидского залива.

Этот проект, как заявил президент Касым-Жомарт Токаев, является «исключительно важным» для Казахстана — и это не дипломатическая вежливость. За этим высказыванием стоит экономическая логика, геополитическая целесообразность и технологическая дальновидность.


Пять полос по рельсам: масштаб и значение проекта

Вторая линия железной дороги Достык – Мойынты увеличивает пропускную способность маршрута до 60 пар поездов в сутки — в пять раз больше, чем ранее. Это решение превращает ранее «узкое горлышко» на важнейшем трансконтинентальном направлении в скоростной транзитный канал. Если раньше узкий однополосный путь ограничивал движение, то теперь Казахстан получил «пятилинейный автобан» — только по рельсам и для грузов, идущих от восточных границ Китая к портам и рынкам Европы.

Эффект от такого прироста емкости — далеко не абстрактный. Казахстанские грузы, а также транзитные потоки из Китая и других азиатских стран смогут двигаться быстрее, стабильнее и дешевле. Товары будут попадать на европейские рынки через Транскаспийский маршрут (Middle Corridor) не за 40-50 дней, как морем, а за 12-15. Это — не просто улучшение логистики, а изменение правил игры.


География как капитал: Казахстан в логистической системе Евразии

Старое геополитическое проклятие Казахстана — отсутствие выхода к морю — сегодня трансформируется в конкурентное преимущество. Республика стала землёй мостов: география между Китаем и Россией, Южной Азией и Кавказом, делает страну естественным логистическим центром региона. Через территорию Казахстана проходят пять международных железнодорожных коридоров, включая Транссибирский маршрут, Срединный коридор, а также перспективный «Север – Юг», связывающий Россию и Иран через Каспий.

За последние десять лет Казахстан инвестировал в транспортную инфраструктуру более $35 млрд, модернизировал узлы, расширил мощности портов (в первую очередь Актау и Курык), развивает мультимодальные логистические центры. В дополнение к уже запущенной линии «Достык – Мойынты», в ближайшие годы планируется строительство 5 000 км новых и модернизация 11 000 км существующих железных дорог. Особое внимание уделяется маршруту Мойынты – Кызылжар, как ключевому отрезку Транскаспийского коридора.


Экономика рельсов: больше, быстрее, выгоднее

Транзит не просто обеспечивает приток валютной выручки. Он создаёт мультипликативный эффект для всей экономики. По оценкам аналитиков, прирост грузопотока на 100 млн тонн в год может дать бюджету Казахстана дополнительные миллиарды тенге, создать тысячи рабочих мест, а также активизировать развитие малого и среднего бизнеса вдоль транспортных артерий.

Вице-министр транспорта Жанибек Тайжанов утверждает: «Этот проект – не только о железной дороге. Это проект о международной интеграции Казахстана, его закреплении в глобальных логистических цепочках и укреплении доверия со стороны партнёров». К нему присоединяется и депутат Мажилиса Асхат Аймагамбетов, утверждающий, что столь масштабный прирост транзитного трафика «подобен открытию нового «морского пути», только по суше».

Это особенно актуально на фоне санкционных ограничений, логистических сбоев и поиска альтернатив морским маршрутам в глобальной торговле. Транскаспийский маршрут, проходящий через Казахстан, Каспий, Азербайджан, Грузию и далее в Европу — стал логистическим спасением для многих грузоотправителей, стремящихся миновать российскую территорию и нестабильные зоны Ближнего Востока.


Шёлковый путь XXI века и Казахстан: возвращение к исторической роли

Новая транспортная роль Казахстана вписывается в более широкую стратегию «Один пояс — один путь» (Belt and Road Initiative), выдвинутую Китаем в 2013 году — кстати, именно в столице Казахстана. С тех пор Астана стала важной платформой для обсуждения транспортных инициатив между Востоком и Западом, а казахстанская земля вновь претендует на статус «золотого моста» Великого Шёлкового пути.

Китай заинтересован в стабильных и предсказуемых логистических маршрутах, а Казахстан — в получении транзитных доходов и привлечении инвестиций. Политический союз двух стран — союз прагматичный, построенный на взаимной выгоде, а не идеологических симпатиях.


Вызовы на пути: инфраструктура, технологии, конкуренция

Тем не менее, превращение в полноценный хаб — не только шанс, но и вызов. Чтобы выдерживать конкуренцию со стороны таких маршрутов, как Транссибирская магистраль или морской путь через Суэцкий канал, Казахстану придётся инвестировать не только в рельсы, но и в технологии. В стране уже говорят о внедрении искусственного интеллекта, цифровизации управления потоками, строительстве современных логистических хабов и развитии контейнерной инфраструктуры.

Кроме того, Казахстану предстоит решать вопросы тарифной политики, таможенного регулирования, а также обеспечивать политическую нейтральность и устойчивость маршрутов на фоне глобальных конфликтов.


Страна, идущая по рельсам будущего

Запуск второй линии железной дороги Достык – Мойынты — это не просто инфраструктурный апгрейд. Это символ новой роли Казахстана в мире. Роли связующего звена, логистического узла и транзитной державы. В условиях, когда глобальная торговля пересматривает маршруты, а геополитика ломает устоявшиеся схемы, именно такие государства, как Казахстан, получают шанс сыграть намного большую роль, чем позволяют их размеры или численность населения.

В XXI веке «море рельсов» может оказаться не менее ценным, чем выход к настоящему морю. А Казахстан, похоже, это прекрасно понимает — и действует на опережение.

Altyn-orda.kz