Все 10 500 культурных сортов яблок, произрастающих в настоящее время в разных уголках мира, представляли собой обыкновенную дикую яблоню с зелеными плодами. Но, как говорится: с лица воды не пей, а за особой «внешностью» дикого зверя в казахских предгорьях скрывается чудесная живучесть. Яблоня Сиверса (Malus sieversii), растущая в предгорьях Алатау, — вид, о котором ученые говорят уже более века. В разных источниках имеются разные данные о возрасте этого вида, но по крайней мере известно, что эти плодовые деревья росли здесь еще до нашей эры.
Археологи также допускают, что эти яблони могли существовать на территории современного Казахстана в эпоху динозавров, которые могли быть съедены доисторическими травоядными. Первое официальное описание яблони Сиверса было дано в 1793 году. Его создал ботаник Иоганн Сиверс, ученый Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, носящей его имя.
Гипотезу о том, что дикие яблони Казахстана являются предками всех культурных сортов на земле, выдвигали разные исследователи, в том числе и казахстанские, а в 2002 году профессор Барри Джуниор, генетик из Оксфордского университета, доказал это с помощью ДНК. Его выводы подтвердились результатами молекулярно-генетического исследования фрагментов яблони, собранных в диких лесах Казахстана. К такому же выводу о происхождении яблок пришла исследовательница из Франции Кэтрин Бэкс.
Яблоня Сиверса имеет для ученых не только историческое, но и биологическое значение. Структура ДНК этого вида особенно сильна и несет гены устойчивости ко многим заболеваниям, а также к экстремальным температурам, критическим для растений, где обычно погибают обычные фруктовые деревья. Яблоня Сиверса выдерживает сильные морозы и продолжительную жару. Такая устойчивость обусловлена тем, что эти яблони растут на разной высоте в разных частях ущелий, поэтому среди них были экземпляры, привыкшие к разным условиям, а также очень силен перепад температур в Казахстане.
Кстати, способность этих яблонь противостоять морозу и жаре и их живучесть описал Иоганн Сиверс. Он также отметил невероятно сильные и длинные корни этих яблонь, глубоко проникающие в почву. Профессор Барри Джуниор отмечает, что естественный ареал яблока как фрукта формировался естественным, а не искусственным образом, на протяжении миллионов лет в горах Алатау.
С тех пор, как люди одомашнили лошадей (по мнению ученых, в Казахстане это произошло впервые), семена этих плодов стали распространяться по миру.Известен и маршрут торговцев, ненароком распространявших благородную породу с помощью лошадей: через эти края проходил Великий шелковый путь.Активное распространение яблок происходило и в период завоеваний, благодаря чему семена фрукта попали в Европу.
Кстати, кроме лошадей семена переносили и медведи, которые ели дикие яблоки. Также, по мнению ученых, дикая яблоня может распространяться за пределы каньона не только через семена, но и через почву — она научилась отпочковываться от корней. Яблони высотой до нескольких метров. К сожалению, несмотря на то, что яблоня Сиверса пережила динозавров, противостоять современному человеку ей очень сложно. По данным казахстанских экологов, за последние два века огромные яблоневые леса на склонах гор сократились в несколько раз.
Угроза существованию яблони Сиверса поднималась международными экспертами в конце прошлого века, в том числе многими видными учеными, признававшими важность родословной яблони как ценнейшего биоматериала. Вскоре после этого был создан Международный фонд сохранения яблонь Сиверса. Студенты Каспийского университета (Caspian University) из США позаботились о деревьях. Они чипировали яблони Сиверса, растущие в одном из ущелий Алатау, для постоянного контроля за уникальными деревьями.
Если какая-либо из яблонь находится в плохом состоянии, то студенты Каспийского университета могут немедленно получить эту информацию и смогут быстро помочь дереву, устранив какую-либо причину. Учитывая возраст яблони Сиверса, казахстанский Алатау в каком-то смысле можно назвать «райским местом», ведь местные яблоки не могут не ассоциироваться с библейским сюжетом. На самом деле у тюркских народов, в том числе у казахов, яблоня и ее плоды издревле занимали особое и весьма почитаемое место, как святыня.
У тюрков плод яблока связывался с семьей и рождением детей. Яблоки дарили молодоженам с желанием иметь много детей, и существовала традиция дарить молодым людям две половинки яблока в знак единения на свадьбе. Каждый должен был съесть свою половину, не оставив части, причем жених и невеста должны были сделать это одновременно. Если женщина забеременела весной, ей советовали подержать ветку цветущей яблони — говорили, что это сулит легкие роды и рождение здорового ребенка. А перед родами будущая мама клала под подушку яблоко. Срубить плодоносящее дерево у тюрков считалось большим кощунством, так как плодоносящее дерево издревле высоко почиталось и считалось залогом благополучия и процветания.
Керимсал Жубатканов