[:ru]
Современные казахи теряют свою культурную идентичность. Такое мнение высказала в интервью NUR.KZ председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова. Так, струны для домбры делаются из лески, торсыки стали сувенирной продукцией, а вышивка по коже утеряна полностью.
Одно из самых развитых ремесел, по словам Айжан Беккуловой, это изготовление домбры. Объявленный национальный праздник только усилил позиции музыкального инструмента во всех регионах страны и таким образом вытеснил часть других казахских музыкальных инструментов.
«Правда, сейчас домбры несколько видоизменены: все делают струны из лески, в то время как на традиционной домбре натягивались струны из кишок. И звучание домбры было совершенно другим. Мы сейчас слышим только одно звучание – иных струн, оно достаточно громкое.
Необходимо возрождать как само изготовление струн из кишок, так и концерты на особой домбре. Изготовление музыкальных инструментов развито повсеместно на достаточно серьезном уровне.
Существуют целые школы, которые изготавливают не просто сувенирную продукцию, а делают серьезные инструменты с хорошим звучанием.
Наша следующая задача – восстановление изготовления струн из кишок с тем, чтобы мы услышали подлинное звучание домбры», — считает председатель союза ремесленников.
Также в Казахстане широко распространены ювелирные украшения, причем казахи считаются сильными ювелирами.
«У казахов говорят: пока жива хотя бы одна женщина, ювелир никогда не останется без работы», — смеется Беккулова.
Мужчины предпочитают обработанную серебром камчу, комплекты конского снаряжения, женщины – браслеты и кольца. Причем большинство ювелиров нацелены на запад Казахстана – Мангистау, Атырау, в связи с большим покупательским спросом. Оттого и цены на товар выше, по сравнению с остальными регионами.
В числе тех ремесел, к которым в последнее время проявляется большой интерес, Айжан Беккулова называет изготовление астау для подачи мяса на стол.
Сегодня во всех регионах страны разные мастера специализируются именно на этом производстве: можно найти абсолютно разные — с вырезанными головками животными, красиво украшенными орнаментами.
А вот казахскую национальную одежду нужно выносить в особый ранг, подчеркивает председатель Союза ремесленников.
«Казахстан — одна из тех немногих стран, где национальную одежду в основном носят в редких случаях или же по каким-то национальным праздникам, типа Наурыз. Причем часто люди одеваются не в казахскую одежду, а в ту, что привезли из Кыргызстана и Китая.
Вообще ниша национального современного костюма свободна. И самое время задуматься всем дизайнерам и любителям о том, чтобы тема костюма не просто поднималась, но и претворялась в жизнь.
Я сейчас выступаю членом жюри национального конкурса дизайнеров «ALTYN OIMAQ». 187 человек подали заявки, и среди них есть очень интересные работы.
Многие люди говорят, что, если бы на рынке были доступные по цене и интересные по дизайну костюмы, то они с удовольствием бы носили этнический стиль.
Люди хотят что-то ноское, не театрализованный чапан – не бархат и велюр. Конкурс своевременный, это хороший толчок, возможность для дизайнеров и модельеров подумать и сделать что-то необычное, не похожее на то, что предлагалось до сих пор», — высказывает свою позицию Айжан Беккулова.
Ремесло в Казахстане востребовано, у жителей страны появился большой интерес к изделиям народного творчества, выполненных вручную. В число национальных брендов ремесленница считает, что необходимо внести торсыки.
«Теряя какие-то ремесленные изделия, мы теряем философию нашей жизни. Торсык, где мы хранили раньше кумыс, – это не просто сувенирная продукция. Сейчас разливают кумыс в пластиковые бутылки и пластиковые стаканы. Мы не можем наслаждаться настоящим вкусом, все делается на ходу.
Хотя сам кумыс требует неторопливое время потребления, это время, отведенное философским неторопливым беседам, обсуждению дел, как чайная церемония у китайцев. Тут для наших мастеров достаточно работы, чтобы делать хорошую продукцию, чтобы наши жители наслаждались кумысом и шубатом из красивых деревянных резных тостағанов (чаша – прим. автора)», — мечтает председатель союза ремесленников.
Ремесленникам необходима поддержка государства, считает Айжан Беккулова. Тогда многие ремесла будут спасены и возрождены.
«Юртовый, номадический войлок — самый серьезный и самый сложный в изготовлении, потому что требует громадных физических усилий, хорошей подготовки и обязательно коллективного труда. Подготовить шерсть для большого размера войлока требуется длительный период.
Мало у кого есть станки по переработке шерсти. Я думаю, что государство должно поддержать мастеров в приобретении оборудования для изготовления, переработки шерсти, очистки, расчесывания, валяния. Юрту мы внесли в список нематериально-культурного наследия, мы должны отчитываться перед миром за ее поддержку.
Юрта сейчас практически не производится, то, что делается в Костанае, Усть-Каменогорске, это все аналоги, скорые варианты, как правило, из фанеры. Того дерева, из которого делались юрты, этой древесины нет», — считает Айжан Беккулова.
Часть искусств, которыми славились казахи, утеряны.
«К сожалению, мы утеряли искусство обработки тончайшей кожи и замши, которыми так славились казахи в прошлом. Тонко выделанная замша и кожа были экспортной статьей на Великом Шелковом пути. Турецкое производство дубленок пошло после перекочевки казахов в Турцию.
У меня есть один замшевый мужской халат с тончайшей вышивкой, которую мы утеряли. Я бы очень хотела восстановить эту технику, она может быть нашим казахстанским брендом», — рассказывает член жюри национального конкурса дизайнеров.
В числе утерянных техник и предметов – мужской шетпен из тонко спряденной верблюжьей пряжи, его можно встретить только в музеях.
Вышивку «біз кесте» благодаря стараниям Союза ремесленников Казахстана удалось спасти.
«Сравнительно недавно мы говорили о том, что вышивка «біз кесте» находилась под угрозой вымирания, исчезновения. Если бы не оралманы… из Казахстана 1-2 человек может когда-то и практиковали.
Союз провел большое количество тренингов по Казахстану, связанных с обучением этой технике. Эта техника не спасена до конца, но во многих регионах есть последователи, мастера, которые вышивают«, — делится Айжан Беккулова.
Председатель Союза ремесленников обеспокоена тем, что многие мастера уходят из жизни и не имеют последователей, которые бы переняли технику, сняли на видео, запомнили какие-то секреты.
Автор: Анар Базмухаметова
[:]