АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Казахи намерены развивать туризм

Помимо традиционного, туризм бывает горнолыжным, лечебно-оздоровительным, экологическим и даже этнографическим. По мнению экспертов, Казахстан имеет возможность развивать все эти направления. Для этого у нас есть все: лесистые горы для лыж и сноубордов, пустыни для сафари, прерии для верховой езды, озера для рыболовства, реки для рафтинга, и, конечно же, Каспий. Мы можем похвастать каньонами, подобными тем, что в Северной Америке, а так же природными заповедниками и древними историческими памятниками.

Я беседую о перспективах развития въездного туризма с членом правления Ассоциации туроператоров Центральной Азии Родионом Пак.

— В этом году я отдыхал в Грузии. Там древние исторические памятники на каждом шагу. Действительно есть, чем привлечь туристов.

— Поверьте, у нас их не меньше. В Казахстане по официальным данным  27 тысяч древних памятников. А казахстанский участок Великого Шелкового пути представляет собой уникальный комплекс памятников истории, археологии, архитектуры, градостроительства и монументального искусства. Отрар, Тараз, Сайрам, Туркестан, Баласагун и многие другие города в свое время были не просто торговыми городами, но и центрами науки и культуры. Все это при правильном подходе непременно будет способствовать эффективному развитию культурно-познавательного туризма.  Однако успех здесь зависит от многих факторов. Помимо финансирования, немаловажный момент – создание рекламно-информационных материалов. Увы, но сегодня приходится признать слабость инфраструктуры, малочисленность отелей и кемпингов вблизи туристических объектов, плохое качество подъездных дорог. Отсюда и низкая конкурентоспособность.

— И что же нам со всем этим делать?

— Не стоит отчаиваться. Поскольку в настоящее время предпринимается целый комплекс мер, направленный на улучшение ситуации.

— Как вы представляете развитие лечебно-оздоровительного туризма?

— Мы обладаем уникальными природно-минеральными и климатическими ресурсами, для того, чтобы его успешно развивать. Реанимация санаторно-курортных учреждений в стране началась еще в 1999 году. Но ее темпы оставляли желать лучшего. Однако теперь ситуация выглядит по-другому. Развитие лечебно-оздоровительного туризма обеспечивает экономическую стабильность и прибыльность всего туристическо-рекреационного комплекса, сохранению и рациональному использованию ценных природных лечебных ресурсов.

— Туристическая инфраструктура расширяется. А вместе с ней должно улучшаться качество сервиса. Для этого в отрасли должны работать профессионалы. Как обстоят дела с кадрами?

— Сегодня, конечно же, их недостаточно. Если мне не изменяет память, то туристическая отрасль в ближайшие пять лет потребует около 21 тысячи специалистов. Но вакантные места будут заполняться за счет создания в стране четырех высших гостиничных школ (ESHA). Эта программа реализуется совместно с Европейским союзом. Сегодня специалистов туристической отрасли готовят 77 учебных заведений, в которых обучается более 16,5 тысяч человек.

— А как на счет горнолыжного туризма? Сможем мы конкурировать с Куршевелем?

— Развитие этого вида туризма для Казахстана имеет очень высокую актуальность. Горнолыжный туризм может в отдельных регионах стать основой социально-экономического развития. Уникальные природные условия, которыми мы обладаем, позволяют создать крупные современные  горнолыжные комплексы, не уступающие по уровню комфорта и сервиса тому же Куршевелю или Кортина д’Ампеццо. После модернизации Шымбулака (его развитие входит в госпрограмму ФИИР), проведенной к Азиаде, его трассы соответствуют всем мировым стандартам. В дальнейшем планируется протянуть горнолыжные трассы до ледника Карлытау. После этого протяженность Шымбулакских трасс увеличится с 7 до 100 километров и сравняется с ведущими мировыми курортами. Одним из важных моментов создания инфраструктуры является установка новой системы канатных дорого от ведущих мировых производителей. Эта система отличается высокой скоростью и комфортабельностью кресел. Будут построены современные рестораны, коммерческие зоны, паркинг. А сезон катания увеличится на два месяца.

— Все это за счет государственного бюджета?

— Не совсем. К проекту был привлечен заем, за счет средств которого уже построена уникальная гондольная дорога протяженностью 4750 метров и пропускной способностью две тысячи пассажиров в час. Кстати, она входит в тройку самых протяженных подобных строений в мире. Эта трасса способствовала значительному уменьшению загрязнений окружающей среды и воздуха на особо охраняемой природной территории.

В предгорьях Алматы для развития горнолыжного туризма выделено 40 тысяч гектаров. Но кроме них так же реализуются такие проекты, как строительство горнолыжной базы «Каскасу» в Южно-Казахстанской области и горнолыжной базы «Коксай» в Жамбылской облсти. Эта будущая курортная зона расположена в 70 километрах от Тараза, а проект ее создания оценивается в 2 миллиарда 68 миллионов тенге.

Помимо этого в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища будет создан международный туристический центр «Жана Иле». В его строительстве примут участие известные американские и малазийские компании, создавшие не одну курортную. Зону с мировым именем. А еще в Мангистауской области будет возведен международный комплекс «Кендерли» на берегу Каспия.

— Развитие курортной зоны Боровое входит в программу ФИИР?

— Безусловно. Такой уникальный природный комплекс не мог остаться в стороне. Планируется строительство туристического развлекательного комплекса в границах специальной экономической зоны. Основная идея создания центра – комплексное развитие современной инфраструктуры туризма, привлечение инвестиций в строительство, обеспечение роста инновационной деятельности. Это позволит обеспечить прием около 220 тысяч отдыхающих в год. Там же будут созданы условия для развития малого и среднего бизнеса. Во-первых, это оказание услуг в области оздоровления, развлечения, организации питания, предоставления гостиничных, экскурсионных, информационных, транспортных услуг. При этом будет использоваться экологически чистый транспорт. В том числе и малая авиация. Во-вторых, оказание услуг в области культурно-познавательного, экологического, делового, спортивного и других видов туризма. В третьих, местные жители смогут производить и продавать разнообразную сувенирную продукцию.

Сейчас разработан план, в соответствии с которым реализация этого проекта будет проходить в семь этапов до 2021 года. Для этого создана специальная экономическая зона площадью в 370 гектаров. Главная цель – формирование и развитие высокоэффективной туристической инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата и решение социальных проблем. В регионе появятся более 23 тысяч рабочих мест.

Туристический кластер будет создан вдоль международного автомобильного коридора Западная Европа – Западный Китай – крупнейшего транспортного проекта, реализуемого по Программе форсированного индустриально-инновационного развития. Его формирование будет осуществляться по территориям Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областей со строительством объектов придорожной инфраструктуры трех категорий, что будет способствовать развитию автотуризма.

— Что это за категории?

— Категория «А» — туристический центр, в который входят мотель, бюро туристического обслуживания с информационным центром, маршруты и места отдыха и развлечений, ресторан или кафе, магазины, туалеты, заправочные станции, стоянки для грузовых автомобилей, авторемонтные мастерские, шиномонтажки и т.д.

Категория «В» — центры отдыха с туристическими информационными пунктами, ресторанами и кафе, магазинами, туалетами, заправочными станциями, стоянками для грузовиков и пунктами автосервиса.

Категория «С» — центры обслуживания с магазинами, туалетами, заправочными станциями и стоянками для грузовых автомобилей.

Строительство этих объектов будет осуществляться в соответствии с типовыми проектами. К 2015 году будет обеспечено строительство 24 объектов придорожной инфраструктуры. Но для полноценного функционирования транспортного коридора необходимо строительство как минимум 58 объектов придорожного сервиса категории «В» через каждые 90 – 120 километров. Объекты категории «С» должны находиться друг от друга на расстоянии 50 километров.  Объекты категории «А» будут располагаться возле крупных туристических объектов.

Эдуард СОН

Алматы