Аудитория Асмы Калыбековой торжественно открыта в ЮКГУ им. М. Ауэзова. Единственная женщина-академик в Южно-Казахстанской области стала родоначальником кафедры общей педагогики и этнопедагогики крупнейшего вуза страны, будучи абсолютно уверенной в необходимости внедрения в воспитательный процесс накопленной веками народной мудрости.
Сегодня актуальность возрождения и использования идей народной педагогики казахов в воспитании подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнения. Асма Калыбекова начала заниматься изучением традиций и обрядов казахского народа еще в 70-х годах прошлого столетия. Выпускница Костромского государственного педагогического института им. Н. Некрасова, чье детство и отрочество прошло в России, в то время практически не знала родной язык и была далека от осознания традиций своего народа. Изучать глубоко язык и в полной мере познавать значение тысячелетиями выработанной народной мудрости она смогла после того, как по распределению в 1969 году приехала на работу в Шымкент.
Педагог по диплому и по призванию навсегда связала свою жизнь и судьбу с Южным Казахстаном. В ее трудовой книжке, по сути дела, только одна запись о приеме на работу. Все остальные касаются ее профессионального и карьерного роста, реорганизации вуза и многочисленных наград и поощрений. Здесь она не просто выучила казахский язык, написала на нем ни один десяток трудов, но и погрузилась в процесс изучения культурных и духовных традиций. Асма Ахметовна изначально была убеждена, что в условиях роста национального самосознания возникает необходимость более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, его национальной культурой, обычаями и традициями. Она и сейчас не устает повторять, что формирование культуры межнационального общения не происходит стихийно. Необходима социально организованная совместная деятельность Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных центров, департаментов образования и внутренней политики, семьи, дошкольных учреждений, школ и вузов. А разработка специального ку
рса позволяет предложить студентам углубленное изучение основ воспитания толерантности у детей и подростков.
При кафедре был открыт научно-исследовательский институт гуманитаризации образования и воспитания, налажен контакт с базовыми школами в Шымкенте и районах Южно-Казахстанской области. В них студенты проходят непрерывную педагогическую практику, организуются выездные заседания и семинары кафедры, проводятся опытно-экспериментальные работы, внедряются новейшие идеи и разработки профессорско-преподавательского состава. Многие ведущие преподаватели кафедры, доктора и кандидаты наук – научные консультанты общеобразовательных школ и экспериментальных площадок. Факультет постоянно работает над вопросом воспитания в молодежи уважения к другим национальностям. Своими методиками ученые делятся с директорами школ. Те, в свою очередь, рассказывают, как им на практике удается прививать детям межнациональную толерантность. Методические пособия, подготовленные на основе взаимного опыта, стали основой для работы педагогов не только южноказахстанских школ.
– Дети изначально интернациональны, – говорит директор шымкентской школы № 45 Роза Пак. – Межнациональная толерантность, то есть терпимость, – это не синоним «равнодушия», а искреннее и благожелательное восприятие представителей других национальностей с их языком, традициями и культурой. Детям надо помочь еще больше узнать об истории народов, к которым они принадлежат. Асму Калыбекову в этом плане можно назвать сподвижницей, на десятилетия вперед четко спрогнозировавшей парадигму основных составляющих воспитательного процесса в семье и школе.
Доктор педагогических наук, академик, профессор Асма Калыбекова заведовала кафедрой общей педагогики и этнопедагогики с 1998 по 2011 год. 11 лет она возглавляла диссертационный совет ЮКГУ им. М. Ауэзова. Под ее руководством подготовили и успешно защитили диссертации 5 докторов педагогических наук, 34 кандидата педагогических наук, 22 магистра педагогических наук. Закономерным итогом деятельности стала подготовка и издание ряда книг. Особое место среди них занимают «Народная мудрость казахов о воспитании» и «Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов», ставшие в определенном смысле визитной карточкой страны. Они оказались настолько популярны и востребованы, что изданы на русском, казахском и английском языках. На большом теоретическом материале показаны непреходящее значение народных казахских традиций в воспитательном процессе и их роль в формировании нравственных качеств личности. Особо подчеркивается роль казахской семьи и семейных традиций в воспитании детей. Автор обращается ко всем, кто хочет больше узнать о казахах, и их обычаях.
– Такая книга должна быть в каждой казахстанской семье, – отметил председатель областного грузинского национального культурного центра Заал Бочорошвили, выступая на презентации аудитории Асмы Калыбековой. – По масштабу и значимости книгу можно сравнить с «Витязем в тигровой шкуре», эту книгу непременно дарят каждой грузинской девушке, выходящей замуж. Думаю, недалек тот день, когда подобная традиция появится и в Казахстане.
В таких книгах воплощен титанический труд Асмы Калыбековой, который, с одной стороны, строго научный, с другой – невероятно увлекательный и полезный. Ничего более мудрого и здравого, чем национальные обряды, человечество не изобрело. И если в семье нет бабушки, которая точно знает, каким должен быть тот или иной национальный обряд, то кто поможет в его проведении, кто научит детей и даст совет? Для себя я нашел ответы на все эти вопросы, познакомившись с книгами Асмы Калыбековой, которые по праву можно считать незаменимым пособием по семейному воспитанию.
Не каждый школьник, да и взрослый, понимает сегодня роль и значение фольклора. Между тем в самых разных формах и жанрах народного творчества проявляется национальная особенность, и, если забудутся пословицы, поговорки, жырау, сказки и песни, утратится духовная связь поколений. Автор рассказывает об этом достаточно убедительно. Асма Калыбекова убеждена, что понятие поликультурной личности сложно и многоаспектно. Оно включает в себя множество компонентов, критериев, параметров, целую систему личностных качеств. Воспитание такого индивида требует от педагогов высокого профессионально-личностного уровня развития, знания основ общечеловеческих ценностей мировой и национальной культуры, совокупности профессионально-педагогических компетенций. Однако реализация этой сложной задачи – жизненная необходимость.
– Сегодня очаги межнациональных конфликтов стали мировой проблемой, – говорит Асма Калыбекова. – К счастью, Казахстан избежал этой участи. Мы должны и следующие поколения воспитывать по трем принципам, о которых говорит наш Президент, – мир, согласие, созидательный труд. Я была участником нескольких сессий Ассамблеи народа Казахстана и видела, как непрерывно и последовательно развивался этот уникальный институт межнационального и межконфессионального согласия. Своеобразным итогом целостной программы действий государства и общества по всему комплексу межэтнических и межконфессиональных отношений стала Доктрина национального единства Казахстана.
Основой нашего единства и прогресса Глава государства назвал сбалансированную языковую политику. На юге организована и не первый год проводится работа по изучению государственного языка. Уже с детского сада дети говорят на казахском языке, а группы комплектуются из детей самых разных национальностей. Следующим этапом становится школа. И если, как в гимназии им. Ю. Сареми Сайрамского района, основой обучения стало полиязычие, школьники успешно осваивают сразу несколько языков. Это помогает не только в общении, но и в усвоении новых знаний. Общеизвестно, что именно знание языка лежит в основе взаимопонимания и толерантности между людьми, началом для которых послужит знание казахского языка представителями всех этносов.
Асма Калыбекова продолжает работать и сегодня, на практике доказывая, что воспитание должно стать важнейшей составной частью реформы школы, которая пока ограничивается главным образом образовательным процессом – новыми программами, учебниками и технологиями преподавания. Все традиции и обычаи, мудрость казахского народа имеют большой воспитательный смысл. Казахи всегда учили уважать старших, старики передавали молодым весь накопленный годами опыт. Все это не утратило актуальности и в наши дни.
Любовь ДОБРОТА,
Шымкент
Источник: z001.kz