Чем живет казахская школа в американском Техасе? Кто стал инициатором ее открытия? Как сохраняют свои язык, культуру и национальные обычая казахи за рубежом? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этом материале.
Это казахская школа в далеком от Казахстана Хьюстоне стала первой в США. Школа была основана еще в октябре 2012 года, но ее торжественное открытие отложили до 16 декабря, чтобы приурочить ко Дню независимости Казахстана. Популярность учебного заведения сразу же стала набирать обороты. Еще бы, ведь занятия здесь проводятся только на казахском языке. Родители учеников зачастую согласны везти своих чад на учебу из самых дальних уголков не только города, но и штата. Многие приезжают из других городов, чтобы провести в школе весь воскресный день. Школу посещают дети не только эмигрантов, но и тех, кто проживает в Техасе временно. Пока дети учат казахский язык и литературу, берут уроки домбры или народных танцев, родители проводят время, общаясь за бесконечными чашками горячего чая, в чисто казахских традициях. Кстати, многие бывшие соотечественники жалуются, что в Хьюстоне практически невозможно найти привычный горячий чай – здесь его подают только со льдом, в больших пластиковых стаканах. Поэтому бывшие казахстанцы быстро отвыкают от национального напитка. В этой же школе есть возможность вновь прикоснуться к традиционной казахской чайной церемонии по всем правилам – чайники, молочник, пиалы и длинные разговоры по душам и о насущном. Кстати, по восточной традиции мужчины и женщины чаевничают отдельно друг от друга.
Кстати, на вид школа совершенно ничем не примечательная – никаких специальных архитектурных или декоративных решений в национальном стиле не наблюдается – обычное двухэтажное здание. Школа была учреждена несколькими казахскими семьями, выходцами из Монголии, при поддержке казахской ассоциации в США «Шанырак». Это не коммерческое заведение, точнее, не чисто коммерческое. Плата за учебу символическая – 100 долларов за семестр. Как утверждают учредители, их главная задача – не дать казахским детям забыть о собственных корнях. Как уже говорилось ранее, для родителей это также прекрасная возможность собраться вместе и обсудить актуальные для них темы. Кстати, в символическую плату входит стоимость еды, учебников и еженедельная аренда помещения. Учителя трудятся на собственном энтузиазме. В школе говорят, что просили поддержки от приезжавших к ним представителей казахстанского посольства, хотя бы в виде нескольких учебников из Казахстана, но ответа не получили.
Школа состоит из двух групп: «Балапан» — для детей 3-6 лет и «Тулпар» — для учеников 7-12 лет.
Здесь учатся казахи разного происхождения – из непосредственно самого Казахстана, Монголии, Китая и других стран. История переезда у каждого своя — есть казахи, работающие в США по контракту, есть мигранты. Как правило, «иностранные казахи» не очень любят рассказывать про обстоятельства, при которых их предки покинули родину. В основном, конечно, переезд, а точнее побег, был связан с голодомором или репрессиями 37-39 годов.
Они до сих пор свято и даже фанатично хранят свою национальную идентичность, культуру, язык и традиции, понятие родины для них сейчас больше духовное, чем географическое. «Монгольские» и «китайские» казахи признаются, что дома пытались по привычке говорить на языке страны проживания, но родители их одергивали, чтобы говорили по-казахски. И были правы. Теперь такие же требования наши герои предъявляют и собственным детям. Для этого и была учреждена данная, уникальная в своем роде, школа. Кстати учредители не исключают, что в скором времени интерес к их школе проявят и американцы, а школа со временем расширится и станет обычной, а не воскресной.
Согласно данным Всемирной ассоциации казахов, за пределами Казахстана в 43 странах мира проживают более пяти миллионов этнических казахов. По разным причинам, не имея возможности вернуться на историческую родину, зарубежные казахи» стараются всеми силами сохранить родную культуру и родной язык, однако с каждым днем делать это все труднее и труднее. Одна их крупнейших казахских диаспор находится в Узбекистане – от 1,5 до 2 миллионов человек.
На территории республики действует 540 казахских школ, которые посещают порядка 300 тысяч человек. Главное сложностью в получении казахскоязычного образования здесь заключается в разности алфавитов – Узбекистан еще 20 лет назад перешел на латиницу, в то время, как казахские учебники и все учебные пособия напечатаны на кириллице.
Для получения высшего и профессионального образования на казахском языке в Нукусском государственном университете, Ташкентском, Навоийском, Ангренском и Гулистанском педагогических институтах созданы кафедры казахского языка и литературы. Преподавание на казахском языке также организовано и в других учебных заведениях. в Ташкенте работает Казахский драматический театр, который по праву считается очагом казахской культуры в Узбекистане. Кроме этого, в Каракалпакстане функционирует республиканский казахский театр, в Мирзачуле и Навоийской области открыты музыкально-драматические театры. Действуют национальные, фольклорные, молодежные и эстрадные ансамбли. Выходит в свет республиканская государственная газета на казахском языке «Нурлы жол», республиканское радио и телевидение регулярно транслируют передачи на казахском языке.
В Китае казахи составляют одно из крупнейших национальных меньшинств. На территории Поднебесной проживает, по разным данным, от 1,3 до 1,4 миллиона казахов. Согласно исследованию группы ученых института литературы и искусства им. Ауэзова, китайские казахи имеют возможность учиться в своих национальных школах. Издается более пятидесяти газет и журналов на казахском языке, вещают три казахских телеканала и радио, есть спецгруппы и факультеты в вузах, центры по переводу и так далее. Вопросами развития и поддержки малых народов занимается государственный комитет по национальным вопросам, имеющий свои структурные подразделения на всех уровнях, а также различные государственные и общественные институты изучения национальных культур.
Гораздо тяжелее условия для сохранения языка и культурных традиций у российских казахов. В соседней Российской Федерации проживает около 800 тысяч человек. Этническая группа казахов России многочисленна, отличается компактностью проживания, консолидирована, менее подвержена процессам ассимиляции. Однако проблема изучения родного языка стоит остро. Школ с преподаванием казахского языка немного, и даже в них он преподается обычно факультативно. Проблема имеется в подготовке преподавателей, а также обеспечения учебной и методической литературой на казахском языке. Однако изучать язык можно в воскресных школах и при желании есть возможность научиться игре на музыкальных инструментах. Различные организации проводят национальные праздники, встречи, семейные торжества на родном языке. Для молодежи хороший источник, из которого черпаются знания об исторической родине, – это фестивали в Казахстане и России, гастроли театров и многое другое. На казахском языке выходят только три газеты.
Также крупные казахские диаспоры проживают в Монголии, Афганистане, Иране, Турции и других странах. На основании личного общения с «иностранными» казахами они единодушно желают сохранить вой язык и культуру, чтобы передать по наследству детям и внукам, но по ряду причин делать это им все сложнее. Необходима разного рода поддержка от правительства Казахстана, но ее, увы, нет, либо она недостаточная.