В Алматы состоялось заседание за «круглым столом», на котором были презентованы результаты социологического исследования «Казахские интернет-СМИ общественно-политической направленности: текущее состояние, проблемы и тенденции развития». Оно было проведено Общественным фондом «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» при поддержке Фонда Ф. Эберта в Казахстане.
Разделенность казахстанского информационного пространства на два сегмента – русскоязычный и казахскоязычный – является данностью, которая обусловливает его некоторые специфические особенности. В частности, вторичное до некоторых пор положение казахскоязычного сегмента отечественного Интернета.
Однако в последние годы стала проявляться тенденция к бурному развитию этого сегмента, которое выразилось в заметном росте количества сайтов на казахском языке, специализирующихся на общественно-политической тематике.
Однако, как указывают авторы исследования, при этом оставалось не совсем понятным, как это отразилось на их роли в информационной жизни: есть ли у них своя аудитория, каков уровень спроса на их контент, насколько они влиятельны в политическом и идеологическом отношениях?
Есть и другая сторона этой проблемы. В связи с актуализацией националистической риторики возникает вопрос о взаимосвязи между казахскими интернет-СМИ и распространением идеологии национализма в обществе. В этом плане большой интерес представляет идеологическая направленность казахских сайтов.
Существует еще один аспект, который обусловлен активизацией роли государства в сфере интернет-СМИ. В этой связи важно оценить, каким образом государственная поддержка сказывается на развитии данного сегмента? Решаются ли ключевые его проблемы и может ли государство быть эффективным менеджером в сфере интернет-медиа?
Для анализа всех этих направлений были проведены экспертные интервью, в качестве субъектов которых выступили редакторы казахских сайтов, журналисты и общественные деятели.
Как самостоятельный сегмент, казахскоязычный интернет начал формироваться только в 2009-10 годах. С тех пор он демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. По данным специалистов ОФ «ЦСПИ «Стратегия», если в 2009 году в Сети действовало всего шесть казахскоязычных сайтов общественно-политической направленности (интернет-сайты и сайты печатных изданий), то на данный момент их больше 30. И это без учета региональных сайтов и новостных агрегаторов.
По данным сервиса интернет-статистики zero.kz, топ-5 казахских общественно-политических сайтов выглядит следующим образом:
abai.kz – 88 место (5700);
alashainasy.kz – 122 место (3900);
egemen.kz – 128 (3630);
ult.kz – 159 (2350);
masa.kz – 182 (1960).
Для сравнения: согласно данным, представленным в докладе Алии Сембай в сборнике «Интернет в Казахстане», число пользователей abai.kz в 2010 году составляло 500 человек в сутки. А сейчас этот показатель составляет в среднем пять-шесть тысяч человек. Все эти данные являются свидетельством того факта, что казахскоязычный сегмент Интернета переживает бурный подъем.
В то же самое время этот количественный рост подкрепляется и качественными показателями. Анализ показывает, во-первых, стремление сегмента к самоорганизации и институционализации. Например, в этом году была проведена первая конференция редакторов казахских сайтов, по результатам которой был создан Клуб редакторов казахских сайтов.
Во-вторых, стали форматироваться сайты, ориентированные сугубо на бизнес-цели. По словам экспертов, если раньше все сайты на казахском языке считались дотационными, то сейчас начали появляться бизнес-проекты.
В-третьих, в процессе создания и строительства сайтов на казахском языке стала проявляться тенденция к профессионализации. Это выражается в том, что появились программисты, IT-специалисты, которые оказывают профессиональные услуги в сфере создания и строительства сайтов на казахском языке.
Как показывают данные исследования, основная аудитория казахских интернет-СМИ составляют казахскоязычные пользователи от 25 до 40 лет, живущие в южных и западных регионах страны. По профессиональному статусу – это представители сферы интеллектуального труда – журналисты, госслужащие, работники сферы образования.
Однако многие эксперты отмечают, что аудитория данного сегмента пока еще не сформировалась до конца. В силу этого она легко меняет свои информационные предпочтения и сильно подвержена фактору сезонности. Показателен следующий пример: по данным зеро.кз, в середине текущего года ult.kz находился на первом месте и имел аудиторию в пять тыс. человек, сейчас она уменьшилась в два раза. Другой сайт – Abai.kz также то увеличивает свою аудиторию до семи тыс., то теряет ее до пяти тыс. просмотров в день.
Несмотря на свою относительную малочисленность, костяк пользователей у этих сайтов сложился. Это – наиболее политизированная часть казахскоязычной части общества, на вкусы которых ориентируются редакторы сайтов. В качестве отличительной черты данной группы эксперты отмечают радикальность в суждениях, эмоциональное восприятие происходящего и симпатия к националистическим силам общества.
Относительно дальнейшего расширения аудитории казахских сайтов существуют два противоположных мнения. Одни придерживаются мнения, что данный сегмент достиг «потолка» с точки зрения охвата аудитории и увеличение количества пользователей в нынешних условиях маловероятно. Косвенно этот тезис подтверждается данными контент-анализа, согласно которым в течение 2012 года пользовательский интерес к материалам казахских сайтов стабильно снижался.
Один из видных общественных и политических деятелей в этой связи отметил, что казахские сайты значительно потеряли свой первоначальный заряд, интересных материалов становится все меньше, нет тематического роста, поэтому он все реже и реже обращается к казахскоязычным сайтам. Поэтому, заключает эксперт, чтобы расширить свою аудиторию, казахским сайтам необходимо выйти на новый качественный уровень развития.
Иного мнения придерживаются редактора и координаторы сайтов, по оценкам которых их аудитория медленно, но верно увеличивается. Более того ожидается взрывной рост числа пользователей, так как в скором времени заявит о себе молодое поколение, которое будет подстраивать под себя весь рынок информационных услуг. Также расширение аудитории связывается с интернетизацией сельских местностей, где доля казахскоязычного населения достигает 90%.
Теперь что касается уровня общественно-политического влияния сайтов. Если делать сравнение с несколькими годами ранее, то очевидно, что казахские интернет-сайты увеличили свою роль в информационной жизни, что, соответственно, повышает их общественный и политический вес.
Наиболее оптимистичные оценки по данному поводу высказывают редакторы сайтов. Казахские интернет-СМИ, по их мнению, предлагают более независимый взгляд на ситуацию в стране и, в отличие от традиционных СМИ, они более принципиальны в отстаивании национальных интересов.
Общественные деятели и журналисты также отмечают возрастание роли казахских интернет-СМИ в политической жизни, однако в качестве показателя их влиятельности приводятся примеры другого уровня, которые, правда, представляются достаточно спорными. Например, это может быть возмущенная реакция акима области на критическую статью в сети о своей деятельности, либо формирование того или иного мнения в случае спорных ситуаций. Показателен пример с инцидентом на борту самолета с участием одного из редакторов казахских журналов. Тогда в русскоязычных и казахскоязычных СМИ сложились совершенно противоположные мнения. Если в первом случае он был выставлен дебоширом, то во втором – борцом за казахский язык.
Важным показателем политического веса СМИ в условиях Казахстана является его использование в качестве инструмента для политической борьбы. По оценкам экспертов, казахскоязычные сайты не являются исключением в этом плане.
Отмечается, что отработка политических заказов и лоббирование интересов определенных групп влияния – это вполне привычная практика для казахских интернет-СМИ. Редакторы сайтов признают, что выполнения политических заказов является одним из важных источников финансирования сайтов. Чаще всего это имиджевые статьи относительно деятельности акима или министра. Бывают факты заказов «черного» PR с конкретной целью – скомпрометировать того или иного политика, общественного деятеля.
Существует экспертное мнение, согласно которому идеологическая направленность казахскоязычных сайтов определяется родовыми или религиозными предпочтениями их редакторов или спонсоров. Если разделение по родовому признаку не очень заметно с точки зрения пользователей, то религиозная направленность того или иного сайта, по мнению экспертов, вполне однозначна. При этом выделяются три группы: салафиты, суфии, гюленисты.
Как считают эксперты, использование религиозными группировками казахских интернет-СМИ несет в себе огромные политические и социальные риски. С такой точкой зрения трудно не согласиться.
В то же время все эксперты единодушно признают националистическую ориентированность казахских сайтов. По словам редакторов, такая ситуация сложилась в результате той объективно сложной социальной ситуации, в которой оказалась казахская часть нашего общества, и побудительным мотивом для журналистов в этом смысле выступает чувство патриотизма и озабоченность положением своего народа.
Правда, при этом есть и другое мнение, согласно которому сама по себе тема национализма – это просто самый ходовой товар на рынке информационных услуг. Чтобы поддерживать интерес к своим сайтам авторы намеренно уделяют большее внимание вопросам нациостроительства, языка, истории. Тем более что на этих направлениях действительно существуют вполне определенные проблемы.
Весьма любопытной представляется роль государства в регулировании этой сферы и возможности использования казахских сайтов для политической и идеологической пропаганды. Как отмечалось в презентационном докладе, подавляющая доля финансовых средств на рынок интернет-СМИ поступает из государственного бюджета. Однако существует проблема коррупции, из-за которой на развитие интернет-СМИ расходуется гораздо меньшие суммы от общего объема запланированных средств.
Еще один момент связан с наметившимся в последнее время усилением мер цензуры со стороны государства. По словам редакторов, получение госзаказа в настоящее время обязывает согласовывать не только направление статей, но и их содержание, что приводит к снижению свободы слова в интернет-СМИ и все больше напоминает приснопамятные времена господства тоталитарной идеологии.
При этом государственный менеджмент в сфере информационной политики оценивается редакторами как неэффективный. Сложилась практика прямого вмешательства в редакционную политику в случае получения госзаказа. За любое отклонение от заданного курса следует реакция со стороны государственных менеджеров в сфере СМИ. И это больше смахивает на банальный институт жесткого кураторства.
Анализ основных тенденций развития сайтов показывает не самые радужные перспективы. Происходит сужение возможностей для расширения аудитории. Не может не беспокоить ориентация сайтов на националистически ориентированную аудиторию. Налицо размывание политико-идеологических предпочтений сайтов и рост сегментации по религиозной направленности. Наблюдается ужесточение государственного контроля без повышения эффективности пропагандистской работы.
Теперь несколько тезисов субъективного порядка. Во-первых, о том, что откровенно огорчает и настораживает. Как это ни странно, но на презентации отсутствовали участники репрезентативной группы. Поскольку это уже не первый случай такого демонстративного игнорирования публичных мероприятий, связанных с анализом их же непосредственной работы, то это вызывает вполне определенные вопросы. И ответы на них будут явно не в пользу основных участников казахскоязычного сегмента Интернета.
Во-вторых, состоявшаяся после презентации результатов исследования дискуссия показала, что, в принципе, будущее казахскоязычного интернета за молодыми. Потому что именно они задавали ее тон. Правда, там тоже были настораживающие моменты. Например, один из выступавших почти открытым тестом дал понять, что русскоязычный сегмент казахстанского интернета обречен, поскольку он не используется, прежде всего, самим оратором. Лично нам такой аргумент представляется, если не спорным, то довольно странным.
В то же время мнения присутствующих кардинально разошлись по поводу контента казахскоязычного интернета. Одни полагают, что в нем должны преобладать проблемы общенационального характера. Другие же склоняются в пользу того, что необходимо больше внимания уделять вопросам регионального и даже местного масштаба. Поскольку, дескать, для жителей казахстанской глубинки они являются более актуальными. Как нам представляется, обе стороны по-своему правы. Все остальное зависит от формата того или иного сайта и умения его творческого коллектива держать руку на пульсе жизни. А она сама все расставит по местам.
И последнее. Заседание за «круглым столом» показало, что казахские интернет-СМИ общественно-политической направленности переживают стадию бурного поступательного развития. Такое положение вещей не может не радовать, поскольку именно это является гарантией того, что наше общество не выпадает из общих тенденций глобализации и процессов формирования информационного общества.
На полях «круглого стола»
Гульмира Илеуова, президент ОФ «ЦСПИ «Стратегия»:
Раскол должен быть преодолен
«Преодоление раскола в информационном пространстве Казахстана я считаю одной из важнейших задач, которая стоит перед исследователями. Есть такое мнение, что в СМИ на казахском языке есть какая-то новая казахская правда, есть дискурс, который недоступен тем, кто не владеет казахским языком. Чем больше мы изучаем эту тему, тем больше я склоняюсь к мнению, что это очередной миф. Есть темы, которые более востребованы казахскоязычными СМИ, а какие-то – менее. Но все это вопросы развития и самих СМИ, и общества, субъективного понимания того, что является актуальным, а что нет. Что касается населения, то на каком бы языке оно не говорило, испытывает и переживает одни и те же проблемы, задается схожими вопросы. Те казахскоязычные СМИ, которые не понимают этого, более того – спекулируют на некоторых темах, ведут общество в никуда.
Парадокс: большая часть казахов проживает в селах, испытывает сложные социальные проблемы, но при этом казахские интернет-СМИ писать на эту тему считают малоинтересным, стыдным, несенсационным. Но ведь чем отличаются русскоязычные СМИ? Да тем, что они не ленятся постоянно писать о нуждах простых людей, об их, может быть, бытовых, но проблемах, потому что именно из этого и состоит их жизнь. А на казахскоязычных сайтах в основном присутствуют идеологические конструкты, которые интересны узкому сегменту людей, в основном политизированной части интеллигенции. Именно поэтому, если сравнить данные о том, что интересует население и что ему предлагают эти сайты, то обнаруживаются значительные расхождения. А обвинять в этом состояние казахского языка, отсутствие государственной поддержки, непоколебимые позиции русского языка – это самые простые способы, чтобы ничего не менять, болтать о том, что нравится, о том, что кое-кому кажется актуальным, а на самом деле таковым не является, и все это не заботясь о социальном эффекте своей работы. Люди попросту не видят себя в этих сайтах, не видят отражение своих проблем, и поэтому сайты эти непопулярны, и коммерчески неинтересны. И вопрос вовсе не в казахском языке и проблемах с его развитием.
По результатам сегодняшнего обсуждения, у меня возникло две гипотезы, которые могут иметь исследовательское значение. Во-первых, сегодня мы говорили об отставании развития казахскоязычного интернет-сегмента от своего русскоязычного аналога. В нашем исследовании отмечалось, что казахские сайты имеют мало визуализации в виде фото, инфографики, роликов и т.п. Вместе с тем, в социальных сетях, в том же Фейсбуке, по моему мнению, ситуация развивается гораздо более динамично, чем в интернет-изданиях. Чего стоят различные темы, которые появляются и в отношении различных событий, и по поводу отдельных политических персон. Так что, могу предположить, что интернет-сегмент на казахском языке именно в сетях будет иметь более творческое и активное развитие.
И вторая гипотеза. По нашим данным мы зафиксировали в этом году значительное падение интереса населения к местным печатным изданиям. Это может быть хорошей новостью для интернет-изданий, которые специализируются на местной, региональной проблематике, поскольку интерес к «своей» информации у населения всегда высок и, как правило, он неудовлетворен. Так что можно считать, что эта ниша свободна».
Мади Алимов, camonitor.com, 6 декабря