АЛТЫНОРДА
Новости

КАЗАХИ. ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ.

images (3)Степень развитости любой цивилизации  измеряется километрами  хороших дорог. В этом отношении перед народом Казахстана стоят масштабные цели. Новые технологии позволяют дорожникам Казахстана вести одновременную укладку  сотен километров дорожного полотна, однако относительно малая плотность населения при огромной территории страны, делают эту работу достаточно сложной. Сложной, но выполнимой.

Для Казахстана, с его уникальной географической расположенностью, строительство дорог имеет жизненно важное, стратегическое значение. Достаточно вспомнить, что во времена СССР через таможенные  посты  Хоргос и Достык, в силу сложившейся на тот момент непростой военно-политической обстановки, проходили на сопредельную с нами  китайскую сторону только дипломатические миссии. Тогда как  в наши дни  таможенные пункты пропуска грузов Хоргос и Достык, расположенные на границе Казахстана с Китаем, дают до двадцати шести миллиардов долларов товарооборота нашим двум странам. А с учетом завершающегося на том же Хоргосе строительства Международного Центра  Приграничного Сотрудничества [МЦПС],  товарооборот  между Китаем и Казахстаном к 2015 году может достигнуть сорока миллиардов долларов. И это для нашей республики очень хорошие показатели.

photo_92788

Поэтому для нас так важно строительство новых автомобильных и железнодорожных магистралей, способных пропускать миллионы тонн транзитных грузов, следующих по маршруту Великого Шелкового пути. Вопрос жизни и смерти.

И это прекрасно понимает лидер нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев.

С другой стороны, в ситуации украинско-российского конфликта и падающих цен на нефть, Казахстан направленно диверсифицирует свою экономику, прибегая к социальной внутренней политике, ориентированной на сокращение в стране безработицы и созданию новых рабочих мест за пределами отечественного нефтяного сектора. Как говориться: «Не нефтью единой».

Исходя из столь веских оснований,  руководством страны была принята программа «Нурлы Кош», предполагающая ввод в эксплуатацию новых сотен километров асфальтированных дорог и железнодорожных путей.

В рамках данной программы для развития экспортных направлений  транзита товаров в западном регионе нашей страны будут реализованы проекты по строительству железнодорожных линий «Боржакты — Ерсай» и паромного комплекса в порту «Курык» в Мангистауской области.

В следующем году они получат финансирование в размере 6,7 млрд. тенге. На строительство паромного комплекса в 2015 году предусмотрено 4,8 млрд. тенге, в 2016 году — 7 млрд. тенге.

Подобные крупные проекты потребуют создания новых рабочих мест. Так, например, на двух проектах – строительстве  автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай» и газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент» было занято до 6300 человек. В следующем году ожидается запуск транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай».

В формате строительства  новых дорог следует рассматривать и недавнюю поездку Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева в Туркменистан и Иран, где он, совместно с президентами  двух стран, Хасаном Рухани и Гурбануглы Бердымухамедовым, забил золотой костыль в только что построенную железнодорожную магистраль «Казахстан-Туркменистан-Иран». Протяженностью более 800 км. По самым оптимистическим прогнозам, новая железнодорожная ветка, ведущая в страны Персидского залива, позволит увеличить транзит товаров  через нашу страну до 40 миллионов тонн в год.

А ведь это тоже один из маршрутов Великого Шелкового пути, существовавшего в древности.

Таким образом, мы констатируем, что Казахстан сегодня не только проявляет заинтересованность в воссоздании Великого Шелкового пути, но и делает все, что в его силах, для реализации этого грандиозного замысла.

Однако и это лишь часть наших планов на ближайшие годы. Крайне важен и другой аспект работы казахстанских дорожников, связанный с привязкой магистральных путей  в направлении «Западный Китай – Западная Европа»,  с дорогами областного и республиканского значения. Что служит в значительной степени укреплению международного сотрудничества и улучшает логистику внутри страны.

Так, в ближайшие годы будут реализованы новые автодорожные проекты «Центр-Юг» (Астана-Караганды-Балхаш-Алматы), «Центр-Восток» (Астана-Павлодар-Актау), «Центр-Запад» (Астана-Аркалык-Торгай-Шалкар-Бейнеу-Актау).

На эти проекты из Национального фонда в следующем году будет выделено 178 млрд. тенге, в 2016 году 143,3 млрд. тенге. Причем их финансирование будет продолжаться вплоть до 2020 года. Реализация проектов по строительству и реконструкции автодорог будет осуществляться совместно с международными финансовыми организациями.

290513 iran

В период реализации проектов до 2020 года объем финансирования по линии международный ресурсов — Всемирный банк, ЕБРР, АБР, ИБР – составит около 760 млрд. тенге. В конечном итоге масштабное строительство и реконструкция автодорог позволит создать в стране порядка 200 тысяч рабочих мест до 2020 года.

И вот что думает по этому поводу Директор Института регионального развития Республики Казахстан, профессор Валихан Тулешев:

— Великий Шелковый путь, это система дорог, связывавшая раньше Китай с различными регионами  Евразийского континента, вплоть до северных морей.

В современных условиях идея воссоздания Великого Шелкового пути приобретает сверх актуальное значение, вовлекая страны Центральной Азии в процесс всемирной торговли.

Для нашей же страны сотрудничество Казахстана с Китаем в этом вопросе выходит в разряд безусловных приоритетов.  Для Казахстана, как государства, находящегося между Китаем, и условно говоря, Европой, эта геополитическая идея становится важной стратегической задачей. Для нас является важным создание сети современных дорог, следующих в самых разных направлениях.

Шанхайская Организация Экономического Сотрудничества уже приняла планы транспортно-логистического развития, одним из направлений которого стала дорога, ведущая из Казахстана, через Туркменистан и Иран, в страны Персидского залива.  Эта дорога уже принята в эксплуатацию второго декабря этого года.

Еще одним важным маршрутом реализации идеи Великого Шелкового пути является направление «Баку-Тбилиси-Джайхан». Это и нефтепровод и автомобильная дорога «Баку – Тбилиси — Карс», являющиеся составной частью транзита грузов и рабочей силы из Казахстана в Южную Европу. А в обратном  направлении Великий Шелковый путь выводит нас к восточному порту Китая, позволяя осуществлять экспорт казахстанских товаров водным путем в Корею и Японию.

Таким образом, создается большой экономический коридор за пределами КНР, который насыщается дорогами, логистикой, соответствующей инфраструктурой, позволяющей обеспечивать быструю доставку товаров и грузов с одной части Евразийского континента в другую. И это дает возможность государствам — членам Шанхайской Организации Сотрудничества активно участвовать в данном проекте.

Ну и не будем забывать, что составной частью Великого Шелкового пути является система нефте и газопроводов, идущих из Казахстана и Туркменистана в Китай.

Виктор МАЙЛИН