АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Казахстанцам объяснили, почему цены на нефть падают, а бензин дорожает

скачанные файлы (2)За неполную неделю ценники на автозаправках сменились уже несколько раз. Стоимость самых популярных марок то поднимается, то снова падает. В Министерстве энергетики уверены, что подобные колебания будут продолжаться еще, как минимум, два-три месяца. Сегодня в правительстве рассказали, когда цены на АЗС стабилизируются и как власти намерены преодолевать зависимость от импортного бензина.

Привыкнуть к какой-либо одной цене на бензин самых популярных марок у казахстанских автовладельцев сейчас нет никакой возможности. Если в начале этой недели литр 92-го стоил 135 тенге, то уже сегодня на большинстве заправок за него просят 125, а в некоторых местах даже 124 тенге. То же самое происходит и с курсом американского доллара — именно это в правительстве и называют свободным плаванием.

И все же один вопрос так и остался без ответа: почему стоимость нефти на мировых рынках падает, а цена ГСМ ведет себя совершенно противоположным образом – растет и весьма быстрыми темпами. Все эти экономические хитросплетения сегодня и решили разъяснить казахстанцам руководители Министерства энергетики. Чтобы ликбез получился аргументированным, а все цифры выглядели солидными, вице-министр Узакбай Карабалин принес сразу несколько папок с графиками, диаграммами и статистикой. Причину постоянного подорожания топлива он объяснил просто: слишком уж казахстанский рынок зависит от поставок из-за рубежа.

Узакбай Карабалин, вице-министр энергетики РК:

— Казалось бы, логично было бы, если цена на нефть падает, то мы должны были бы тоже отпускать. Здесь есть один момент, одну треть необходимого объема нефтепродуктов мы покупаем в основном в России. Они покупают на заводах, у частных структур по контрактам. Там уже оптовые покупки по контрактам — цена устанавливается продавцом на рыночных условиях.

Ожидается, что обеспечивать внутренний рынок собственным бензином Казахстан сможет лишь к 2017 году – к этому времени завершат модернизацию трех отечественных нефтеперерабатывающих заводов. До тех пор бензин придется импортировать, а в его стоимость продавцы включают не только расходы на перевозку и хранение, но и на содержание персонала. Отказ от искусственного сдерживания цен позволил предотвратить в республике топливный дефицит, и теперь в Минэнерго не исключают: бензин может даже подешеветь.

Узакбай Карабалин, вице-министр энергетики РК:

— Здесь вопрос, а почему нет? Если на рынок придет достаточно много бензина и если мы его не покупаем по тем ценам, которые нам предлагают, естественно, продавец будет снижать эти цены.

В Министерстве энергетики считают, что незначительное колебание цены будет продолжаться еще несколько недель. Стабилизацию эксперты ожидают в конце ноября. К зиме, по мнению экспертов, рынок самостоятельно определит оптимальную розничную стоимость самых ходовых марок бензина.

А вот казахстанским фермерам во время уборки урожая беспокоиться о ценах не придется. Стоимость дизельного топлива и популярного в аулах 80-го бензина правительство будет по-прежнему контролировать административными методами. Дефицита этих марок ГСМ тоже не ожидается – солярки на складах и заводах хранится предостаточно.

Дамира Смаилова

Источник — КТК