Уже не один год специалисты придумывают все новые и новые способы развития государственного языка в стране. Однако пока ни один из многочисленных методов овладения казахским языком гражданами не заработал, что называется, на полную катушку.
Неужели народ у нас настолько необучаемый или, может, все-таки методы обучения неэффективны? О том, что, наконец, позволит массово овладеть госязыком, спросили напрямую у обычных казахстанцев. Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения Demoscope при международном центре журналистики MediaNet провело очередной опрос на тему отношения к проблеме развития государственного языка в Казахстане. Согласно официальным данным, предоставленным комитетом по языкам Министерства культуры и информации РК международному центру журналистики MediaNet, на развитие государственного языка в 2011 году только из республиканского бюджета было выделено 4,2 миллиарда тенге, в 2012 году – 2,5 миллиарда тенге. Но воз и ныне там. Чтобы выяснить, почему темпы освоения госязыка населением, несмотря на огромную финансовую поддержку, оставляют желать лучшего, исследователи обратились к народу.
Для начала в ходе опроса у казахстанцев спросили, в чем, по их мнению, кроется основная причина медленного освоения казахского языка населением. Четверть населения страны придерживается мнения, что «значительная часть выделяемых на язык средств, возможно, расхищается». Такую версию с «криминальным оттенком» в качестве причины назвали преимущественно респонденты из Костанайской (40% опрошенных по области), Южно-Казахстанской (ЮКО) (31%), Мангистауской (29,5%) областей, а также Астаны (33%) и Алматы (30%). Не менее важной причиной торможения процесса изучения языка казахстанцы назвали «недостаточные усилия в изучении» не владеющей казахским языком частью населения (35%). Примечательно, что преимущественно эту точку зрения поддержали жители Северо-Казахстанской области (СКО) (69% опрошенных по этой области), а также Кызылординской (58%), Атырауской (52%), Восточно-Казахстанской (ВКО) (50%), Жамбылской (50%) и Павлодарской (48%) областей. В наименьшей степени этой причиной проблемы развития госязыка считают жители Костанайской (10%), Мангистауской (23,5%) областей и Алматы (18,5%). Еще 20% из числа всех опрошенных считают, что «система и методика преподавания казахского языка устарели и нуждаются в обновлении, а значит, бюджетные средства направляются на уже неактуальные цели». Эту точку зрения поддержали при опросе в основном жители Карагандинской (40%), Актюбинской (32%) областей и ЮКО (31%). Кроме того, среди причин проблемы освоения казахского языка населением респонденты называли отсутствие или недостаточность бесплатных курсов, в том числе при организациях, дороговизну учебников и пособий, трудность терминологии, дефицит профессиональных преподавателей и качественной методики, частое изменение школьных программ, необходимость постепенного внедрения системы обучения с детского сада. Опрошенными также указывалось, что значительная часть невладеющих госязыком – пенсионеры, которым обучение дается гораздо труднее, чем молодым.
После того как главные причины «молчания» выяснились, исследователи предложили респондентам поделиться своими идеями «как разговорить народ». Эта часть опроса оказалась весьма эмоциональная, казахстанцы с удовольствием рассказали, как, по их мнению, нужно решать данную проблему. Вариантов успешного языкового обучения населения было названо множество. И, кстати, большая часть из предложенного не лишена здравого смысла. Большинство респондентов сошлись во мнении, что в стране необходимо открыть бесплатные курсы казахского языка и активизировать обучение с детского сада. 18,5 процента опрошенных в целом высказали необходимость проверить все имеющиеся методики преподавания казахского языка на предмет эффективности и оставить только самые результативные. Ужесточить контроль в этой сфере и проверить, как конкретно осваивались выделяемые на данные цели средства в течение последних лет, предложили 17% от общего числа опрошенных. Представители Костанайской области пошли дальше и высказались за внедрение общественного контроля за средствами на развитие языка. 11% респондентов от общего количества опрошенных считают, что нужно изучить успешный мировой опыт по языковому обучению населения и внедрить его в Казахстане. Эту позицию активно поддерживают в основном жители Костанайской области (33,5%) и Алматы (21,5%).
Больше половины опрошенных считают, что заговорить на казахском языке поможет улучшение методики преподавания и изменение тактики внедрения госязыка с агрессивно-напористой на лояльную и поэтапно-синхронную, отметив, что «желание изучать язык есть, но нет общей системы, и отбивать это желание не надо». Таких, которые, напротив, за более радикальные методы решения – от материальных (штрафы/поощрения) до увольнения и даже депортации, – оказалось немного, всего 21 процент из общего числа респондентов.
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы
Источник: Сайт газеты «Литер»