В ряде отечественных СМИ просочилась информация о том, что казахстанцы активно скупают автомобили на российском автопроме из-за падения рубля. Учитывая тесные связи Казахстана с Россией, это не может не отразиться на отечественном рынке. В этой связи мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию главу Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрея Лаврентьева, передает корреспондент BNews.kz.
«Непонятно какие машины завозятся. Уже начинаются всякие криминальные схемы. Граждане приезжают и, иногда, не знают нужно ли оплачивать НДС, или не нужно. Происходит занижение инвойсов (счетов — прим.автора). Люди приезжают и не все платят налоги, не оплачивают пошлины. Это, в определенной степени, может привести к коллапсу. Конечно, это отразится на рынке новых автомобилей. Мы видим, что дилеры дорогих автомобилей уже испытывают серьезные трудности с реализацией авто, которые официально растаможены, заплачены на них налоги. Я считаю, что незамедлительно необходимо обратить внимание на эту ситуацию, тем более, что наши белорусские коллеги уже принимают определенные меры по стабилизации данной ситуации. Нужно серьезно посмотреть на эту ситуацию. У нас должны быть четкие своевременные ответы»,- считает Андрей Лаврентьев.
По словам главы АКАБ, ситуация позволит выработать механизмы, которые позволили бы Казахстану включать защиту собственного рынка.
«Я считаю, что это очень важно. Все об этом переживают и всех это напрягает», — подчеркнул Лаврентьев.
Те планы, которые автомобильные импортеры, дилеры, дистрибьюторы составили на следующий год, как отметил Андрей Лаврентьев, сейчас в спешном порядке пересматриваются.
«Понятно, что ситуация временная, но неприятно, что это никем не контролируется. Они наносят существенный вред цивилизованному развитию рынка. Необходимо жестко взять ситуацию под контроль, четко и спланированно объяснить людям. Я очень встревожен и обеспокоен сложившейся ситуацией. Как президент ассоциации, я ежедневно получаю огромное количество писем от дистрибьютеров и импортеров, которые, мягко сказать, напряжены данной ситуацией»,- сказал он.
Глава казахстанского автопрома признался, что объемы ноября-декабря оставляют желать гораздо лучшего.
«Нам необходимо оперативно принять конструктивные меры»,- отметил А.Лаврентьев.
Говоря о конкретных мерах, Андрей Лаврентьев выразил мнение о необходимости предусмотрения условия по ограничению рынка.
«Сейчас этим вопросом мы занимаемся, какие стабилизационные меры можно придумать. Я думаю, мы в силах представить план по защите автомобильного рынка Казахстана. Сегодня это касается и дилеров, но если это продолжится, то ситуация коснется и производителей авто. Потому что такое падение рубля вводит дестабилизацию. На самом деле эти автомобили кардинально не дешевле: мы смотрим и сравниваем стоимость в текущий момент и схемы, я не могу сказать, что цены кардинально различаются. Все это больше на уровне рекламных объявлений, шока и ажиотажа на фоне падения рубля. Вся эта истерия, в том числе и в СМИ, формирует так называемый отложенный спрос у наших покупателей, то есть когда люди хотели приобрести автомобиль начинают задумываться, искать родственников и перекупщиков в России, часто это лжепредприятия, которые сели на этот бизнес и заряжают инвойсы. Все это ненормально. Это все формирует вокруг себя определенные схемы и криминал», — пояснил А.Лаврентьев.
С этим необходимо бороться, считает глава АКАБа, начиная с разъяснений, чтобы казахстанцы не наделали глупостей, отправляясь за покупкой авто в Россию, думая, что это намного дешевле.
«По факту, когда они возвращаются сюда, то они платят доставку, НДС, в итоге дешевле это не выходит», — подсчитал Андрей Лаврентьев.
Резюмируя, он отметил, что сложившаяся ситуация может негативно повлиять и на автопроизводителей Казахстана.
«С учетом отложенного спроса это может негативно повлиять на объем производства в 2015 году, поэтому мы будем решать этот вопрос», — заключил он.
Саяжан Каукенова