АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Керимсал Жубатканов. Агросектор Казахстана. Проблемы и решения.[:]

[:ru]

В каждом своем Послании к народу Казахстана Елбасы уделяет первостепенное внимание дальнейшему прогрессивно-поступательному развитию сельского хозяйства страны. Так, в своем Послании 2018 года Н.А. Назарбаев сказал: «Аграрная политика должна быть направлена на кардинальное увеличение производительности труда и рост экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции».

С 1991 года в Казахстане начались коренные перемены в его сельском хозяйстве. Уже, как прежде, рассчитывать на прежние дотации аграрный сектор республики не мог. Однако необходимо было создать условия, чтобы сельскохозяйственный потенциал Казахстана успешно раскрылся. В первую очередь – помочь встать на ноги инициативным и трудолюбивым хозяевам. Главной проблемой был вопрос о введении института частной собственности на землю. Первое, к этому не было готово само общество. Второе, имелись опасения, что, получив участки в собственность, сельчане по разным причинам быстро их лишатся и останутся без средств. Принятый в июне 1991 года Закон «О земельной реформе», хотя и создавал условия для различных форм хозяйствования на земле, но в то же время носил половинчатый характер и переход земли в частную собственность не регламентировал. В первой половине 1990-х годов по инициативе Президента страны был принят ряд законодательных актов, заложивших основы рыночных отношений в аграрном секторе и создавших условия для преодоления системного кризиса в отрасли. Все земли провозглашались государственной собственностью, а право пожизненного наследуемого владения предоставлялось только в отношении участков для личного подсобного хозяйства или дачного строительства. Землевладельцы и землепользователи, производящие сельхозпродукцию, арендовали землю у государства и получали право самостоятельного хозяйствования. На первом этапе приватизации сельскохозяйственные объекты преобразовывались в коллективные предприятия, а трудовые коллективы наделялись имущественными паями. Для того чтобы обеспечить стабильную работу совхозов, применили схему, по которой их руководители получали по десять процентов имущественного пая, и еще столько же им отдавали в управление на пять лет. При положительных результатах эта часть в дальнейшем переходила им в собственность.

На втором этапе приватизации (1993–1995 годы) был введен институт купли-продажи права землепользования. Тем самым земля, находящаяся в аренде, вошла в рыночный оборот, и теперь ее можно было закладывать под банковский заем. В 1994 году в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям различных форм собственности и оздоровления их деятельности был создан Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Владельцы условных земельных долей и имущественных паев стали

пользоваться правом объединяться и создавать предприятия. К 1995 году было приватизировано 1,5 тысячи государственных сельхозпредприятий (более 80 процентов). На их базе возникло более трех тысяч малых предприятий, акционерных обществ, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако доля их продукции была все еще незначительной. Диспаритет между рыночными ценами на энергоносители и сельско-

хозяйственную продукцию, разрыв связей между производителями и перерабатывающими предприятиями существенно затрудняли развитие фермерства. Финансовая поддержка государства была необходима, но всех вопросов не решала. У сельского хозяйства Казахстана в условиях рынка был только один правильный путь дальнейшего развития – это развивать экономически эффективные, рыночные предприятия и продолжать проводить земельную реформу.

Выполнение Стратегии «Казахстан-2050», усиление конкуренции в Таможенном союзе и ожидаемое вступление в ВТО – все это потребовало вывода агропромышленного комплекса Казахстана на качественно новый уровень. Сельское хозяйство оставалось приоритетным для экономики Казахстана.

Осознавая его потенциал, в феврале 2013-го Президент поручил Правительству реализацию долгосрочной программы «Агробизнес-2020». Программа предусматривает рост государственной поддержки сельского хозяйства в 4,5 раза к 2020 году. Однако в отличие от прежних программ акцент был сделан на не директивные установки, а на то, чтобы создать условия для конкурентоспособности сельского хозяйства, надо сделать его более прибыльным и менее рискованным. С 2014 года государство стало выделять средства на закупку сырья для перерабатывающих предприятий. В перечень субсидируемой продукции были включены наиболее импортозависимые позиции: сахар, сухое молоко, сливочное масло, сыры. Благодаря оперативно принятым мерам уже в 2014 году производство сливочного масла выросло более чем на десять процентов, а сухого молока на четверть. В целом за год пищевое производство увеличилось на три процента.

Одновременно начал расти экспорт сельскохозяйственной продукции. В 2014 году экспорт говядины и молока увеличился в шесть раз, колбасных изделий – в девять раз. Положительную динамику показал экспорт мясных консервов, кисломолочной продукции. Снизился лишь экспорт муки. В целом принятая программа позволила укрепить позиции казахстанских сельхозпроизводителей. В 2015 году государственные субсидии в сельском хозяйстве достигли почти миллиарда долларов. При этом сельхозпроизводители почти не платили налогов. Свою оценку этому Елбасы дал в марте на XVI съезде партии «Нұр Отан», заявив о недопустимости перекосов в государственной поддержке сельского хозяйства. Еще одно поручение Главы государства касалось привлечения транснациональных компаний к крупным проектам аграрной промышленности Казахстана. Уже через год в аграрный сектор страны были привлечены стратегические инвесторы из Германии, Италии, Китая, намечено строительство крупных молочно-товарных ферм и завода в Акмолинской области. Разработаны проекты современных мясокомбинатов в Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Костанайской областях. Общий объем инвестиций в эти проекты составил более 60 миллиардов тенге. Все это позволило создать тысячи рабочих мест. В апреле 2016 года в Астане состоялась учредительная сессия Исламской организации по продовольственной безопасности. Председательство в данной организации полностью отвечает национальным интересам Казахстана по усилению позиций на региональном и мировом рынке продовольствия.

В 2016 году продукция сельского хозяйства и экспорт из Казахстана выросли на пять процентов. Был собран рекордный урожай зерновых, экспорт зерна увеличился более чем на четверть. Рост аграрного сектора продолжился и в 2017 году.

В Послании 2018 года Глава государства отмечал, что новая роль АПК как одного из драйверов роста экономики и ставит задачу сделать Казахстан одной из ведущих аграрных держав и, соответственно, занять свою нишу на продовольственных рынках мира. Для достижения поставленных целей была разработана новая Государственная программа развития АПК. Ее основными приоритетами стали насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала отечественной продукции, максимальное вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственные кооперации, эффективное использование водных ресурсов и развитие торгово-логистической инфраструктуры. Государственная политика, направленная на поддержку отечественных сельхозпроизводителей и реформирование агропромышленного комплекса, будет последовательно продолжаться.

 

Алтынорда

[:]