[:ru]
Казахи — депутаты Государственной думы
История парламентаризма современного Казахстана начинается в апреле 1906 года, когда в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге был созван I созыв Государственной Думы. Деятели Алашского движения, которые стали депутатами Госдумы, начали борьбу за национальное единство и самоопределение казахского народа в рамках конституционной монархии с 1905 по февраль 1917 года в условиях первого российского парламента.
По манифесту царя был образован первый парламент Российской империи, в его работе были незыблемые основы гражданской свободы, гарантирующие фактическую свободу личности, свободу совести (вероисповедания), свободу слова и т.д. Вместе с основными законами, принятыми 23 апреля 1906 года, и рядом других юридических актов, рожденных после него, этот Манифест внес большой вклад в конституционное развитие тогдашней России. Царская Россия эволюционным путем начала двигаться в направлении конституционной монархии западного типа. В тогдашнем обществе идеи о парламентаризме и независимой судебной власти стали популярны. Появились надежды в создании правового государства и суверенитета народа. Кроме того, основные законы, принятые 23 апреля 1906 года, создали двухпалатную парламентскую систему, состоящую из Государственной Думы и Государственного Совета. Этот закон рассматривался как первая Конституция Российской империи. В то же время большая государственная власть осталась в руках царя: ни один закон не вступил в силу без утверждения царя. Указом царя, подписанным 19 октября 1905 года, был изменен и Совет министров (правительство) царской России, была введена должность председателя Совета министров (премьер-министра). Совет министров стал высшим органом исполнительной власти царской России. Совет министров был подотчетен царю и наделен инициативой по разработке законопроектов и в некоторых случаях юрисдикцией. Формирование состава правительства и наблюдение за политикой правительства, особенно за его внешней политикой и армейскими делами, полностью оставались в руках русского царя.
Государственная Дума избиралась сроком на 5 лет и была наделена полномочиями анализа и одобрения всех законов царской России. Однако законы должны были вступать в силу только после одобрения и утверждения Государственным Советом. К тому же половина членов Госсовета была назначаема царем, а другая половина избиралась из общественных организаций и учреждений (дворянские общины, академия наук, университеты, православная церковь). Законопроект поступал на утверждение царю только тогда, когда Дума и Совет единогласно поддержали его.
Когда была создана Государственная Дума, деятели Алаша глубоко осознали значение парламента и возлагали на него большие надежды на защиту прав и интересов родного народа, живущего в колониальном рабстве. Прежде всего деятели Алаша использовали Думу как трибуну против колонизации казахов, в расширении их политических и правовых норм. С этой целью алашская интеллигенция боролась за получение равноправного избирательного права для более чем 5 млн жителей — казахов со славянским народом. Когда было разработано Положение о выборах в Государственную Думу, было принято решение о участии представителей казахского народа в выборах в Думу.
Таким образом, в результате грамотной политической работы и борьбы деятелей Алашского движения в начале ХХ века у казахов появилась возможность отстаивать, ставить жизненно важные вопросы, касающиеся жизни и деятельности родного народа и защищать национальные интересы казахского народа в царском парламенте.
Думаю, что нужно создать специальную исследовательскую научную группу, которая будет иметь госфинансирование и т.д., для более глубокого и всестороннего изучения вопроса деятельности Алаш в рамках царского парламента в начале ХХ века. Это даст нам возможность еще лучше и полнее узнать историю Алашского движения и взять все самое ценное и нужное для еще более успешного развития современного отечественного парламентаризма и его результативной и качественной работы во благо всего многонационального народа Казахстана.
Новости Казахстана. Алтынорда
[:]