АЛТЫНОРДА
Блог Керимсала ЖубаткановаГерои Казахской землиГлавные новостиНовости Казахстана

Керимсал Жубатканов. Антиколониальное движение «Алаш». И казахская национальная идея

Движение Алаш — национально-освободительное движение казахского народа против колониальной политики Российской империи в первой четверти XX века. В начале прошлого века значительная часть территории казахов перешла в собственность Российского государства, число переселенцев резко возросло, а коренное население было насильственно выселено с насиженных мест. Борьбу против царской политики возглавила казахская национально-демократическая интеллигенция — движение «Алаш».

 

Программным документом движения «Алаш» стало Каркаралинское прошение 1905 года. В конце 1905 года в Уральске был созван съезд представителей пяти областей Казахстана, где было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на основе которой возникла партия «Алаш». После октябрьской 1917 года жизнь людей ухудшилась, политические силы раздробились. В этой ситуации лидеры казахского либерально-демократического движения приняли решение ускорить проведение Всеказахстанского съезда, учитывая быстро меняющуюся политическую ситуацию и прямо противоположные цели политических сил, которые тогда действовали в Казахстане.

 

В июле 1917 года в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы управления, автономии, участия в Учредительном собрании, создания политической партии, земли, народного ополчения, образования, правосудия и другие вопросы. Основное решение съезда: защита права территориальной и национальной автономии казахов в рамках «Российской демократической, парламентской и федеративной республики». Значимым событием на съезде стало то, что был решен вопрос о создании партии «Алаш». А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Шокай искали пути развития казахского общества и руководили работой мусульманской фракции в Государственной Думе.

 

По их инициативе были созданы журнал «Айкап» (1911 г.), газеты «Бирлик туы», «Сары-арка», «Ак жол», которые на своих страницах проводили большую пропагандистскую и просветительскую работу. Основной целью движения Алаш было установление самоуправление казахского народа, получение права народа на образование независимого государства, ограничение миграции из внутренней России на казахскую землю. Представители движения «Алаш» выступали за сохранение традиционного животноводства, развитие сельского хозяйства, промышленности и торговых связей. Важное место в их программе заняло развитие национальной культуры, образования и казахского языка.

 

Движение Алаш возникло во время революции 1905-1907 годов. 1917 году в России произошла т. н. Октябрьская революция, которая была отвергнута деятелями «Алаша» и партией в целом. Они сказали: «Мы освободим казахский народ от ига колониализма!» и были объединены под этим лозунгом. Задолго до октября 1917 года лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали программу социально-экономического и политического развития Казахстана. 21 ноября 1917 года проект программы партии «Алаш» был опубликован в газете «Казах».

 

Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местные свободы, основной закон, религия, правительство и судебная система, общественная защита, налоги, вопросы труда, развитие науки и знаний, земельный вопрос. Целью партии Алаш было восстановление национального государства казахов, распавшегося в XVIII-XIX веках, и введение института президентства. Правительство Алашской автономии вело свою деятельность в очень сложных условиях. Оно начал устанавливать местную власть в степных районах Казахстана.

 

Центральные районы страны управлялись из города Жана Семей, западные районы из села Жампыти, а также существовало административное деление Торгай. Они основали новые суды и полицейские органы. Были объявлены основные программные цели партии: освобождение страны от колониального рабства; вывести казахское общество из средневекового состояния и присоединиться к сообществу цивилизованных стран; осуществление коренных изменений в социально-экономической и общественно-политической жизни казахского общества.

 

Программа партии «Алаш» основывалась на объединении казахского общества на основе национального единства, а не классового. Партия «Алаш» требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и открытия школ и высших учебных заведений с обучением на родном языке, выступала за ограничение процесса миграции крестьян из европейских районов России на казахскую территорию, предоставление свободы и политических, социальных прав. Программа была направлена ​​на создание автономии для «всех казахских регионов», то есть регионов в составе Российской Демократической Федеративной Республики, которые представляли бы собой сплошную территорию с местным самоуправлением и преимущественно казахским населением (принцип этнической территории). Вся территория автономии со всеми ее богатствами и недрами была объявлена ​​собственностью Алаша. Равенство гарантировано всем, независимо от сословия, религии и пола.

 

Были провозглашены буржуазные свободы — это свобода слова, печати, профсоюзов. Партия выступала за отделение религии от государства, проведение судов на казахском языке, а в селах на основе обычного права. Браки, разводы, регистрация рождений и смертей должны были быть оставлены в ведении шариатских мулл, а дела, связанные с выкупом за невесту, должны были быть переданы в судебные органы. В программе большое внимание было уделено вопросам образования (бесплатное образование на казахском языке, открытие университетов и библиотек).

 

В программе партии «Алаш» были выражены идеи и чаяния либерально-демократических слоев казахского народа. Эти идеи включали образовательный и культурный прогресс, экономическую модернизацию, демократическую правовую основу, равенство и массовое участие в политике посредством демократического избирательного механизма. В Программе партии «Алаш» сформулированы идеи демократии и верховенства закона, толерантности, предложены пути решения аграрной проблемы, определены основные стороны жизни общества и государства. В 1930-е годы прошлого века члены партии «Алаш», преследуемые за т. н. буржуазный национализм, были прежде всего преданы своему народу и стране. Их отличала приверженость высоким идеалам, самоотверженность, верность, уважение к образованию и труду.

 

Эта программа обеспечила широкую популярность партии «Алаш» среди казахского народа. Хотя все национально-ориентированные политические структуры были разрушены большевиками, движение Алаш не сразу сошло с арены политической борьбы. Идеи Алаша поддержали Т. Рыскулов, С. Асфендияров, С. Кожанов, С. Садуакасов и Ж. Мынбаев. Ряд лидеров движения «Алаш» не покинули арену идеологической деятельности и борьбы. В 1920 году А. Букейханов предложил молодым людям, находившимся под влиянием идей «Алаша» и никогда не выступавшим на открытых протестах против советской власти, вступить в партию большевиков и тем самым служить национальным интересам казахского народа.

 

Это обращение лидера казахской интеллигенции в советский период было своеобразным выходом из сложившейся политической ситуации. Десятки деятелей Алаша (среди них С. Садуакасов, Ж. Султанбеков, Н. Нурмаков) вступили в ряды большевистской партии и приняли участие в осуществлении верховной власти в Казахстане, приложив тем самым все усилия для придания советской власти в Казахстане национального содержания с середины 1920-х годов. К сожалению, с середины 1920-х годов и в 1930-е годы Сталиным велась кампания по фальсификации ключевых вопросов истории казахского народа (истории присоединения Казахстана к России и истории национально-освободительного движения в Казахстане в царский период) проводилась в официальном советско-идеологическом направлении и «по заказу» писались лже-исследования.

 

В ответ на это насилие над духовной жизнью казахов возникают такие произведения казахской истории и литературы, как «История раздела казахской земли», «История казахского народа» Тельжана Шонанова и «Бывшие иноземцы» Кошке Кеменгерова, М. Тынышпаева «Материалы по истории кыргызско-казахского народа» и «Актабан шубырынды» («Годы Великого бедствия»), составлены и изданы сборники «Аламан» и «Исатай-Махамбет» Х. Досмухамедова и др. И по сей день они не утратили своего научно-исторического и воспитательно-образовательного значения. Попытка Аймауытова и Амангали Сегизбаева разработать программу литературной организации «Алка» не имела благополучного решения из-за вмешательства сталинского ОГПУ.

 

Работа продолжалась и за рубежом. Об этом свидетельствует 10-летнее (1929-1939 гг.) издание Мустафой Шокаем журнала «Яш Туркестан» («Молодой Туркестан») за рубежом. Эмигрировавшие представители движения «Алаш» были ориентированы на политическую борьбу за национальную свободу Казахстана и выступали за объединение с соседними мусульманскими странами. Многие деятели движения Алаш подверглись политическим преследованиям и сталинским репрессиям. Политические взгляды, выбранные руководителями Алаша в начале XX века и одобренные на региональных съездах казахов, остались неизменными и были направлены на создание казахской автономии, созыв учредительного собрания, защиту прав и свобод своего народа.

Altyn-Orda.kz