[:ru]
Сегодня, 3 января 2022 года, на украинском сайте «Гордон» появилась статья под названием «У России будут большие проблемы с Казахстаном – Венедиктов».
Вот ее основное содержание:
«В Казахстане у власти оказалась новая генерация политиков, которая меньше связана с Россией, чем было ранее, и из-за этого у РФ возникнут проблемы. Такое мнение 1 января в эфире радиостанции «Эхо Москвы» выразил ее главный редактор Алексей Венедиктов.
Речь об этом зашла после вопроса о том, почему президент РФ Владимир Путин продолжает встречаться с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, хотя есть действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев.
«Надо понимать, что не так много людей, которых Путин считает более опытными, чем он, – это Назарбаев и [президент США Джо] Байден. […] И Путин понимает, что новое поколение политиков не так связано с Россией, даже такие, как Токаев. И он понимает, что Назарбаев – это человек, который имел определенное представление советское, так же как Путин, об этой территории и поэтому более компромиссный», – ответил Венедиктов.
Он отметил, что «дело не в Токаеве, а в новой генерации политиков казахстанских». Главред «Эха Москвы» привел пример с введением в Казахстане латиницы вместо кириллицы.
«Назарбаев очень аккуратно общался все время – если не с разрешения [первого президент России Бориса] Ельцина, Путина, то при информировании Ельцина, Путина – с западными партнерами. Сейчас у Казахстана, во-первых, левое плечо – китайское. В Казахстане гораздо более сильные китайские интересы, чем российские, и, во-вторых, американские», – считает Венедиктов.
По его словам, из-за попадания под американские санкции из-за коррупции для Назарбаева «всегда была большая проблема приехать в Нью-Йорк на Генеральную Ассамблею» ООН.
«Токаев – новая история. Ему легче. Я думаю, что у России большие проблемы с Казахстаном (или у Казахстана большие проблемы с Россией) в следующем десятилетии, при следующей генерации. А все-таки Назарбаев – это сдерживающий сам факт. Поэтому Путин использует Назарбаева в качестве противовеса Токаеву, безусловно. Тем более, что это разные кланы и разные люди за ними стоят», – объяснил Венедиктов». (https://gordonua.com/news/worldnews/u-rossii-budut-bolshie-problemy-s-kazahstanom-venediktov-1589138.html)
Почему я не согласен с мнением Венедиктова.
Первое. Тридцать лет назад распад Советского Союза привел к созданию новых независимых государств. За эти годы жизнь в братских республиках сложилась по-разному. За короткий исторический период Казахстан прошел впечатляющий путь к подлинной независимости, государственному суверенитету, созданию полноценной современной экономики и динамично развивающейся социальной сферы. Это был нелегкий путь. Наша страна понимает все трудности и проблемы. Независимый Казахстан — ответственное государство, занимающее активную позицию как в мировой политике, так и в центральноазиатском регионе.
Идеи Алашского движения начала XX века за национальное и демократическое развитие нашли свое конкретное отражение в конце XX века при становлении суверенной и независимой Республики Казахстан под руководством президента Назарбаева. Именно он создал современное государство со всеми институтами власти, системой полноценного управления, регулярной армией и флотом, общепризнанными границами, своей валютой и т. д., чего до этого не было в истории нашего народа.
Не секрет, что для любого государства СНГ взаимоотношения с Россией очень важны и исключительны. И то, что взаимоотношения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией с 1991 года и по сей день позитивны, конструктивны, результативны и взаимовыгодны — это заслуга первого президента, который сумел выстроить правильные взаимоотношения и с Михаилом Горбачевым, и с Борисом Ельциным, и с Владимиром Путиным.
Назарбаев и Токаев сумели во имя высших интересов нашего народа и государства на каждом из этих этапов сохранить дружбу, добрососедство и взаимовыгодное сотрудничество в разных сферах межгосударственного, так и человеческого общения между двумя народами и государствами.
И сейчас отношения между РФ и РК являются союзническими, братскими, равными и взаимовыгодными, что идет на пользу прежде всего нашему народу и стране, а также России и его народа. Здесь не надо быть профессиональным психологом, но понятно, что это совсем разные по характеру, харизме и стилю государственного управления руководители соседнего государства.
Независимому Казахстану удалось на каждом этапе из этих 30 лет построить конструктивно-позитивные отношения с этими лидерами РФ в интересах Казахстана и его народа, а также в интересах российского народа и России.
Второе. Переход казахского языка на латинский алфавит – одна из самых сложных, исторически важных процессов модернизации, охватывающих все сферы общественной жизни, которые реализуются после обретения независимости нашей страной, наряду с внедрением рынка и приватизации в экономике и т. д.
Нет сомнений в том, что этот процесс является одним из наиболее резонансных событий в культуре, общественном сознании и социальной среде современного Казахстана. Отсюда, и в стране, и в ближнем и дальнем зарубежье есть полемика. Что касается постсоветских тюркских стран, то Азербайджан был первым, кто перешел на латинский алфавит.
Многие аналитики считают, что влияние Турции на эту реформу было значительным. Переход на латинскую графику в Азербайджане был осуществлен в 1992-2001 годах. Исторический факт заключается в том, что в течение 1920-х годов прошлого века Азербайджан опережал другие тюркоязычные страны по внедрению латинского языка.
Процесс перехода на латинскую графику в Туркменистане и Узбекистане был сложным и еще полностью не завершен. В результате краха советской империи стало заметно расширяться использование латиницы. Почти все страны начали переходить на латинский алфавит, который является основой, фундаментом современной науки и техники.
Известно, что основными факторами конкуренции алфавита являются экономика, политика, религия и культура. В двадцатом веке политический фактор был решающим, а в средние века доминировали религиозные факторы. В нынешнем столетии экономика и технологии являются решающими в выборе алфавита.
Таким образом, до 2025 года казахский язык перейдет с кириллицы на латиницу. Этот переход знаменует создание и развитие настоящего независимого государства – Республики Казахстан и его народа, который полностью и окончательно создаст свое информационно-культурное и духовно-образовательное пространство, которое не будет зависеть от внешнего влияния какой-либо страны, а сама будет определять и формировать эти пространства в своих национально-государственных интересах.
В тоже время триединство языков в Казахстане, о чем президент Назарбаев неоднократно говорил в ходе различных официальных выступлений, даст всестороннею возможность Казахстану быть современным и передовым. В настоящее время Национальная комиссия по переводу казахского алфавита на латиницу работает над усовершенствованием алфавита. Это не перевод, а реформа орфографии казахского языка, поэтому Казахстан не торопится с этим вопросом.
Модернизация казахского алфавита в первую очередь направлена на расширение коммуникативных возможностей казахского языка. Несомненно, что переход на латиницу никак не влияет на состояние русского языка в Казахстане, поскольку касается только казахского языка. Переход на латиницу не означает отказа от русского языка, кириллицы. Решение о переводе казахского алфавита на латиницу было принято только с практической точки зрения. Это постепенный процесс.
Русский язык, имеющий наряду с казахским языком в Республике Казахстан статус государственного в Казахстане, закрепленный в Конституции, данный статус полностью сохранит.
В Казахстане русский язык используется наравне с казахским на всех уровнях и его использование будет продолжаться. Поэтому у русских и русскоязычных казахстанцев, так же как и россиянам, нет никакой надобности волноваться и переживать по поводу перехода казахского языка на латиницу с кириллицы в Казахстане.
Третье. Содружество Независимых Государств было провозглашено 21 декабря 1991 года в городе Алматы, куда по приглашению Елбасы прибыли лидеры России, Украины, Белоруссии, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Молдовы, Армении и Азербайджана.
В соглашении были указаны причины образования организации: 1) историческая общность стран и народов – членов Содружества; 2) стремление к построению демократического правового общества; 3) намерение стран-участниц СНГ развиваться в едином экономическом, культурном и политическом пространстве. СНГ на сегодняшний день является региональным интеграционным объединением.
Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, вместе с тем в базисной сфере взаимодействия, экономической, оно не оправдало многих надежд, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества.
Серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ. Ослабление экономических связей внутри СНГ привело к переориентации внешнеэкономических приоритетов государств Содружества на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных ресурсов, финансовой помощи и товарного импорта.
Страны СНГ за всё время существования организации реализовали ряд общих проектов. Так, существенным событием стало образование Зоны свободной торговли, заменившей сразу две сотни документов, регулировавших торговые отношения между странами СНГ. Участницы Содружества осуществляют совместное командование своими вооруженными силами, регулируют свои ядерные программы, миграционную политику и т.д.
Однако СНГ не является каким-либо государственным образованием, даже конфедерацией: у каждой страны собственное законодательство, своя валюта, экономические приоритеты. Помимо полноправных участниц, статусы наблюдателей в СНГ имеют Монголия и Афганистан.
Распад СССР привел к возникновению новых независимых государств со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования Содружества Независимых Государств, в целом воля народов бывшего СССР была услышана. Наиболее успешными примерами развития в рамках СНГ являются Казахстан и Азербайджан».
Четвертое. 19 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев выступил перед народом Казахстана в эфире республиканских телеканалов, заявив, что снимает с себя полномочия президента. Вот и произошел так называемый транзит власти в Казахстане.
“Я принял решение сложить полномочия Республики Казахстан. В этом году исполняется 30 лет моего нахождения на посту высшего руководителя. Я был удостоен великой чести стать первым президентом Независимого Казахстана. Я принял непростое для себя решение прекратить свои полномочия в качестве президента”, — сказал Назарбаев.
За 1991-2019 годы Республика Казахстан под руководством Назарбаева прошла путь от бывшей союзной республики СССР с сырьевой экономикой, которая обеспечивала весь Советский Союз всем необходимым для промышленности и сельского хозяйства сырьем до самостоятельной, проводящей многовекторную внешнюю политику, создавшей рыночную экономику и постепенно переходящей с помощью индустриально-инновационной политики к полноценному государственному строительству и развитию.
Идеи Алашского движения в Казахстане начала XX века за национальное и демократическое развитие Казахстана нашли свое конкретное отражение в конце XX века при строительстве казахстанской государственности под руководством Назарбаева. Именно он своим созидательным и кропотливым трудом сумел воплотить в действительность все идеи и чаяния Алашского движения и сформировать политический и международный имидж Казахстана на основе этих идей как суверенного, миролюбивого, конструктивного и созидательного государства и общества в рамках СНГ, Евразии и всего мирового сообщества.
Успех и тот авторитет, который имеет Казахстан как независимое молодое государство – во многом результат реализации двух главных основополагающих и фундаментальных принципов. Первый принцип – “эволюция, а не революция”. Второй принцип – “сначала – экономика, потом – политика”. И будущий преемник также будет проводить свою внутреннюю политику, исходя из этих назарбаевских принципов.
Базовыми принципами государственной национальной политики будущего преемника будут являться равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий, что сейчас создано Назарбаевым. Благодаря этому в Казахстане на протяжении уже 30 лет не произошло ни одного политического массового столкновения на этнической или религиозной почве.
[:]